Доклад на тему: "Педагогические технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников"
материал
Актуальность.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii_kak_osnova_povysheniya_.docx | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №43 «Колокольчик»
16-е городские педагогические чтения
«Профессионализм педагога – залог качественного образования»
Доклад
на тему: «Педагогические технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Курако Елена Александровна
г. о. Электрогорск 2021 г.
Педагогические технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников.
Актуальность.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Что же означает сам термин «технология»?
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.
Я считаю, что использование педагогических технологий в образовательном процессе актуально, эффективно и современно. Потому, что у детей появляется возможность исследовать и анализировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается «фундамент», который в дальнейшем гарантирует успешное обучение детей.
Задачи использования образовательных технологий:
- повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
- применить полученные знания на практике;
- определить эффективность современных педагогических технологий;
- повысить качество образования воспитанников.
В своей практике я использую следующие технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология «портфолио педагога»;
- технология нравственно-патриотического воспитания;
- технология экологического воспитания;
- технология создания развивающей предметно - пространственной среды.
«Здоровьесберегающие технологии»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровье сберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Задачи:
- сохранить здоровье детей;
- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
- от типа дошкольного учреждения,
- от продолжительности пребывания в нем детей,
- от программы, по которой работают педагоги,
- конкретных условий ДОУ,
- профессиональной компетентности педагога,
- показателей здоровья детей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;
- валелогического просвещения родителей; здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду.
Технология «Проектная деятельность».
Проектная деятельность как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Основное предназначение технологии проектной деятельности – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами для реализации разных проектов детей
Задачи:
- создать условия для реализации разных проектов, которые отражают решение той или иной проблемы;
- обучать разным способам находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности;
- формировать самостоятельность, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
- способствовать повышению самооценки ребенка;
- способствовать подготовке дошкольников к важнейшим социальным ролям, которые дети смогут «примерить» на себя на занятиях,
- развивать у дошкольников способность активной сознательной мыслительной работы.
Виды проектов:
- творческие;
- исследовательские;
- игровые;
- информационные.
Технология «Портфолио педагога».
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные
профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.
Создание собственного портфолио поможет воспитателю:
- систематизировать накопленный опыт,
- определять направление деятельности,
- показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности,
- отслеживать творческий и профессиональный рост,
- содействовать формированию навыков самооценки,
- позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.
Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:
- Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) Это наиболее привычный вид портфолио.
- Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода - визитка педагога.
- Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
- Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
Задачи:
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
- Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания:
- Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их культуре.
В работе используются разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника, образность и конкретность мышления.
Технология «Экологическое воспитание».
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Экологическое воспитание дошкольников — это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Цель: Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к объектам природы.
Задачи:
- формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;
- воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;
- развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);
- формирование элементарных навыков рационального природопользования.
К методам экологического воспитания относятся:
- Наглядные методы.
- Практические методы.
- Словесные методы.
- Экологические акции и проекты.
Технология создания развивающей предметно - пространственной среды.
Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития, поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Цель: создать и совершенствовать предметно - развивающую среду в ДОУ.
Задачи:
- обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности дошкольника: витальных (органические жизненно важные потребности), социальных, духовных.
- обеспечение социально-культурного становления дошкольника;
- совершенствование педагогического процесса повышением развивающего эффекта образовательной среды;
- обеспечить чувство психической защищенности, доверие ребенка к миру, радость существования;
- организовать предметно-развивающую среду, обеспечивающую творческую деятельность каждого ребенка, становление его способностей.
Заключение:
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
В перспективе я планирую продолжать работу по использованию современных образовательных технологий в воспитании и образовании моих воспитанников.
Хочется отметить, что все образовательные технологии взаимосвязаны между собой. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Литература.
- Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.
- Селевко Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Интернет – ресурсы:
www.maam.ru;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольной группы как основа повышения качества обучения и воспитания».
Компьютер сегодня является обычной частью домашнего интерьера, такой, какой несколько лет назад были телевизоры. Дети растут с осознанием того, что Компьютер - ...
Информационно-коммуникативные технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников
Потребность в образовательных реформах, вызванная различными факторами общественного развития, порождает инновационные процессы в образовании.Главной целью внедрения информационных технологий...
«Технология коллективной творческой деятельности как основа повышения эффективности обучения дошкольников»
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности в...
Доклад на тему «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»
Доклад для выступления на 16-х городских педагогических чтениях: «Профессионализм педагога – залог качественного образования».На тему: «Технология проектной деятельности в...
Доклад к педсовету "Игровые технологии и нетрадиционные формы работы в экологическом воспитании дошкольников".
Особый интерес у творческих педагогов заключается в активном использованиинетрадиционных форм обучения, которыенаиболее эффективно могут способствоватьдостижению значимых результатов...
Мастер - класс «Игровые SMART – технологии как средство повышения эффективности воспитания и обучения дошкольников»
В данном материале содержится информация для педагогов о внедрении в образовательную деятельность игрового набора "Мир головоломок смарт - тренинг для дошкольников"...
«Игровые SMART – технологии как средство повышения эффективности воспитания и обучения дошкольников»
Мы предлагаем вам познакомиться с увлекательным миром головоломок. Педагоги вместе с родителями, используя технологию смарт-тренинга, смогут организовать системные занятия, связанные с развитием интел...