Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах
статья на тему
Предварительный просмотр:
Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах .
Выполнила : воспитатель
Назаркина Е.В.
Взаимодействие взрослых с детьми рассматривается как важное условие развивающейся психики ребенка и оказывающее особое влияние на становление его личности (Л.С. Выготский , А.В.Запорожец и другие)
Именно на раннее детство приходится начальная стадия созревания человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое «я» среди других людей Социально личностное развитие происходит прежде всего в процессе общения с близкими взрослыми и со сверстниками . Для побуждения детей к общению могут использоваться самые разные жизненные ситуации: режимные моменты , свободная игра, занятия , специально организованные ситуации.
Общение детей с воспитателем на третьем году жизни постоянно обогащается и развивается.
Это и эмоциональное общение ( обмен положительными эмоциями ) и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка , а кроме того, познавательное общение.
Хорошее настроение малышей , расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода ребят в ДУ . Следует предложить малышам поздороваться друг с другом , называя каждого ребенка по имени ; обратить внимание на то , как они красиво одеты; предложить помочь сверстнику убрать в шкафчик одежду , вместе с ним войти в группу . Можно вести ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая сказать « до свидания», помахать рукой.
Во время режимных моментов нужно обращать внимание малышей на то, как хорошо каждый из них ест, умывается .
При этом эффективны различные игровые приемы : чтение потешек , пение песенок. Необходимо воспитывать у малыша уважительное отношение к другим детям, независимые от расовой и национальной принадлежности , языка.
Созданию доброжелательных отношений между ребятишками способствуют совместное рассматривание детских фотографий, иллюстраций к сказкам, беседы с родителями малышей.
Сближение детей может способствовать совместное наблюдение за различными событиями и явлениями – наблюдение за тем , как едет машина , идет дождик.
Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем , что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга. В тех случаях когда малыши пытаются сделать что – то вместе , у них не хватает навыков взаимодействия. Воспитателю необходимо мягко разрешить возникающие конфликты, предлагая позитивные формы взаимодействия , переключая внимание ребенка на другие виды деятельности .Воспитатель может :
-отвлечь внимание ребенка другой игрушкой , интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;
- организовать совместную игру с игрушкой , вызвавшей конфликт.
- помочь детям установить очередность в игре с такой игрушкой.
Выбирая тот или иной способ улаживания конфликтов , взрослый ориентируется на возрастные и индивидуальные возможности детей ( умение пользоваться речью, принимать правила очередности ).
Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с детьми 3 –х летнего возраста заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе . Вот несколько советов :
- если малыш с чем-то не справляется , поддерживать его желания добиться результата;
-не оценивать ребенка (личность) отрицательно , это больно ранит его самолюбие , постоянные упреки подавляют инициативу , порождают неуверенность в себе , гасят любознательность.
-в случае неудачи подбадривают ребенка , внушают ему уверенность в своих силах («Ты уже так много умеешь делать . я уверена , что и этому ты научишься».)
- не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей.;
-Не вступайте в споры с ребенком , когда он упрямится , противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой ;
-Чаще давать малышу право самому выбирать , что и как он будет делать;
-воспитывать у себя (взрослого) эмпатию : пытаться принимать точку зрения ребенка , почувствовать и выразить словами его состояние.
Воспитатели должны поддерживать благоприятный климат в группе, налаживать положительные взаимоотношения между детьми, ежедневно выделять специальное время для организации детских игр и стремиться к тому, чтобы заинтересовать ими всех ребят.
Важно научить детей новым играм , стоит предложить им на выбор ту или иную коллективную игру : в прятки, хоровод , лошадки, паровозики и т.п
Дети, не умеющие играть, могут наблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее. Для индивидуальной игры с каждым лучше всего подходят игры- потешки , дидактические игры , игры с сюжетными игрушками. Вовлечение детей в процессуальную игру является специальной задачей педагога.
Если решение требует от воспитателя создания определенных психолого – педагогических условий.
Предметная среда в группе организуется таким образом, чтобы побуждать детей к игре . Игровое пространство должно быть удобным для малышей, давать им возможность играть как поодиночке , так и в небольшой группе .Все игрушки должны быть доступными .Игра- это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там , где ему нравится . Чтобы пробудить у малыша интерес к игре , взрослый должен установить с ним эмоционально насыщенный контакт , вызвать у него доверие и желание действовать вместе .Взрослый в ходе игры должен стремиться к равноправному партнерству . Он обращается к малышам с вопросами , просьбами , предложениями , подстраивает свои действия к действиям ребенка . Не поучает его, не делает ему замечаний . Наблюдая за игрой, педагог проявляет интерес к действиям малыша , поощряет их , радуется тому , как он хорошо играет . Доброжелательное внимание и одобрение взрослого стимулирует игровую инициативу детей .
