«Технология коллективной творческой деятельности как основа повышения эффективности обучения дошкольников»
методическая разработка
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogich_tehnologii_kak_osnova_povysheniya_obucheniya_doshkolnikov.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
№ 43 «Колокольчик»
16-е городские педагогические чтения
«Профессионализм педагога – залог качественного образования»
ДОКЛАД
На тему: «Технология коллективной творческой деятельности как основа повышения эффективности обучения дошкольников»
Выполнила:
Воспитатель
Титова Софья Андреевна
г.о. Электрогорск
2021 г.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях воспитательной работы. Воспитательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Коллективные творческие дела (КТД) - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания.
Коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.
Концептуальные идеи, принципы:
· идея включения детей в улучшение окружающего мира;
· идея соучастия детей в творческом процессе;
· коллективно-деятельностный подход к работе: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
· комплексный подход;
· личностный подход, одобрение социального роста детей;
Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.
Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.
Виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.
Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.
1.Общественно-политические коллективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений, картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.
2. Трудовые коллективные творческие дела развивают у воспитанников знания об окружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источник радостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.
3. Познавательные коллективные творческие дела определяются спецификой их сущности: познавательным содержанием, «открытием мира» на пользу другим, на первый план выступает развитие у воспитанников интерес к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн и загадок, то есть к познавательной деятельности, различным ее средствам, к учению.
4.Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
5. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческого дела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности, красоте физической культуре.
6. Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел и многое другое.
Следует помнить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим, только в такой совместной организаторской деятельности, которая развивает у ее участников организаторские способности и формирует навыки коллективной деятельности.
Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем ограниченнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.
Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельности относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста целесообразнее использовать упрощенную технологию проведения (в старших группах), а в некоторых случаях только элементы коллективной творческой деятельности (в младших группах), используется своеобразный тип коллективного творческого дела - ситуативный.
В дошкольном образовательном учреждении можно использовать такие формы коллективной творческой деятельности чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.
Дошкольники еще не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и пользу друг другу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию в общей творческом деле, овладеть навыками коллективной деятельности на собственном опыте.
Совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться к старшим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронить уровень своего достоинства перед младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей группе во второй половине учебного года воспитатель может переходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно. Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.
Значительное влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения, о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками педагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела.
Использованная литература:
- Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учеб. пособие для СПО / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. - М.: Юрайт, 2016. - 108 с.
- Интернет - ресурс - https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/09/17/kollektivnaya-tvorcheskaya-deyatelnost
- Интернет – ресурс - https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologi-kolektivno-tvorcheskoi-dejatelnosti.html
- Интернет–ресурс https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/05/statya-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-kak-faktor
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика коллективной творческой деятельности с воспитанниками и учащимися – как основа современных воспитательных технологий
Одной из воспитательных технологий, заслуживающих внимание, как в советские годы, так и в сегодняшние дни, является технология коллективного творческого воспитания («педагогика общей заботы», «м...
Взаимодействие детского сада и семьи – основа повышения эффективности процесса здоровьесбережения в ДОУ
В Федеральном законе об образовании воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономически...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольной группы как основа повышения качества обучения и воспитания».
Компьютер сегодня является обычной частью домашнего интерьера, такой, какой несколько лет назад были телевизоры. Дети растут с осознанием того, что Компьютер - ...
Информационно-коммуникативные технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников
Потребность в образовательных реформах, вызванная различными факторами общественного развития, порождает инновационные процессы в образовании.Главной целью внедрения информационных технологий...
Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников.
Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников....
Доклад на тему: "Педагогические технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников"
Актуальность.Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошколь...
Доклад на тему «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»
Доклад для выступления на 16-х городских педагогических чтениях: «Профессионализм педагога – залог качественного образования».На тему: «Технология проектной деятельности в...