" Взаимодействие воспитателей с детьми в течении дня"
консультация
Предварительный просмотр:
“ Взаимодействие воспитателей с детьми в
течении дня “
Взаимодействие взрослого с детьми рассматривается, как важное условие развития психики ребенка, оказывающее особое влияние на становление его
личности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец).
Для побуждения детей к общению могут использоваться самые разные жизненные ситуации: режимные моменты, свободная игра, занятия, специально
организованные ситуации.
Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу важно поддерживать с момента прихода ребят в дошкольное учреждение. Можно предложить малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени; обратить внимание детей на то, как красиво они одеты, предложить сверстнику убрать одежду в шкафчик, вместе с ним пройти в группу. Можно ввести ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая сказать «до свидания», помахать ручкой. Во время режимных моментов важно обращать внимание малышей на то, как хорошо каждый из них ест, умывается. При этом, конечно, эффективны различные игровые моменты: чтение потешек, пение, песенок.
Для того, чтобы возникало чувство общности со сверстниками, чтобы дети учились лучше понимать друг друга, необходимо обращать внимание на то, что другой малыш - такой же, как он: у него тоже есть глазки, ручки, он тоже умеет говорить , бегать, смотреть, играть, и у него есть имя.
Один из важных компонентов человеческого общения - контакт взглядов.
Дети, не желающие и не умеющие общаться, редко смотрят в лицо, и особенно в глаза друг другу. Они с большим интересом наблюдают, как сверстник играет. Поэтому малыши третьего года жизни часто не запоминают своих товаришей по группе, не узнают их, у них лишь иногда складываются избирательные привязанности.
Чтобы добиться расположения детей друг к другу, целесообразно создавать такие ситуации, когда взрослый, разговаривая с одним малышом, привлекает к нему внимание сверстников, предлагает посмотреть ему в глаза, назвать его по имени. Но не стоит насильно заставлять маленьких детей общаться друг с другом. Созданию доброжелательных отношений между ребятами способствуют
фотографий, иллюстраций к сказкам, беседы с родителями малыша, празднование дней рождения
Необходимое условие поддерживания добрых отношений между детьми -это привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Следует побуждать радоваться вместе со сверстниками, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малыша заставлять их делать что-то против воли,
отрывать от занятии
Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга. В тех случаях, когда малыши пытаются сделать что - то вместе, у них не хватает навыков взаимодействия.
Воспитателю необходимо мягко разрешать возникающие конфликты, без насилия и окриков, предлагая позитивные формы взаимодействия, переключая внимание ребят на другие виды деятельности.
Воспитатель может:
-отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или
предложить ему такую же игрушку; ^ ,
-организовывать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт ;
-помочь детям установить очередность в игре с такой игрушкой.
Выбирая тот или иной способ улаживания конфликтов, взрослый ориентируется
на возрастные и индивидуальные возможности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности), а так же учитывает степень
эмоциональной напряженности ситуации.
В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов: ^
-избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»),
-не унижать ребенка («Жадина», «Злюка»);
-применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и мер воздействия на более сильного и агрессивного;
-использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай ее вот
так пожалеем»);
-тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю, Галя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»),
-запрещать что-либо лишь после того, как были исчерпаны другие способы
разрешения конфликтов;
-запрет должен быть сформирован в такой форме, которая позволяет детям придти к соглашению («Я не разрешаю играть м той машинкой, пока вы не договоритесь »
Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с детьми трехлетнего возраста заключается в том, чтобы охранить и обеспечить общее положительное отношение к самому сеье. Вот несколько советов:
-если малыш с чем-то не справляется, поддержаться его желание и добиться результата
-не оценивать ребёнка (личность) отрицательно, это больно ранить его самолюбие, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность.
-в случае неудачи подбодрить ребенка, внушить ему уверенность в своих силах («Ты уже много умеешь делать. Я уверенна, что и этому ты научишься. Смогри,
как это делается. Попробуй еще раз»);
-не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
-не вступать в ссоры с ребенком, когда он упрямиться, противопоставляет себя
окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;
-чаще давать малышу право самому выбрать, что и как он будет делать; -воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка; почувствовать и выразить словами его состояние.
Общение малыша со сверстниками развивается на основе интереса к другим детям, внимания к их деятельности. При этом нередко возникают ситуации
непонимания намерений других.
