«Технология коллективной творческой деятельности как основа повышения эффективности обучения дошкольников»
методическая разработка

Титова Софья Андреева

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях воспитательной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№ 43 «Колокольчик»

16-е городские педагогические чтения

«Профессионализм педагога – залог качественного образования»

ДОКЛАД

На тему: «Технология коллективной творческой деятельности как основа повышения эффективности обучения дошкольников»

Выполнила:

Воспитатель

Титова Софья Андреевна

г.о. Электрогорск

2021 г.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях воспитательной работы. Воспитательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Коллективные творческие дела (КТД) - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания.

Коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.  

Концептуальные идеи, принципы:

· идея включения детей в улучшение окружающего мира;

· идея соучастия детей в творческом процессе;

· коллективно-деятельностный подход к работеколлективное    целеполаганиеколлективная организация деятельностиколлективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

· комплексный подход;

· личностный подход, одобрение социального роста детей;

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

1.Общественно-политические коллективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений, картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.

2. Трудовые коллективные творческие дела развивают у воспитанников знания об окружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источник радостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.

3. Познавательные коллективные творческие дела определяются спецификой их сущности: познавательным содержанием, «открытием мира» на пользу другим, на первый план выступает развитие у воспитанников интерес к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн и загадок, то есть к познавательной деятельности, различным ее средствам, к учению.

4.Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

5. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческого дела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности, красоте физической культуре.

6. Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел и многое другое.

Следует помнить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим, только в такой совместной организаторской деятельности, которая развивает у ее участников организаторские способности и формирует навыки коллективной деятельности.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем ограниченнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

 Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельности относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста целесообразнее использовать упрощенную технологию проведения (в старших группах), а в некоторых случаях только элементы коллективной творческой деятельности (в младших группах), используется своеобразный тип коллективного творческого дела - ситуативный.

В дошкольном образовательном учреждении можно использовать такие формы коллективной творческой деятельности чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

 

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Дошкольники еще не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и пользу друг другу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию в общей творческом деле, овладеть навыками коллективной деятельности на собственном опыте.

Совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться к старшим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронить уровень своего достоинства перед младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей группе во второй половине учебного года воспитатель может переходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно. Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Значительное влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения, о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками педагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела.

Использованная литература:

  1. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учеб. пособие для СПО / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. - М.: Юрайт, 2016. - 108 с.
  2. Интернет - ресурс - https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/09/17/kollektivnaya-tvorcheskaya-deyatelnost
  3. Интернет – ресурс - https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologi-kolektivno-tvorcheskoi-dejatelnosti.html 
  4. Интернет–ресурс https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/05/statya-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-kak-faktor 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика коллективной творческой деятельности с воспитанниками и учащимися – как основа современных воспитательных технологий

Одной из воспитательных технологий, заслуживающих внимание, как в советские годы, так и в сегодняшние дни, является технология коллективного творческого воспитания («педагогика общей заботы», «м...

Взаимодействие детского сада и семьи – основа повышения эффективности процесса здоровьесбережения в ДОУ

В Федеральном законе об образовании воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономически...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольной группы как основа повышения качества обучения и воспитания».

Компьютер сегодня является обычной частью домашнего интерьера, такой, какой несколько лет назад были телевизоры. Дети растут с осознанием того, что Компьютер - ...

Информационно-коммуникативные технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников

Потребность в образовательных реформах, вызванная различными факторами общественного развития, порождает инновационные процессы в образовании.Главной целью внедрения информационных технологий...

Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников.

Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников....

Доклад на тему: "Педагогические технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников"

Актуальность.Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошколь...

Доклад на тему «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»

Доклад для выступления на 16-х городских педагогических чтениях: «Профессионализм педагога – залог качественного образования».На тему: «Технология проектной деятельности в...