Программа дополнительного образования "Музыкальная капель"
рабочая программа (младшая группа)
Программа дополнительного образования "Музыкальная капель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_kap.docx | 80.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Музыкальная капель» (далее - Программа) |
Руководитель программы | воспитатель Калиничева Виктория Александровна |
Организация-исполнитель | МБДОУ д/с № 1 г. Починка |
Адрес организации исполнителя | г. Починок переулок Октябрьский д.4 |
Цель программы | формирование эстетической культуры дошкольника, гармоничное музыкально-эстетическое развитие личности каждого ребенка.
|
Направленность программы | художественно - эстетическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | дополнительная. дошкольное образование. |
Пояснительная записка
Образовательная программа «Музыкальная капель» - это дополнительная образовательная программа музыкально-эстетической направленности. Она способствует музыкальному развитию дошкольников, решению проблем их социальной адаптации, предоставляет детям новые возможности взаимодействия в пространстве детского сада как одной из моделей социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются.
Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей, ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую активность и диалоговое общение.
Программа направлена на поэтапное формирование интереса дошкольников к музыкальной культуре и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие. В течение занятий дети активно вовлекаются в разнообразную игровую деятельность, которая выступает в качестве инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях к серьезной творческой музыкальной деятельности.
Ценностное содержание знаний, умений и навыков, заложенное в программе, способствует сознанию и пониманию каждым ребенком себя и своего места в общем культурном пространстве.
Методические рекомендации к реализации программы:
Данная программа рекомендована воспитателям и музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию.
Актуальность данной программы по музыкально-эстетическому образованию детей заключается в том, что она направлена на удовлетворение социального заказа родителей и потребностей детей в этом виде деятельности.
Новизна дополнительной образовательной программы «Музыкальная капель» заключается в привитии детям навыков сольного и ансамблевого исполнительства как в пении, так и при танце.
Цель данной программы – формирование эстетической культуры дошкольника, гармоничное музыкально-эстетическое развитие личности каждого ребенка.
Задачи программы:
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнительства.
- помогать в преодолении страха сцены, развитие сценической культуры;
- создание условий для формирования и развития певческого голоса, музыкального слуха и ритмически правильных движений;
-формирование творческих проявлений при импровизации несложных пьес и песен.
Программа рассчитана: на 36 ч. (1 академический час 20 минут).
Возраст детей: 2-3 года. Срок реализации: 1 год. Занятия проводится 1 раз в неделю: пятница - 16.00 -16.20ч.
Программа предполагает комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1. «Пение». Раздел 2. «Музыкально-ритмические движения». Раздел 3. «Слушание музыки». Раздел 4. « Детские музыкальные инструменты». Раздел 5. «Инсценировка».
Содержание дополнительной программы
Содержание программы «Музыкальная капель» строится на основе принципа креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его творческого потенциала.
Отбор содержания программы проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать), с учетом ведущей игровой деятельности.
Реализация программы «Музыкальная капель» предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Отбор содержания программы основывается на следующих принципах:
- целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития с одной стороны и системность, с другой;
- гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком в процессе активной деятельности;
- интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, слово, движение, игра;
- возрастного и индивидуального подходов, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным оптом и возрастом детей.
Активное освоение мира культуры, общения, игры способствует формированию нравственных ценностей ребенка. Содержание программы ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь, взаимодействие).
Все разделы программы включают материал, близкий и доступный детям, обуславливают естественное развитие дошкольника в учреждении дополнительного образования.
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная капель» включает два основных вида музыкальной деятельности – игра на музыкальных инструментах и пение. Они реализуются как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Поэтому программа построена таким образом, что одно занятие в неделю проводится с группой детей, а второе – индивидуально.
Содержание групповых занятий:
- игра на детских музыкальных инструментах;
- игры на развитие умения работать в команде;
- дидактические игры на освоение элементов музыкальной грамоты;
- слушание музыки;
- просмотр видео презентаций с целью расширения кругозора, ознакомления с многообразием музыкального мира;
- пение детских песен с сопровождением танцевальных движений.
При переходе с одного вида деятельности на другой предусмотрены активные физкультминутки либо пальчиковые игры. В завершение занятия проводится своеобразное подведение итогов занятия и релаксация.
Содержание индивидуальных занятий:
- углубленная работа по развитию навыков вокального и танцевального исполнительства;
- упражнения для постановки голоса;
- упражнения для постановки игрового аппарата;
- игры на развитие чувства ритма;
- разучивание песен соответственно возрасту;
- работа с микрофоном, привитие сценической культуры.
Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которое обладает удивительной силой эмоционального воздействия и тем самым служит одним из важных средств формирования личности.
Знакомство детей с музыкальной культурой способствует воспитанию любви к прекрасному, обогащению их духовного мира, развитию воображения, чувств.