Негативный опыт взаимодействия детей может создавать атмосферу нервозности, конфликтности, вызывать у наиболее чувствительных малышей стойко нежелание общаться со сверстниками.
Воспитателям необходимо поддерживать благоприятный климат в группе, налаживать положительные взаимоотношения между детьми, ежедневно
выделять специальное время для организации детских игр и стремиться к тому. Чтооы заинтересовать ими всех ребят.
Важно научить детей новым играм, стоит предложить им на выбор ту или иную коллективную игру: в прятки, хоровод, лошадки, паровозики и т.п.
Дети, не умеющие играть, могут наблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее. Для индивидуальной игры с каждым лучше всего подходят игры-потешки, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками.
Вовлечение детей в процессуальную игру является специальной задачей педагога.
Ее решение требует от воспитателя создания определенных психолого педагогических условий.
Предметная среда в группе организуется таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство должны быть удобным для малышей, давать возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступными. Качество игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и развитие детской игры в большой степени зависят от характера взаимоотношений партнеров. Отстраненное отношение воспитателя к ребёнку препятствует полноценной игровой деятельности. Чтобы пробудить у малыша интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоциональное насыщенный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе. При этом не укахывает, что и как надо делать, а отдает предпочтение косвенным методам воздействия ( игра рядом, деликатное подключение к игре, вопросы, советы, обращение от имени персонажа и пр.)
Для обогащения игрового опыта детей можно использовать следующие игровые приёмы:
-поддержка игровой инициативы ребёнка: воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша. Таким образом, взрослый помогает продлить игру, а затем даёт ребенку возможность продолжить её самостоятельно;
-увеличение числа персонажей игры, поощрение речевого общения с ними. Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Например, кормят только мишку или слоника. Поэтому необходимо стимулировать игру ребёнка с разными персонажами; большими и маленькими куклами, зверушками - это разнообразит игровые действия, пополняет возможности игры;
-расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек. С их помощью углубляются представление ребёнка об окружающем мире и действиях персонажей, игра становится более содержательной и увлекательной.
-обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также способствует усложнению игры, делает ее интересней. Представляя в игре житейские ситуации, ребёнок выполняет более сложные роли, отображает разнообразные взаимоотношения игровых персонажей.
-выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, ребёнку надо показать ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны, персонажи вступают в разные взаимоотношения. Ему становятся понятны последовательные игровые действия, которые можно сопровождать словесными рассуждениями: варим кашу, накладываем ее на тарелочку, кормим ложечкой куклу, вкусная каша, поела куколка. Теперь будем укладывать её спать.
Такой способ помогает малышу четко представить смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет;
-введение в игру предметов-заместителей. Это расширяет ее содержание, делает ее более творческой. Воспитатель помогает ребенку использовать в игре находящиеся под рукой предметы : превратить камешки в конфеты, палочку - в градусник, носовой платочек в одеяльце. С каждым из таких предметов можно разыграть небольшие эпизоды. Постепенно ребёнок начинает самостоятельно пользоваться замещениями. Взрослому бывает достаточно лишь косвенного стимулирования игровых действий.
Самым естественным для детей способом ”вхождения в роль” являются игры-забавы. Они настраивают на ролнвоое поведение, подражание движениям и звекам животных, изображение живой и неживой природы. Действиям ребёнка придаётся игровой смысл: “ Беги, Костя, как зайчик, под кустик и спрячься там. А ты, Саша, как петушок, будешь зернышки клевать да песенки распевать”. В процессе таких игр ребёнок понемногу осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное взаимодействие воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста.
Конспескы интегрированного взаимодейтвия с детьми по лепке. Проводятся как итоговые занятия в конце учебного года....
Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОУ "Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми"
Работа с детьми интересная и привлекательная, но к каждому ребенку нужно найти свою "дистанцию общения" и это зависит от мастерства воспитателя. В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сер...
КОНСПЕКТ интегрированного взаимодействия воспитателя с детьми в I младшей группе на тему «Чародейка зима»
Взаимодействие воспитателя с детьми в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности...
Консультация для воспитателей "Вербальное взаимодействие воспитателя с детьми, как основа психологического благополучия ребенка"
ВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько гра...
Консультация для воспитателей "Вербальное взаимодействие воспитателя с детьми, как основа психологического благополучия ребенка"
ВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько гра...
Взаимодействие помощника воспитателя с детьми в течение рабочего времени
Чтобы все виды детской деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотно...