Методическая разработка конспекта интегрированного занятия. Тема: «Воспитание добротой»
методическая разработка (старшая группа)

Научная новизна данной разработки заключается в применении арт- педагогики при воспитании морально- этических чувств дошкольников. «Арт-терапия» – технология целенаправленного использования искусства как средства психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на личность, которая основывается на убеждении, что внутреннее «Я» человека воспроизводится в зрительных образах всякий раз, когда он рисует или занимается лепкой, не слишком размышляя над результатами своего труда, то есть спонтанно, в отличие от тщательно организованной учебной деятельности. Применение арт-терапии на занятиях по морально- этическому направлению – это лечение души ребёнка средствами искусства (изобразительного, музыкального, хореографического). В методической разработки занятия используются следующие арт- технологии:

1. Прослушивание музыки во время самостоятельно- художественной деятельности дошкольников.

2.  Психогимнастика «Я солнышко».

3. Сказкотерапия: «Как Ежиха приласкала своих деток».

4. Художественная творческая деятельность детей.

Использования терапии творчеством в работе с детьми даёт потрясающие результаты, ведь процесс созидания (не по требованию, не по образцу) всегда приносит радость.

Обеспечивая динамическую систему взаимодействия между ребёнком, продуктом его изобразительной деятельности и взрослым (воспитателем) и имея междисциплинарный характер, арт-терапия способна не только осуществить терапевтическое или коррекционное влияние на психическое и физическое состояние ребенка, но и реализовать основные функции образования: воспитательную, развивающую, социализируя и тому подобное. Таким образом, на пересечении веков учёные констатируют формирование нового, педагогического направления арт-терапии – арт-педагогики – что может стать инновационной, здоровьесберегающей технологией личностно ориентированного обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dobrota_novyy.docx774.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Миляуша» с. Терси

Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

Методическая разработка

Конспекта интегрированного занятия

         (развитие речи, СХД, познавательное развитие)

           для дошкольников 6 лет

          Тема: «Воспитание добротой»

                                                                                        Разработала:

                                                                воспитатель МБДОУ д/с «Миляуша» с. Терси

первой квалификационной категории

Васильева Фарида Мирсаетовна

                                                           

                                                                     

                                                       

                 

2020

Пояснительная записка

Будущее России напрямую зависит от сохранения и воспроизводства традиционных нравственных ценностей, идеалов добра и любви. Необходимость в этом продиктована наличием мощного информационного поля, распространение через средства массовой информации образов насилия, страха, безнравственности.

Морально-этическое воспитание- основа социализации дошкольника, то есть умение налаживать общение, входить в общество сверстников, договариваться с ними, высказывать свои пожелания, считаться с интересами других. Эти простейшие общественные качества-первая ступенька на пути развития общечеловеческих нравственных качеств.

Проблема морально-этического воспитания всегда была актуальной. Как вести себя дома, в семье, на улице, со сверстниками? И это не бесполезные, а жизненные и актуальные вопросы. Но для ответов на эти вопросы в учебных программах не выделено достаточно времени. Поэтому педагоги сами должны найти время и определить содержание занятий по морально – этическому направлению воспитания. Учитывая это актуальным и своевременным является введение интегрированных занятий морально-этического воспитания детей дошкольного возраста с применением современных информационных технологий, арт- педагогики (воспитание нравственных качеств с помощью музыки, художественной деятельности, сказкотерапии) и психогимнастики.

Детский сад призван активно участвовать в процессе духовного возрождения нации, обеспечить наполнение всех звеньев образовательно-воспитательного процесса содержанием, который помогал бы педагогам воспитывать честные и сильные характеры, формировать совесть и гражданские добродетели-трудолюбие, скромность, заботы друг о друге, уважение к старшим – и побудил бы расти полезными своему народу.

Научная новизна данной разработки заключается в применении арт- педагогики при воспитании морально- этических чувств дошкольников. «Арт-терапия» – технология целенаправленного использования искусства как средства психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на личность, которая основывается на убеждении, что внутреннее «Я» человека воспроизводится в зрительных образах всякий раз, когда он рисует или занимается лепкой, не слишком размышляя над результатами своего труда, то есть спонтанно, в отличие от тщательно организованной учебной деятельности. Применение арт-терапии на занятиях по морально- этическому направлению – это лечение души ребёнка средствами искусства (изобразительного, музыкального, хореографического). В методической разработки занятия используются следующие арт- технологии:

1. Прослушивание музыки во время самостоятельно- художественной деятельности дошкольников.