Восприятие музыки является одним из ведущих видов деятельности, так как и исполнительство и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке даются в опоре на «живое» ее звучание.
Неотъемлемой частью детского музыкального воспитания является пение. Для детей песня – неиссякаемый источник представлений о жизни, истории страны, нравственно-эстетических идеалах.
Детское хоровое пение справедливо считается основой музыкально-эстетического воспитания. Никакой другой вид искусства не обладает такой доступностью, массовостью и активностью творческого и исполнительского процесса, как хоровое пение, так как оно активно вовлекает ребенка в процесс исполнения музыки, развивает умение слушать и слышать других. Разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает закрепить его.
Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры, упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей каждого периода дошкольного детства, предусматривается отбор методов, используемых в процессе музыкальной деятельности детей: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный,; художественно-практический.
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания.
Для более глубокого восприятия музыкального произведения велико значение словесного метода. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог не только прививает детям любовь к музыке, но и расширяет их представления о некоторых явлениях действительности, обогащает их внутренний мир, чувства.
В качестве основного метода, определяющего особый, инициативный, деятельно-творческий характер программы, выступает игра, которая требует целостного психолого-педагогического подхода и помогает сформировать внутренний ценностный мир ребенка.
Среди средств обучения немаловажную роль играют:
- специально подобранный литературный материал;
- игрушки, иллюстрации;
- работа над дикцией, ролевая игра, коллективно-творческая игра;
- разучивание считалок, потешек, прибауток, песен, хороводов, хоровое и сольное пение;
- инсценирование песен, хороводов;
- индивидуальная работа по развитию исполнительских навыков.
В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками на музыкальных занятиях используются и другие методы, позволяющие влиять на содержание и характер деятельности детей: метод прямого воздействия, метод опосредованного воздействия, метод проблемного воспитания и обучения.
Основная форма организации музыкального воспитания – это занятие, которое включает в себя различные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах. Для разучивания песни, танца, игры или слушания музыкального произведения требуется несколько занятий, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденного.
Для музыкальных занятий характерна особая эмоциональная атмосфера, так как музыка – «язык чувств»: она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием педагога, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание детей на звучании музыки, и развивая их воображение, педагог помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощущать их выразительность.
Несмотря на общие черты, каждое занятие отличают своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в замысле.
В содержание занятия входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности. При построении занятия, структура которого гибкая и вариативная, учитываются степень умственной и эмоциональной нагрузки детей. Из-за непродолжительного сосредоточенного внимания дошкольников своевременно меняются виды их деятельности, что способствует их постоянному интересу и увлеченности
Занятия строятся на индивидуальном и личностно-ориентированном подходах. Дифференцированные задания пробуждают интерес, а их успешное выполнение способствуют музыкальному развитию ребенка. Оценивая результаты, помогая чище спеть или правильно исполнить ритмическое сопровождение, педагог развивает у ребенка самоконтроль.
Для проведения музыкальных занятий необходимо специальное оборудование:
- детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, маракасы, бубенцы, колокольца, трещетка, барабан, металлофоны, кастаньеты, ложки, треугольник);
- дидактические музыкальные игры, наглядные пособия, игрушки;
- видео- и звуковоспроизводящая аппаратура.
Использование на занятии разнообразных наглядных средств: портретов композиторов, иллюстраций, репродукций картин, созвучных теме занятия, образному содержанию музыкальных произведений способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки.
В процессе занятий сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Средства, необходимые для реализации программы:
- технические средства: фортепиано, музыкальный центр, аудио- и видеодиски, видеопроектор (ноутбук).
- информационные средства: книги, аудио- и видеозаписи, нотный материал, дидактический материал.
- музыкальные инструменты (фортепиано, марокассо, трещотки, погремушки, ксилофоны, металлофоны, триолы и т.д.).
- вспомогательные средства: игрушки, сенсорные дорожки и другие предметы для проведения физкультминуток.
Формы и методы реализации программы:
- коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- беседа;
- распевание;
- упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
- упражнения, формирующие верную постановку игрового аппарата;
- дыхательная звуковая гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-дидактические игры и упражнения.
Прогнозируемые результаты
Ребенок может:
- петь без напряжения, естественным светлым звуком, во время пения сохранять правильную позу;
- петь с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
- различать на слух правильное и неправильное пение, различать звуки по высоте и длительности;
- различать на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- музицировать в ансамбле с педагогом, исполняя простейшие ритмические аккомпанементы на ДМИ.
Формы подведения итогов.
