«Красивая легенда о том, как появились хори-буряты – одно из бурятских племен»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мархасаева Нина Владимировна

  Цель:

  • возрождение народных традиций и обычаев;
  • создание условий для духовно-ценностной и практической   ориентации ребенка в окружающем мире.

     

Задачи:

  • Формирование уважительного отношения к традициям, духовным устоям общества;
  • Повышение уровня культуры общения дошкольника;
  • Воспитывать духовно- нравственное самосознание через ознакомление с историей  Челсаны Бурал Бабай, с легендой о небесной деве лебедь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по социальной политике администрация МО «Кижингинский район»

Кижингинский районный отдел образования

МАДОУ Детский сад «Жаргал»

с.Кижинга                                                                                               тел/факс: 32-2-51

ул. Ленина,                                                                                E-mail  sadZhargal@mail.ru

 

 

ПРОЕКТ

 «Красивая легенда о том, как появились хори-буряты – одно из бурятских племен»

                                                                                                                 

                                                                                                                   Составила воспитатель    

  Мархасаева Н.В.

Кижинга

2020

Оглавление.

             

Введение

1.Теоретическая часть

2.Практическая часть

3.Легенда «Красивая легенда о том, как появились хори-буряты – одно из     бурятских племен»

4.Механизмы реализации  проекта

5.Ожидаемый результат

     Заключение

     Список литературы

Введение.

В свете вышесказанного становится ясно, что духовное воспитание нужно начинать с раннего возраста, чтобы истинные ценности бытия стали неотъемлемой частью сознания личности, а чужие страдания и горести – как свои собственные. Молодому поколению необходимо нравственно- духовное воспитание, предполагающее создания особой культурной среды и соответствующий образ жизни. Ведь именно им, людям нового тысячелетия, будет под силу восстановить утраченное и созидать будущее.  

                                 

                                         Хун шубуун уг гарбалтай,

                                   Хуhан модон сэргэтэй,

                                   Халюун тугтай угсаатамнай

                                   Залиршагүй наран болтогой!

Перемены в обществе, смена формаций происходит не безболезненно. Приостановить падение нравов, наставить на путь истинный помогает вера. Именно она способна помочь человеку, несмотря на невзгоды, обрести душевный покой и правильный жизненный ориентир.

   Каждый человек имеет свою малую родину, близких и родных людей, свои ценности, традиции и обычаи, почитаемые в семье и народе.

Священные места и святыни... Здесь нужно уловить момент, чтобы в безмолвии открыть свое сердце и осознать их величие. Поверить в проявление энергии высших сил, выбравших именно это местопребывание. И обратиться в молитве божествам с просьбой о благополучии и благоденствии, о приобретении силы и мудрости.

1. Актуальность проекта - потребность нашего общества в духовно-нравственном воспитании,  как необходимом элементе сохранения культуры, традиций и обычаев нашего народа.   Легенды и предания отражают колорит и особенности народной жизни хоринских бурят.

       

  Цель:

  • возрождение народных традиций и обычаев;
  • создание условий для духовно-ценностной и практической                                              ориентации ребенка в окружающем мире.

     

Задачи:

  • Формирование уважительного отношения к традициям, духовным устоям общества;
  • Повышение уровня культуры общения дошкольника;
  • Воспитывать духовно- нравственное самосознание через ознакомление с историей  Челсаны Бурал Бабай, с легендой о небесной деве лебедь.

     

Теоретическая часть

        Кижингинская долина. Республики Бурятия, красивая  природа, почитаемые в народе священные места, которую необходимо беречь и передать потомкам. В Кижинге с древних времен обожествляются горы, долины, леса. И, несмотря на развитие современных технологий, эта вера никуда не исчезла. Священная гора Челсана находится на территории  Кижингинского края и по старинным преданиям является дворцом духа местности Буурал Баабай. На расположенном здесь Обөө  проводятся обряды, на которых люди обращаются к хозяину горы в поисках решения проблем в работе, здоровье и семейных делах. Много людей приезжают поклониться в эти места, стремясь установить связь с сакральным местом или с божеством. И представьте,  чудеса происходят. Жизнь улучшается, дела начинают идти к лучшему, проходят недуги, создаются семьи, высшие силы дают детей тем, кто обращался к ним с просьбой. Соответственно в таких местах категорически нельзя пребывать с плохими мыслями, сорить, ругаться, громко разговаривать и смеяться. У нас в Кижинге Челсана Бурал Бабай считается самым спокойным добрым старшим сыном Хоридой и небесной девы лебедя. .