2.  Психогимнастика «Я солнышко».

3. Сказкотерапия: «Как Ежиха приласкала своих деток».

4. Художественная творческая деятельность детей.

Использования терапии творчеством в работе с детьми даёт потрясающие результаты, ведь процесс созидания (не по требованию, не по образцу) всегда приносит радость.

Обеспечивая динамическую систему взаимодействия между ребёнком, продуктом его изобразительной деятельности и взрослым (воспитателем) и имея междисциплинарный характер, арт-терапия способна не только осуществить терапевтическое или коррекционное влияние на психическое и физическое состояние ребенка, но и реализовать основные функции образования: воспитательную, развивающую, социализируя и тому подобное. Таким образом, на пересечении веков учёные констатируют формирование нового, педагогического направления арт-терапии – арт-педагогики – что может стать инновационной, здоровьесберегающей технологией личностно ориентированного обучения и воспитания.

Методические рекомендации

Морально-этическое воспитание дошкольников необходимо осуществлять при выполнении всех разделов программы с самого младшего возраста.

Наиболее эффективным в морально-этическом воспитании дошкольников на занятии является сочетание нравственной сути поступков и событий с организацией опыта поведения детей.

Программные задания воспитатель осуществляет на занятии в разных видах деятельности: игры, самостоятельно- художественной деятельности, психогимнастики, упражнений, работа со сказкой.

Для решения поставленных задач используются методы и приёмы: дидактические игры и упражнения; чтение произведений художественной литературы и беседы по их содержанию; рассматривание иллюстративного материала; решение нравственно – этических проблемных ситуаций; коллективное обсуждение действий и поступков персонажей; составление детьми рассказов; вхождение в роль положительного героя художественного произведения.

Для практического применения нравственных представлений, которые формируются на занятии создаются условия в течение всего времени пребывания детей в детском коллективе.

Важно направить усилия на то, чтобы приобретенные знания, умения, навыки стали для детей нормой и правилом в повседневной жизни как в детском саду так и за его пределами. Педагогам обязательно следует помнить, что формирование в детей нравственных ценностей-сложный и длительный процесс. Нужен кропотливый упорный труд, чтобы выработать у ребёнка моральные устои, которые не дадут ему поступать вне принципов морали.

Педагог сам должен быть для воспитанников живым примером и носителем высоких моральных качеств.

Примерная тематика занятий по морально-этическому воспитанию

для старшей группы

по теме: «Воспитание добром»

  1. Скажи мне, кто твой друг.

2. Дружба-самое дорогое сокровище.

3.  Один за всех, все за одного.

4. Честность и правдивость.

5.  Что плохо, а что хорошо?

6.  Об обязанности и ответственности.

7. День святого Николая-душа весело поет.

8. Добро и зло отдельно или вместе жило?

9. Что значит лелеять свою душу?

10.  Милосердие-душа доброго человека.

11. Самое дорогое в мире – мама.

12.  Знай, у тебя есть совесть.

13.  Какой след должен оставить человек на земле.

Пример конспекта интегрированного занятия

(развитие речи, СХД, познавательное развитие)

с применением арт- педагогики

Тема: «Воспитание добротой»

Для кого предназначен: дошкольники, 6 год жизни.

Направленность содержания: развитие речи, СХД, познавательное развитие.

Цели:

1. Продолжить формировать жизненную компетентность детей в вопросах нравственности.

2. Продемонстрировать связь между личным выбором и влиянием этого выбора на других людей. Подвести к осознанию того, что каждый человек приходит в этот мир творить добро.

3. Формировать у детей желание быть добрыми, милосердными, кроткими и приветливыми к окружающим, показать преимущества мирного сосуществование с другими людьми.

4. Развивать у детей моральные качества через ознакомление со сказками.

5. Познакомить детей со словами, которые означают черты характера (добрый, злой, жадный, ласковый).

6. Учить продуктивно взаимодействовать в различных видах деятельности, решать проблемные ситуации. Развивать умение работать в паре.

8. Развивать художественные способности, умения анализировать художественные работы других детей.

9. Воспитывать уверенность в себе, доброжелательность, желание делать добрые дела.

Активизация словаря: добрый, ласковый, злой, жадный, сердитый.