Работа воспитателя , направленная на развитие процессуальной игры , предполагает использование разнообразных методических приемов . Чем младше ребенок , тем больше доля участия взрослого в его игре.
Благоприятное влияние на формирование интересов детей к игре , принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игровых персонажей в режимные моменты.
Во время обеда или полдника воспитатель может посадить на стульчик рядом с детьми куклу , которая тоже будет «кушать» , поставить перед ней приборы . Укладывая малыша спать, посоветовать ему баюкать любимую игрушку , положить ее рядом с собой .
Для обогащения игрового опыта детей можно использовать следующие игровые приемы :
-поддержкой игровой инициативы ребенка : воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша : «Молодец , Светочка , как хорошо ты кормишь дочку ! Давай я налью молочка а ты ее попоишь» .Таким образом взрослый помогает продлить игру , а затем дают ребенку возможность продолжать ее самостоятельно ;
-увеличение числа персонажей игры , поощрение речевого общения с ними . Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый . Например , кормят только мишку . Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами : большими и маленькими куклами , зверушками – это разнообразит игровые действия , пополняет возможность игры ;
-расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек , с их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей , игра становится более содержательной и увлекательной ;
-выстраивание последовательности игровых действий . Чтобы игра была более содержательной , ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны , персонажи вступают в разные взаимоотношения . Ему становится понятно последовательные игровые действия , которые можно сопровождать словесными рассуждениями : «варим кашу , кормим ложечкой куклу , вкусная каша, поела куколка. Теперь будем укладывать ее спать»
Такой способ помогает малышу четко представить себе смысл своих действий учиться планировать их , развивать игровой сюжет ;
-введение в игру предметов – заместителей . Это расширяет ее содержание , делает более творческой . Воспитатель помогает ребенку использовать в игре находящиеся под рукой предметы : превратить камешки в конфетки , палочку – в градусник , носовой платочек в одеяльце . С каждым из таких предметов можно разыграть небольшие эпизоды . Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями . Взрослому бывает достаточно лишь косвенного стимулирования игровых действий . Самым естественным для детей способом « вхождения» в роль являются игры – забавы. Они настраивают на ролевое поведение , подражание движениям и звукам животных , изображение живой и неживой природы , предметов рукотворного мира «снежинки , цветочки, самолет , пароход» . Действиям ребенка придается игровой смысл : «Беги , Костя, как зайчик , под кустик и прячься там. А ты , Павлик , как петушок, будешь зернышки клевать да песенки распевать». В процессе таких игр ребенок осваивает разные ролевые отношения , учатся строить диалоги, общаться с партнером по игре .
Общаясь с детьми всегда помните о следующих несложных правилах :
- говорить и работать с ребенком только на уровне его глаз ;
-не игнорировать попытки ребенка завязать с вами деятельность , общение ;
-как можно больше разговаривать с ребенком , оречевлять все свои взаимодействия с ним и собственные действия . При общении всегда делать паузу для его ответа , даже если он еще не говорит – это правило диалога ;
- стимулировать самостоятельность ребенка ;
- обязательно хвалить малыша ( поцелуем , поглаживанием, словом ) за малейшие достижения , проявление самостоятельности .
Будьте к малышу доброжелательны, искренни с ним . Помните : он нам (взрослым) верит . Ведь доверие к миру дадим ему мы !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каждый день с потешкой"(тематическая программа дня для детей младшей группы по применению произведений устного народного творчества в разных режимных моментах.)
С раннего возраста ребенок откликивается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ...
"Использование фольклора в разных режимных моментах для воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» «Использование фольклора в разных режимных моментах для воспитания детей младшего ...
Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах
рекомендация воспитателям...
Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах
Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах (II младшая – подготовительная группы)....
Взаимодействие взрослого с детьми с разными типами восприятия
Важно знать тип восприятия вашего ребенка, чтоб правильно строить общение с ним, создавать для него развивающую среду, покупать интересные ему игрушки....
Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах.
Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...
Профилактика плоскостопия в разных режимных моментах
Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и...