         Когда буряты видят в небе лебедей, они обязательно  брызгают им вслед молоко или чай (чай в Бурятии традиционно пьют с молоком). Убить лебедя среди бурят – преступление, это означает то же самое, что убить родную мать. Хоринские буряты считают: предок их — лебедь.  Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Легенда о «Небесная дева лебедь».

У бурят, всё передается по семейной традиции из поколения в поколение: имена предков, обычаи, традиции; важное место занимают предания, легенды, сказания.

Одна из таких легенд «Небесная дева - лебедь».

Основная мысль легенды:  почитание рода, уважение к предкам, поклонение матери.

Хоринские буряты своё начало берут от Хоридой мэргэна и праматери-лебедицы, от одиннадцати их сыновей.

Небесная дева-лебедь

Это случилось весной на Байкале.  Была пора беспредельной власти любви. Пора, когда нарождались в гнездах и логовах птенцы и зверята.

Хоредой-хубуун охотился на берегу Байкала. Подкрадываясь, он стрелял из лука и добыл уже немало дичи. Вдруг он услышал над собой чьи-то звенящие голоса. Задрав голову кверху, увидел в зеркально-ясном голубом небе серебристую вереницу лебедей. Они летели вниз, опускаясь недалеко от охотника. Спрятавшись за деревьями, Хоредой наблюдал за птицами. 

Лебеди сели на морской берег и, сбросив с себя оперенье, превратились в девушек. Потом они бросились в Байкал. Они шумно ныряли обрызгивали друг друга водой.

Тихо подкравшись, Хоредой взял оперенье одной из девушек. Накупавшись, девушки вышли на берег и стали одеваться. Только одна из них не смогла найти свою одежду, потерянно бегала она туда-сюда по берегу. Хоредой вышел из укрытья. Всполошились девушки и, превратившись в лебедей, взмыли в воздух. Только одна из них осталась, обнаженная, перед молодым парнем. У нее было прекрасное белое лицо, налитое гибкое тело, развевавшиеся до колен блестящие черные волосы.
Когда Хоредой стал приближаться к девушке, она с лебяжьими криками «гун-гун» забежала в воду. Там она стала плакать, умоляя вернуть ей одежду.
- Прекрасная красавица, милая девушка! - обратился к ней Хоредой. - Выйди из воды! Я не буду насмехаться над тобой, унижать не буду. Я - сын отца, имеющего имя, я - дитя народа, имеющего славу! Стань моей женой, сохрани наш очаг, чтоб не погас наш огонь! Народи мне удалых сыновей. Буду поить тебя родниковой водой, угощать спелыми ягодами и плодами, омывать в чистой байкальской воде.

      Взглянула красавица на парня,  видит, это мужественный молодой мужчина в расцвете сил. Застучало сильнее взволнованное ее сердце, в душе стало расти, как цветок, теплое чувство. Вышла она на берег, подала руку Хоредою и пошла с ним вместе в его пышный белый дворец.
Перепрятав в укромном местечке одежду с лебяжьим опереньем, Хоредой одел прекрасную девушку в голубые шелка. Соединившись в семью, они жили ладненько, и все дни проводили в мире и согласии. Родились у них одиннадцать детей.

       Однажды осенью, когда над их жилищем целый день тянулись к югу караваны перелетных птиц, обратилась к Хоредою его жена.
- Мы так давно живем с тобой, начали уже стареть, - стала говорить жена. - Я родила тебе, мой милый муж, одиннадцать детей. Достань, пожалуйста, мою девичью одежду. Полюбуюсь на нее, покрасуюсь в ней.
Послушался ее Хоредой-мэргэн. Достав из тайника лебяжью одежду, отдал

ее жене. Она надела ее и превратилась в белую лебедь.

Потом обратилась к семье:
- Супруг мой дорогой, Хоредой! Любимые сыновья мои, богатыри! Живите долго и счастливо! Дети мои, станьте отцами-прародителями одиннадцати родов, идущих от Хоредоя-батюшки и лебедицы-матушки! - сказав такое благопожелание, взлетела она к дымовому отверстию-тоону.
Хоредой, любивший побаловаться вином, как раз в это время обмазывал глиной котел для перегонки архи. 

