Информационно-творческий проект «Легенды и сказки бурятского народа»
методическая разработка (младшая группа)

Пак Дарья Дмитриевна

При ознакомлении с литературными произведениями бурятского народа дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_legendy_i_skazki_bur_nar.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петропавловский детский сад № 3 «Колосок»

671920 Республика Бурятия, Джидинский район, с. Петропавловка, ул. Первомайская 2а

Телефон 8(30134)41-1-24

Информационно-творческий проект 
«Легенды и сказки

 бурятского народа»

Автор: Пак Д.Д.,    

Жигмытова О.С.

     

Аннотация
Современное общество является многонациональным и мультикультурным. В системе работы дошкольного учреждения вопрос формирования толерантного отношения у детей к представителям других национальностей является приоритетным. Для формирующейся личности разнообразие этнических сообществ и культур в перспективе должно превратиться из фактора, препятствующего диалогу между представителями различных культур, в средство взаимного понимания и обогащения. 
В системе работы ДОУ необходима целенаправленная работа по реализации следующих задач: 
ознакомление детей с многообразием вариантов жизненного уклада разных народов;
воспитание толерантности, любознательности;
использование различных форм сотрудничества, коммуникации;
приобщение к культурным ценностям.
Информационно-творческий проект «Легенды и сказки бурятского народа» знакомит с историей и культурой бурятского народа, прививает толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, любовь к природе родного края.

Актуальность
Этническое воспитание на современном этапе является весьма актуальным и вызвано необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры.
Культура бурятского народа, как наиболее древняя, неотделима от культур всех национальностей, живущих здесь. Идеи добра и торжества справедливости, свойственные бурятскому фольклору, как и фольклорам всех народов мира, перешли в легенды и сказки. 
Они привлекают ясностью идеи и одновременно своей глубиной, остротой сюжета, образностью языка и подлинным гуманизмом. Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение существенная черта его мировосприятия: вера и торжество добра и справедливости.
Чтобы ребенок вырос носителем культурного наследия и традиций своего народа важно воспитать в нем ценностное отношение к художественной литературе через ознакомление с легендами и сказками.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагоги - специалисты. 

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.

Задачи проекта
образовательные, которые состоят:
в формировании у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, ценностного отношения к художественной литературе как виду искусства, развитие самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе бурятского фольклора;
в обогащении словаря детей понятиями и терминами Бурятского народа;

воспитательные - включают воспитание интереса к художественной литературе бурятского народа, уважения к культурно-историческим ценностям региона, его жителям. А также воспитание уважительного отношения к людям других национальностей, эстетической чувствительности к красоте литературной речи, образности художественного языка, в результате чего формируется эмоциональная и мотивационная сфера дошкольника.

развивающие - заключаются в формировании познавательной активности в постижении замысла произведения, в развитии психических процессов, эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию сказок и легенд бурятского народа.

Работа по ознакомлению детей с бурятским фольклором предполагает ожидать следующие результаты:
При ознакомлении с литературными произведениями бурятского народа дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли. 

Принципы реализации проекта 
1.Принцип   энциклопедичности.
2.Краеведческий (региональный) принцип.
3. Принцип интеграции 
4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
6. Принцип наглядности.

Этапы   реализации:

1 этап. Организационно – подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, сбор информации из   различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе.
Работа строится по трем направлениям:
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с воспитателями.

Планирование и содержание работы
Содержание задачи
- Чтение сказок и легенд («Мышь и верблюд», «Девочка-луна», «Снег и заяц», «Сказки про Будамшу»…)
- Тематическая выставка в книжных уголках в группах. Приобщение к социально-нравственным ценностям через произведения, обогащение читательского опыта, развитие творчества и средств языковой выразительности

Выставка детских работ в разных видах продуктивной деятельности:
- Рисование по сказкам
- Пластилинография «Снег и заяц»
- Лепка животных по сказкам
- Закрепление навыков самостоятельного воплощения своего замысла в работах, навыков передачи своих эмоций и чувств с помощью художественных средств
- Развитие творческих способностей
- Разучивание песен и танцев бурятского народа - Обогащение представлений о фольклоре бурят через музыкальные произведения

Беседы по сказкам:
- Обсуждение прослушанных текстов
- Обогащение содержания общения взрослого с ребенком
- Обогащение содержания общения детей со сверстниками
- Развитие образности детской речи - Развитие коммуникативных навыков, способностей развития речи
- Углубление интереса к рассказыванию
-Формирование личностных качеств: доброты, справедливости, честности, трудолюбия и смелости
Беседа «Легенды лунного календаря».

-Ознакомление с животными представляющими лунный календарь.

Работа с родителями:
Правильно построенное взаимодействие детского сада с семьей способно повысить эффективность воспитательного процесса многократно. Поэтому взаимодействие с родителями предполагает популяризацию педагогических знаний по направлениям:
- домашние чтения и обсуждения по содержанию сказок и легенд бурят;
- знакомство с бытом бурят в путешествиях и экскурсиях;
- посещение театральных постановок по бурятскому эпосу и национальных праздников.
2 этап. Основной
Продукт проектной деятельности:
Выставка рисунков детей с родителями « Сказки и легенды бурят ».
Организация выставки книг сказок и легенд.