Материалы и оборудование: наглядность картина зайца и ежа, картинка грустного ежа, конверт, свеча, стакан, микрофон, картинки солнышка и тучки, песня «Доброта нужна всем людям» (ссылка на песню: https://drive.gybka.com/q/детские+песни+о+доброте/), для художественной деятельности: изображение глобусов, карандаши, фломастеры, «волшебные палочки», выставка рисунков школьников «Мир моими глазами», видео «Повторяем движения за ёжиком, ссылка на интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=SOkmV474F5k), ноутбук, проектор, презентация со слайдами.

Подготовка детей: Читать художественные произведения «Доброе слово», дидактические игры и упражнения «Хорошо – плохо», упражнение – психогимнастика «Я, веселый волшебник...».

Результаты занятия:

В конце занятия дети:

 объясняют, почему жить мирно- лучше;

 называют действия, поступки, слова, которые способствуют мирным отношениям.

Ориентировочный план занятия:

1.        Организационный момент

Приветствие.

Упражнение «Доброе утро».

3 мин.

2. Мотивационный этап

1 мин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. Познавательная деятельность

Исследовательская деятельность «Какая доброта на ощупь?»

Сюрпризный момент

Дидактическая игра «В каком поступке живет добро?»

Чтение и работа со сказкой: «Как Ежиха приласкала своих деток»

Физкультминутка.

Упражнение «Строители мира»

Самостоятельная художественная деятельность детей «Мир моими глазами»

Презентация работ

4 мин.

2 мин.

4 мин.

2 мин.

3 мин.

5 мин.

2 мин.

4. Оценочно- контрольная деятельность

Упражнение микрофон «Закончи предложение»

1 мин.

5. Заключительная часть.

Психогимнастика «Я-Солнышко»

2 мин.

Рефлексия

1 мин.

Итого

30 мин.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Мы станем строителями и соорудим особый, волшебный мост. Мы должны подготовиться, и я предлагаю вам встать в пары.

Воспитатель: А теперь вам нужно поприветствовать друг друга. Придумайте своё, неповторимое приветствие. Это может быть какой- то жест, слово, мимика лица. После 1-2-минутного обсуждения дети демонстрируют собственное короткое приветствие, которое может состоять даже из одного слова или жеста.

Воспитатель: Молодцы! А теперь превратимся с вами в волшебников и поиграем, исполнив желания друг друга.

Упражнение «Доброе утро».

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатии.

Оборудование: волшебные палочки (карандаши, веточки).

Ход игры: дети становятся в пары. У одного из них-волшебная палочка. Дотрагиваясь к партнеру по игре, ребёнок спрашивает: «Чем я могу тебе помочь?», «Что я могу для тебя сделать?» Ответы- спой, покажи, расскажи и тому подобное.

Примечание: стоит до начала игры провести беседу относительно желаний детей. Акцентировать внимание на том, что внимание к человеку имеет большую ценность, чем стоимость подарка или гостинца.

Воспитатель: Видите, ребята, мы с вами можем исполнять мечты и желания друг друга. Это ведь так здорово- стать Волшебником и совершать людям добро!

2. Мотивационный этап

Воспитатель: Детки, а нужна ли нам доброта? А что нужно делать, чтобы быть добрыми? Какая она доброта? (рассуждения детей)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о доброте и узнаем, какая она, где живет и в чём проявляется!

Основная часть занятия

3. Познавательная деятельность

Исследовательская деятельность «Какая доброта на ощупь?»

(На столе стоит свеча, возле нее прозрачная стеклянная ваза).

Воспитатель: Мои дорогие, скажите, а какая доброта на ощупь? (Дети выдвигают гипотезы.)

Воспитатель: Вот взгляните, я принесла вам свечечку. Что вы чувствуете, когда смотрите на огонь свечи?

Воспитатель: Детки, а сейчас представим, что свеча – это человек. Взгляните, какая она?

Воспитатель: А сейчас поднесите свои ручки к свече, только очень осторожно. Что вы чувствуете когда подносите руки к свече?

Воспитатель: Приятно ли Вам смотреть на эту свечку?

Воспитатель: Вот так и добрый человек, излучает красоту и тепло, нежность и добро... И на такого человека приятно не только смотреть, но и возле него можно согреться. Потому что, он дарит всем добро и тепло своей души!