Отчетный концерт перед воспитанниками и родителями других групп, в конце года, а также участие в мероприятиях детского сада.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Содержание программы | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Раздел 1. | «Пение». | 1 | 8 | 9 | диагностика |
Раздел 2. | «Музыкально-ритмические движения». | 1 | 8 | 9 | диагностика |
Раздел 3. | «Слушание музыки». | 1 | 2 | 3 | диагностика |
Раздел 4. | « Детские музыкальные инструменты». | 2 | 6 | 8 | диагностика |
Раздел 5. | «Инсценировка». | 1 | 6 | 7 | диагностика |
Итого: | 6 | 30 | 36 | диагностика |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | месяц | тема | форма | кол-во часов | форма контроля |
1. | сентябрь | 1 -я неделя | Познакомиться с детьми. Заинтересовать их в занятиях, дать детям представление о кружке, его названии. Познакомить детей: - голосовым аппаратом, через игру: Где живёт мой голос? | 1 | диагностика |
2 -4-я недели «Осень, осень в гости просим!» | Разучивание песен об осени. Формировать умение петь естественным звуком, выразительно, отчѐтливо пропевать гласные и согласные в словах. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 3 | развлечение | ||
2. | октябрь | 1-я неделя «Мульти – пелки». | Вспомнить песни из мультфильмов. Работать над текстом, дыханием, дикцией. | 1 | |
2-я неделя | Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. | 1 | |||
3-я неделя | Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. | 1 | |||
4-я неделя | Работа над эмоциями. Пение с движениями. | 1 | |||
3. | ноябрь | 1-2-я недели | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 2 | |
3-я-4-я неделя | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 2 | |||
4. | декабрь | 1-я неделя | Разучивание песен с движениями к новогодним праздникам. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 1 | |
2-я -3-я недели | Изготовление музыкальных инструментов. | 2 | |||
4-я неделя «Новый год» | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 1 | развлечение | ||
5. | январь | 1-я -4-я недели | Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. | 4 | |
6. | февраль | 1-2-я неделя «Детский фольклор» | Познакомить с русскими народными песнями, прибаутками, потешками. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | 2 | |
3-4-я неделя «Папа может» «Лучше папы друга нет». | Разучивание песен о папе. | 2 | развлечение | ||
7. | март | 1-2-я неделя | Разучивание песен о маме и бабушке. | 2 | развлечение |
3- 4-я неделя «Весна (признаки)» «Мы весну встречаем» | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 2 | |||
8. | апрель | 1-2-я неделя «Есть у солнышка друзья». | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 2 | |
3-я неделя | Работа над эмоциями. Пение с движениями. | 1 | |||
4-я неделя «Мы – артисты» | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 1 | |||
9. | май | 1-2-я недели | Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. | 2 | |
3-я неделя «Насекомые» | Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. | 1 | |||
4-я неделя | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | 1 | развлечение |
Методическое обеспечение программы
№ | Тема занятия | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактические материалы | Техническое оснащение материалы и инструменты | Формы подведения итогов |
1 | «Здравствуй, детский сад!» | Беседа, подвижная игра с подпеванием. ДМИ знакомство. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Презентации, видеоролики. | Диагностика , тестирование. |
2 | «Осень» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. Инсценировка, праздник. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки сценарий праздника, игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Защита творческих работ. Развлечение. |
3 | «Неделя музыки» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. Подбор репертуара. | Аудио и видео техника. | Тестирование, собеседование. |
4 | «Лесные жители» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. Инсценировка. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Защита творческих работ |
5 | «Перелетные птицы» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. Инсценировка. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Защита творческих работ |
6 | «Безопасность и здоровье» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. | Защита творческих работ |
7 | «Мой дом, мой город» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. | Защита творческих работ |
8 | «Я и моя семья» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. | Защита творческих работ |
9 | «Зимушка-зима» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед, походов. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Защита творческих работ |
10 | «Мастерская Деда Мороза» | Изготовление муз. инструментов. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки конспекта. | Аудио и видео техника. | Продуктивное занятие. |
11 | «Новый год» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. Инсценировка. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. | Развлечение |
12 | «Зимние забавы» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Р.Н. музыкальные инструменты. Костюмы. | Защита творческих работ |
13 | «Народная культура и | Беседа, игры. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. Деревянные игрушки. | Тестирование. |
14 | «Папа может» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. Инсценировка. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Праздничный концерт. |
15 | «Моя мамочка» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. Инсценировка. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Праздничный концерт |
16 | «Весна» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. | Защита творческих работ |
17 | «Чистая планета» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед, сценарий праздника «Масленица». | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Защита творческих работ |
18 | «Неделя здоровья» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед, | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. | Защита творческих работ |
19 | «Неделя театра» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Защита творческих работ |
20 | «Домашние животные и | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. Инсценировка. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Защита творческих работ |
21 | «Насекомые» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Защита творческих работ |
22 | «Здравствуй, Лето!» | Беседа, игры. Пение. Музыкально-ритмические движения. Слушание музыки. Детские музыкальные инструменты. Инсценировка. Праздник. | Наглядные, словесные, игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля. | Разработки игр, бесед. | Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. | Участие в праздничном концерте. Выпуск-2021. |
Методическое обеспечение по видам музыкальной деятельности.