3 этап. Заключительный
Кукольный театр «Мышь и верблюд»


Приложение 1
Сказки и легенды бурятского народа: «Мышь и верблюд», «Девочка-луна», «Снег и заяц», «Сказки про Будамшу»…

Приложение 2

Уважаемые родители!


В рамках реализации проекта «Легенды и сказки бурятского народа» просим Вас ответить на следующие вопросы:


1. Знаете ли Вы бурятские легенды и сказки?
2. Рассказывал ли ваш ребенок сказки, которые услышал в детском саду?
3. Что вынесли Вы и Ваш ребенок из просмотра мультфильмов и чтения сказок бурятского народа?
4. Как Вы думаете - нужно ли знакомить детей с культурой и бытом народов Сибири?
5. Для чего, по - вашему мнению, это необходимо?


Приложение 3

Развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Легенды и сказки бурятского народа»

Занятие 1.
Тема: Сказка «Снег и заяц».
Цели: 1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
2.Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т.д.).
3.Развитие мелкой моторики.
4.Воспитание чувства эмпатии.
Необходимое оборудование:
Сказка «Снег и заяц».
Краски, кисти, бумага.
Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».
План: 1. Вступительное слово учителя-логопеда Землянухиной Т.П. Рассказ о легендах и сказках бурятского народа.
2.Чтение сказки «Снег и заяц». 
3. Беседа-обсуждение. 
- о чем эта сказка, все ли понятно?
какие эмоции вызывает сказка?
кто из персонажей понравился и почему? и т.д.
Рисование понравившегося героя. 
Обсуждение рисунков. Расскажите об этом герое, какой он?
Заключительное слово. 
Расскажите эту сказку родителям. Спросите - знают ли они бурятские сказки и легенды?

Занятие 2.
Тема: «У старости - мудрость».
Цели: 1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
2.Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т.д.).
3.Развитие мелкой моторики.
4.Воспитание чувства эмпатии.
Необходимое оборудование:
Мультфильм «У старости-мудрость».
Пластилин - для лепки животных по мультфильму.
Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».
Мультимедийное оборудование.
План:
Вступительное слово. Рассказ о легендах и сказках бурятского народа.
Просмотр мультфильма «У старости - мудрость». Беседа - обсуждение. 
- о чем этот мультфильм, все ли понятно?
какие эмоции он вызывает?
кто из персонажей понравился и почему? и т.д. 
Лепка из пластилина понравившегося героя (или на выбор какое либо животное).
Обсуждение результатов труда. Объясните свой выбор. Расскажите об этом герое, какой он?
Заключительное слово. 
Расскажите об этом мультфильме родителям. Спросите - видели ли они бурятские мультфильмы?

Занятие 3.
Тема: Сказка «Мышь и верблюд».
Цели:
1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
2.Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т.д.).
3.Развитие мелкой моторики.
4.Воспитание чувства эмпатии.
Необходимое оборудование:
1. Сказка «Девочка и луна».
2. Краски, кисти, карандаши, бумага.
3. Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».
План:
Вступительное слово. Беседа о сказках, впечатления о предыдущем мероприятии.
Чтение сказки «Мышь и верблюд». 
Беседа - обсуждение. 
о чем эта сказка, все ли понятно?
какие эмоции вызывает сказка?
кто из персонажей понравился и почему? и т.д.
Рисование понравившегося героя. 
Обсуждение рисунков. Расскажите об этом герое, какой он?
Заключительное слово. Расскажите эту сказку родителям. Спросите - знают ли они бурятские сказки и легенды?

Занятие 4.
Тема: Сказки про Будушму.
Цели:
1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к бурятскому фольклору.
2.Развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, слухового восприятия и т.д.).
3.Развитие мелкой моторики.
4.Воспитание чувства эмпатии.
Необходимое оборудование:
Сказки про Будушму.
Краски, кисти, карандаши, бумага.
Выставка книг «Сказки и легенды бурятского народа».
План:
Вступительное слово. Впечатления о предыдущем занятии. Понравились ли сказки родителям и т.д.
Чтение сказок про Будушму. 
Беседа-обсуждение. 
- о чем эта сказка, все ли понятно?
- какие эмоции вызывает сказка?
- кто из персонажей понравился и почему? и т.д.
4. Рисование понравившегося героя. 
5.Обсуждение рисунков. Расскажите об этом герое, какой он?
6.Заключительное слово. Расскажите эту сказку родителям. Попросите почитать другие бурятские сказки. Нарисуйте понравившегося героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Легенды Байкала".

Основная цель проекта познакомить детей с Байкалом через легенды и сказки народов Сибири....

Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...

Проект "Легенда Хори Бурят"

Проект «Легенда Хори Бурят»Цель проекта: формирование средствами народной музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности..Задачи проекта:Образовательная...

Информационно-творческий проект в старшей группе "Народы России "

Наша страна великая, сильная и красивая. Страна-это не только леса, реки и города. Страна-это прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов ее населяющих. А народов...

Информационно – творческий проект «Игры и игрушки народа ханты и манси»

Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой...

Исследовательский проект Легенда про озеро "Бальзино"

 Исследовательская работа, посвященный 75-летию образования Дульдургинского района по теме «Легенда про озеро Бальзино»  Любой край, область, даже небольшая деревня неповт...

проект "Легенда .Калмыцкие тюльпаны"

Мои проектыпроект "Легенда .Тюльпаны" проект "Легенда .Калмыцкие тюльпаны...