Доклад на тему «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»
учебно-методический материал
Доклад для выступления на 16-х городских педагогических чтениях: «Профессионализм педагога – залог качественного образования».
На тему: «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №43 «Колокольчик»
16-е городские педагогические чтения
«Профессионализм педагога – залог качественного образования»
Доклад
На тему: «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Глазкова Анастасия Константиновна
г. о. Электрогорск
2021 г.
Актуальность
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
- Проблема;
- Проектирование (планирование);
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Классификация тематических проектов в ДОУ
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
- По доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательско – творческий
- ролево – игровой
- творческий
- информационный (практико-ориентированный)
- По предметно-содержательной области:
- Монопроекты (одна образовательная область)
- Интегративные (две и более образовательные области)
- По характеру координации:
- Непосредственный
- Скрытый
- По характеру контактов:
- С воспитанниками одной группы
- С воспитанниками нескольких групп
- С воспитанниками всего ДОУ
- По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
- Краткосрочные (1 – 3 недели)
- Средней продолжительности (до месяца)
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
- По тематике:
- творческие
- информационные
- игровые
- исследовательские
- По составу участников:
- индивидуальные
- групповые
- фронтальные
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов включают:
- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта
- практическая часть.
- Подведение итогов
- определение задач для новых проектов.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Список использованной литературы:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-proektnoi-dejatelnosti-v-dou.html
- http://iskorka55.ru/wp-content/uploads/2018/11/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Технология проектной деятельности в ДОУ»
Технология проектной деятельностив ДОУ...
Доклад по теме: "Технология проектной деятельности"
Материал предназначен для педагогов детского сада....
«Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольной группы как основа повышения качества обучения и воспитания».
Компьютер сегодня является обычной частью домашнего интерьера, такой, какой несколько лет назад были телевизоры. Дети растут с осознанием того, что Компьютер - ...
Информационно-коммуникативные технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников
Потребность в образовательных реформах, вызванная различными факторами общественного развития, порождает инновационные процессы в образовании.Главной целью внедрения информационных технологий...
«Технология коллективной творческой деятельности как основа повышения эффективности обучения дошкольников»
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности в...
Доклад на тему: "Педагогические технологии как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников"
Актуальность.Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошколь...
Доклад на тему «Актуальные формы взаимодействия с родителями как средство повышения эффективности воспитания»
Ничто не действует в малых душах детскихсильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них невпечатывается глубже и тверже примера родителей. Н.И. Новиков...