1. Восприятие:
1. Дидактические игры.
2. Портреты русских и зарубежных композиторов
3. Наглядно - иллюстративный материал: сюжетные картины; пейзажи (времена года); комплект «Мир в картинках.
2. Пение:
1.музыкально- слуховые представления «Птица и птенчики»; «Два петушка», «Чудесный мешочек» ; «Узнай и спой песенку по картинке»; «Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?».
2.ладовое чувство «Колпачки»; «Солнышко и тучка»; «Грустно - весело», «Выполни задание»; «Собери букет»; «Солнышко и тучка».
3.чувство ритма «Три медведя», «Сыграй, как я», «Научим матрѐшек танцевать», «Весѐлые матрѐшки»; «Определи песенку по
ритмическому рисунку»; «Букеты»; «Определи по ритму».
3. Музыкально-ритмические движения:
1.СувороваТ. И комплект книг «Танцевальная ритмика для детей» и дисков.
2. И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева «Топ – топ , каблучок» и 2 - диска
3. Разноцветные шарфы ,султанчики, листья, искусственные цветы, ветки деревьев,
флажки, снежинки, венки, фуражки для русского костюма и.т.д.
4. Разноцветны платочки, косынки.
5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр,
шапочки птиц,красная шапочка, божья коровка
6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь,
белка, петух.
7. Костюмы для взрослых и детей.
4. Игра на детских музыкальных инструментах:
1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);
2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки ;трещѐтка ; треугольник ; колотушка ; коробочка; музыкальные молоточки ; колокольчики ; металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон .
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Диагностика музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики — выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития:
1) музыкально-эстетического сознания (музыкально-эстетические эмоции и чувства, интерес к музыке, потребности, основы вкуса, представления об идеале и др.);
2) музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, творческие способности);
3) знаний о музыке, умений и навыков.
Диагностические занятия рекомендуется проводить в сентябре и мае (2 раза в год) (детей, которые длительное время посещают детский сад, рекомендуется диагностировать 1 раз в год (в конце учебного года), используя для сравнения данные предыдущего тестирования).
По форме и содержанию диагностические занятия соответствуют типовым музыкальным занятиям, организуемым с подгруппой детей в количестве 7-9 человек
(с целью уточнения показателей уровня развития отдельного ребёнка возможна организация индивидуальных как типовых, так и доминантных занятий).
Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал прилагается, замена возможна только соответствующим по сложности материалом). Оценка музыкальных проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по трех- бальной системе
(высокий уровень — 3 балла, средний — 2, низкий — 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем видам музыкальной деятельности) определяется уровень музыкального развития каждого ребенка.
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Ф.И. ребенка | Вокальный навык | Слуховое восприятие музыки | Ритм | Игра на инструментах | итог |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (для педагога)
- Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: На лугу. М.: ВЛАДОС, 2000 г.
- Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: Осень золотая. В 2 ч.М.: ВЛАДОС, 2000 г.
- Боромыкова О.С. Музыкально-ритмические движения с пением.
- Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. М.: «Просвещение», 1994 г.
- Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыки. С.-П.: «Каро», 2004г.
- Ветлугина Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 г.
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 4-7 лет.
- Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце.
- Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М,: Издательство «Гном и Д», 2004 г.
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО,2006 г. - «Дошкольное воспитание» / Журналы 1998 – 2006 г.
- Дубровская Е.В. Теория и методика музыкального воспитания детей. М.: «Просвещение», 1991 г.
- Зацепина М.Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (старшая и подготовительная группы).- С.-П.: «Композитор», 2007г.
- Музыка в детском саду. //Сост. Н.Ветлугина. М.: «Музыка», 1998 г.
- М.Ю.Картушина. Вокально-хоровая работа в детском саду,2003г.
- Олиферова Л. «Солнышко смеется». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
- Олиферова Л. «В стране веселых песен». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: «Просвещение», 2000 г.
- Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.
- Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 лет.//Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1994 г.
- Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под ред. С.И.Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
- Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. В.3 М.: «Издательство ГНОМ и Д»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (для детей)
1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2007 г.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор», 1988 г.
3. Железновы Сергей и Екатерина. Абсолютный слух от 1 до 5/ Серия аудиодисков «Развивалочки от 1до 5». – М.,2013г. 4. Королькова И.С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких: часть1, 2. – Ростов на Дону: Феникс, 2011г.
5. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей . Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1993 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Программа дополнительного образования "Музыкальная капель" в дошкольном учреждении
Дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Музыкальная капель" для проведения занятий с детьми дошкольного возраста. Подходит для детских садов, развивающих центр...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительного образования по художественному направлению «Танцевальная капель»
1.2. Цель и задачи реализации программыЦель программы – развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.Задачи.Обучающие:- обучить простейшим эле...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...