Пытаясь удержать ее, он лишь вскользь задел грязной рукой лебяжьи лапки. Женщина-лебедь взмыла в сине-лазоревое вечернее небо.
Говорят, с той поры у белых птиц-лебедей черные лапки. Имена одиннадцати детей Хоредоя и птицы-лебеди такие: Галзууд, Харгана, Хуасай, Хубдууд, Баганай, Шарайт, Бодонгууд, Гушад, Сагаан Худай и Халбин. Умножившись числом, их потомки составили нынешние одиннадцать хоринских родов.

Поэтому хоринцы чтут птицу-лебедь. Для них убить лебедь - это все равно, что покуситься на жизнь родной матери. Услышав голоса пролетающих лебедей, женщины выходят на улицу и совершают, брызгая молоком, обряд поклонения священной птице.


Практическая часть.

   Изучение родного языка и развитие национальной культуры, создание условий для приобщения дошкольников к духовной культуре народа,        

 формирование у подрастающего поколения человеческого и национального достоинства - все это может обеспечить только принципиально новый подход, новая система образования.

   В нашем детском саду создана программа воспитания «Бурятские традиции и обычаи», Детей с раннего детства обучаем родному языку. Есть у нас три экспериментальные группы, где обучаем только на родном языке. Рассматриваются традиционные формы национального бытия бурятского народа: культ природы, идеалы современного человека; традиционные виды деятельности, культ предков, буддийские традиции. Большое место в системе воспитания отводится тому, чтобы привить ребенку чувство почтения к окружающей природе, чтобы он научился поклоняться к духам природы, нужно просить их покровительства не только для себя, но и молиться за благополучие всех живых существ.

   Соблюдая, изучая традиции своего народа, мы, воспитатели, стараемся через различные формы работы приучать детей к национальному образу, стилю жизни. Много вечеров, встреч было проведено вместе с родителями, приглашенными гостями. В своей работе используем различные формы и методы организации деятельности дошкольников, такие как:

  • Совместное планирование новых проектов
  • Мультфильмы на родном языке
  • Встречи- беседы
  • Творческие отчеты
  • Краеведческие экспедиции.

                   

   Механизм реализации.

   В старшем дошкольном возрасте дети получают понятие о национальной культуре, изучают жанры малого фольклора (пословицы, поговорки, благопожелания, национальные игры, элементы  движений ехора и песни), знакомятся с легендами и преданиями. Мини театр на бурятском языке.

   Воспитание должно вестись на гуманистической основе, учитывая многовековую народно-педагогическую мудрость, воздействия на тот или иной интеллект дифференцированно. Самая суть методики - воспитание любви и уважения к окружающему миру, к своим истокам, обеспечить осознание детьми морально необходимой обязанности, переход ее в стойкие личные убеждения и идеалы.

Ожидаемые результаты.

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и милосердие.

Главный результат- усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятие зла. Гордость за предков.

Заключение.

      Пусть этот проект поможет нам в воспитании, формировании личности, норм поведения, духовных ценностей подрастающего поколения, обрести счастье и умиротворение ума, в это тяжелое, противоречивое нестабильное время. И мы искренне верим в то, что наступит время духовной мудрости и социальной стабильности нашего народа. Дети, когда вырастут, будут соблюдать обычаи своей малой родины, рассказать о них. 

     Духовное возрождение общества возможно только на основе общечеловеческих ценностей, нашедших свое воплощение народной культуре.  Память и знание прошлого делает мир человека интересным, заряжают душу и тело сакральной энергией. И поэтому мы обязаны не только знать свое прошлое, но и хранить, используя его во благо сегодняшнего дня. Самое главное, такая работа позволит изучать родную сторону, родную землю, родное село. Вырастить достойным гражданином своей малой родины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды

Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей...

Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение Легенд и изготовление журавлика (из одной из легенд) в технике оригами»

Конспект  в подготовительной группе«Чтение Легенд и изготовление журавлика (из одной из легенд)  в технике оригами»Выполняла Абросимова Дарья СергеевнаЛегенды об оригами.Воспитат...

Информационно-творческий проект «Легенды и сказки бурятского народа»

При ознакомлении с литературными произведениями бурятского народа дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное о...

Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды для детей подготовительного возраста.

Познакомить  детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на язы...

Театрализованная постановка бурятской народной сказки «Легенда о Байкале и дочери его Ангаре»

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи:развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;совершенств...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ БУРЯТСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА – ТЕСТОПЛАСТИКИ. БУРЯТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БЛЮДО - БУУЗЫ».

РАЙОННЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА ДОУ». РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...