Воспитатель: А теперь я накрыла свечу стаканом. Взгляните на свечу, что-то изменилось? (нет, она тоже горит и на неё приятно смотреть)

Воспитатель: А теперь прикоснитесь к свече. Что почувствовали ваши ручки? Как вы думаете, какого человека символизирует эта свеча? (ответы детей)

Воспитатель: Итак, накрытая свеча – холодная, это человек, на которого приятно смотреть, но он заботится только о себе и не делает добра другим, поэтому с ним холодно!

(Помочь детям сделать вывод, что добрый человек тёплый, а сердитый человек- холодный, потому что добро не живет в его сердце, поэтому и не греет).

Сюрпризный момент

Воспитатель: Дети, взгляните, что лежит у нашей двери? (у двери лежит письмо)

Воспитатель: Как он сюда попало? Давайте скорее его откроем и увидим, что там написано!

(Дети вместе с воспитателем открывают письмо. А там картинка грустного ёжика).

Воспитатель: Детки, посмотрите на эту картинку, что вы можете сказать? (Ответы детей)

Воспитатель: А почему Ежик грустный? А кто его мог обидеть?

Воспитатель: А вот на другой стороне картинки есть сказка, прочитав её, возможно, мы узнаем кто обидел Ежа…

Воспитатель: Но прежде чем мы её послушаем, нам нужно сделать задание, которое приготовил вам Ёжик.

Дидактическая игра «В каком поступке живет добро?»

Воспитатель: Детки, у вас в руках есть картинка солнышко и тучка. С чем у вас ассоциируется «солнышко»? (добро, тепло, свет) А чем «тучка»? (злость, грусть)

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру, если я называю «плохой поступок», вы поднимаете карточку с тучей, если «добрый» – с солнышком.

Помогать другу в беде.

Проведать больного друга.

Кого-то обидеть.

Защитить слабого.

Делиться тем, что имеешь.

Кого-то обмануть.

Кричать на маму.

Ударить зверюшку.

Не слушаться старших.

Хвастаться перед кем-то.

Радоваться чужой беде.

Сочувствовать, если с кем-то случилась беда.

Дразниться.

Прощать и просить прощения, если кого-то обидел.

Уважать других.

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. А теперь садитесь хорошенько и слушайте сказку…

Воспитатель читает сказку и показывает к ней иллюстрации на слайдах.

«Как Ежиха приласкала своих деток»

У ежихи было двое ежиков-кругленькие, как клубочки, с маленькими иголочками.

Однажды покатились клубочки-ежата поживы искать.

Катятся садом, катятся огородом. Увидели Зайчика. Ест Зайчик сладкую морковку.

Ёжикам тоже захотелось морковки отведать.

Только высунули маленькие головки, а Зайчик как закричит: - Прочь отсюда! Вы гадкие, колючие!

Прикатились ежата к мамочке, плачут. - Почему вы плачете, деточки мои дорогие? - спрашивает мать. - Зайчик говорит, что мы гадкие, колючие.

А Ежиха прижала маленьких деток, приласкала их:

- Да разве ж вы колючие, деточки мои родненькие, - проговорила она. Волосики у вас мягонькие, как лён. Вы же пушистые, кругленькие, как мячики.

Беседа по прослушанной сказке

Воспитатель: Вам понравилась эта история?

Воспитатель: О ком был рассказ?

Воспитатель: А вот и у нас есть Зайчик и Ёжик.

Сравнительная характеристика.

Воспитатель: Какой зайчик? А какой Ежик?

Воспитатель: Детки, я вам открою маленькую тайну: не всегда внешний вид открывает ХАРАКТЕР человека! Так как в нашей сказке Ёжик колючий, но какой же он добрый и отзывчивый, а Зайчик, хоть и мягкий, но оказался неприятный и злой.

Воспитатель: А что же произошло в лесу с маленькими ёжиками и зайчиком?

Воспитатель: Как бы вы поступили в такой ситуации? Вот у меня есть 1 морковка, как мы можем её поделить на всех? (Ответы детей)

Воспитатель: К кому покатились обиженные ежата? Какими ласковыми словами мама Ежиха называла своих деток? (мягенькие, пушистые, круглые как мячики)

Воспитатель: А давайте и мы с вами сейчас превратимся в маленьких ёжиков и немножко разомнемся.

Физкультминутка

(Видео «Повторяем движения за ёжиком, ссылка на интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=SOkmV474F5k)

Упражнение «Строители мира»

Воспитатель: А теперь мы превращаемся в строителей, и не простых, а строителей- волшебников. Для этого мы должны кое-что сделать. Вы видите, что нас окружает много хорошего, но в то же время существуют и не очень хорошие вещи. К счастью, мы можем сделать мир, который нас окружает, таким, как желаем. Нарисуем этот мир.

У каждого на столе макет глобуса (картинка).

Воспитатель: Перед вами глобус- это модель нашей Земли, на которой мы живём.

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на рисунки старших детей, каким они видят наш мир. (Показ рисунков школьников «Мир моими глазами» на слайдах презентации и их анализ)

Воспитатель: Теперь мы с вами тоже нарисуем каждый свой мир, таким, каким вы хотите его видеть, в котором хотите жить.

Художественная деятельность детей

Дети рисуют мир, который хотят видеть вокруг себя под песню «Доброта нужна всем людям» (ссылка на песню: https://drive.gybka.com/q/детские+песни+о+доброте/)

Воспитатель: Кто хочет рассказать о своём «лучшем» мире? Расскажите что вы нарисовали, что хотите видеть в мире? (Дети презентуют свои работы с мини- рассказом)

4. Оценочно- контрольная деятельность

Воспитатель: Чтобы мир был таким прекрасным, как вы его нарисовали, нужно делать добрые дела, жить в мире.

Воспитатель: Детки, вот у меня есть такой микрофон, сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру. Я задаю вопросы, а вы отвечаете в микрофон.

Упражнение микрофон «Закончи предложение»

Как можно помочь очень старым людям?

Как ласковые слова вы знаете?

Для чего быть добрым?

Нужно ли помогать бедным?

Нужно ли дружить с неряшливой девочкой?

Как можно помочь бездомным, голодным щенкам?

5. Заключительная часть.

Воспитатель: Я как настоящая волшебница, хочу превратить вас в солнышко. Чтобы, вы согрели теплом всё вокруг и всегда излучали тепло, радость и только делали добро.

Психогимнастика «Я-Солнышко»

Воспитатель: Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горозонтом. Я- большой шарик. У меня много света и тепла. Я дарю своё тепло всей Земле, всем людям!

Воспитатель: Итак, детки, о чем мы сегодня говорили на занятии? Где живет добро? На что похож добрый человек? Что нужно делать, чтобы быть хорошим человеком?

Список использованных источников:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2009. - 336 с.

3. Арттерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2012. - С.52 - 58.

4. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2009.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2009. - 158 с.

6. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин - СПб.: Питер, 2012.

7. Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие - Тамбов: ТОИПКРО, 2010. - с. 12.

8. Интернет- ресурс: Видео «Повторяем движения за ёжиком, ссылка на интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=SOkmV474F5k)

9. Интернет- ресурс: «Доброта нужна всем людям» (ссылка на песню: https://drive.gybka.com/q/детские+песни+о+доброте/)

Приложение 1

Раздаточный материал

http://juicep.ru/wp-content/uploads/2016/10/2-15.jpg

https://img2.freepng.ru/20181201/hsq/kisspng-illustration-hedgehog-sadness-crying-anger-5c02178d5dd116.0867035015436409733843.jpg

https://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/71.pnghttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593239/pub_5c94befdd1abed120c2812ff_5c94c7d17d4e3f0740ce182d/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия с элементами сказкотерапии по теме: «Путешествие колобка» (младшая группа)

Сказка : « Три медведя»(на ковролине расположены медведи и миски вразброс) Воспитатель: - Узнали к кому мы попали в гости?...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по теме: «Насекомые» с детьми 5 -7 лет с ОВЗ (дети с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени)

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития и умстенной отсталостью (дети от 5 до 7 лет)...

Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».

Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:•         закрепить представ...

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия для детей младшей группы на тему «Как дикие звери к зиме готовятся», автор Никитина Н.А.

Интеграция образовательных областей: - «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное развитие».Цель: создание условий для формиро...

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия по теме "Путешествие в волшебный лес" Составили воспитатели : Архангельская Светлана Борисовна, Орлова Юлия Владимировна.

Цель занятия :совершенствовать математические навыки,создавать условия для логического мышления,внимания:развивать память,воображение,связную речь,мелкую моторику рук....

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию тема: «Мои любимые сказки»

Тема: «В гостях у сказки» Цель: закреплять знания детей о сказках.Программное содержание:  Образовательные задачи: продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, узнавать с...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию тема «Мои любимые сказки»

Тема: «В гостях у сказки» Цель: закреплять знания детей о сказках.Программное содержание:  Образовательные задачи: продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, ...