«Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?» «Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Методика проведения занятия
«Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»
Вид деятельности: познавательная, речевая.
Тема: «Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»
Программные задачи:
- Образовательная: учить отвечать на вопросы по заданной теме; помочь понять происхождения названия «Сарты»; закрепить умения грамматически правильно строить предложения
- Развивающая: развивать познавательные интересы; эмоциональное восприятие;
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории Республики Башкортостан.
Словарь: легенда, Сарты.
Предшествующая работа: экскурсия по улице Промышленной (работа с родителями, рассматривание фотографий, связанные с этой улицей, изучение истории по появлению этой улицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Мое родное село», аппликация «Промышленность Дуванского района».
Взаимодействие с семьёй: участие родителей в экскурсиях, предоставление материалов для фотовыставки «Мое родное село». Совместное изготовление альбомов «Предприятия нашего села»
Материалы и оборудование: музыкальные записи, презентация, альбомы, книги с легендами.
Индивидуальная работа:
Методы и приёмы: сказкотерапия (технологии Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой, арттерапия (хромотерапия, рассказ воспитателя, вопросы к детям, составление рассказа детьми, индивидуальная работа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_zanyatiya.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Методика проведения занятия
«Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»
Фаткуллина Юлия Ирековна,
старший воспитатель
с. Месягутово - 2024
Вид деятельности: познавательная, речевая.
Тема: «Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»
Программные задачи:
- Образовательная: учить отвечать на вопросы по заданной теме; помочь понять происхождения названия «Сарты»; закрепить умения грамматически правильно строить предложения
- Развивающая: развивать познавательные интересы; эмоциональное восприятие;
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории Республики Башкортостан.
Словарь: легенда, Сарты.
Предшествующая работа: экскурсия по улице Промышленной (работа с родителями, рассматривание фотографий, связанные с этой улицей, изучение истории по появлению этой улицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Мое родное село», аппликация «Промышленность Дуванского района».
Взаимодействие с семьёй: участие родителей в экскурсиях, предоставление материалов для фотовыставки «Мое родное село». Совместное изготовление альбомов «Предприятия нашего села»
Материалы и оборудование: музыкальные записи, презентация, альбомы, книги с легендами.
Индивидуальная работа:
Методы и приёмы: сказкотерапия (технологии Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой, арттерапия (хромотерапия, рассказ воспитателя, вопросы к детям, составление рассказа детьми, индивидуальная работа).
Ход занятия
- Организационный этап.
1. Организовать детей на занятие. Сосредоточить внимание. Вызвать интерес.
- здравствуйте, ребята! (сюрпризный момент)
2. Создание проблемной ситуации. Развивать способность к поисковой деятельности, стремление узнавать новые интересные сведения, развивать воображение.(слайд 2)
II. Основная часть: Легенды
1. Рассказывание легенда о появление улицы Промышленной.(слайд 3)
Помочь понять происхождение названия улицы;
2. Легенда о появление улицы Промышленной, музыкальные записи. На этот вопрос нам ответит история башкирских родов Сарт (объяснить значение слова «легенда», «Сарт»).(слайд 4)
«Легенда» простыми словами — это основанное на устных преданиях сказание об историческом или вымышленном лице, событии.
«Сарт» - это первоначально называли купцов. Сарты (башк. Һарт — от башкирского этнонима hарт[1], см. названия аулов Сарт-Лобово, Сарт-Чишма) — бывшая деревня в Дуванском районе Башкортостана, относившаяся к Месягутовскому сельсовету. В 2002 году была присоединена к селу Месягутово.
«Купец» – это человек, владеющий торговым предприятием и занимающийся частной торговлей.
(слайд 5)
- Легенды айлинский башкир рода сарт говорят об их среднеазиатском происхождении. Одна из легенд говорит, что отцы и деды потеряли на прежней родине «в Узбекистане» отару овец и в поисках ее, идя по следу, пришли на Урал — на свою новую родину; один из бухарских судей потерял косяк лошадей во главе с рогатым жеребцом, в поисках которого сарт-айлинцы пришли в Башкирию.
- У одного из богатых предков потерялись серый конь [буҙат], резвая кобылица [байтал] и красавица дочь Гаделбану. На поиски отправились трое юношей. Они долго шли по следу и недалеко от Тургояка нашли девушку. Следы лошадей вели дальше на Урал; юноши прошли верховье Яика и пришли на р. Ай. Здесь они были очарованы красотой и богатством природы: густыми лесами, реками, долинами. Людей в тех местах не было. Юноши одну реку назвали Ай, другую - Узян (т. е. Юрюзань. - Р. К.), гору между ними - Благословенной [Көдрәт-тау]. На берегу небольшой речки они нашли обеих лошадей и вернулись на Сырдарью. Юноши рассказали об увиденных землях и весь род, все сырдарьинские башкиры переселились на Урал. Среди переселившихся был Мырзабек[Мырҙа-бэк] - предок мурзаларцев, Имса - предок тырнаклинцев, его брат Тумса - предок айлинцев»
Опираясь на эту легенду, можно сказать, что Сарты по легенде получила свое название от этих башкир. Раз все промышленные предприятия Дуванского района села Месягутово находятся в Сартах, то после присоединения этой деревни Сарты к Дуванскому району, дали новое название этой улицы. Таким образом, и появилась улица Промышленная.
(слайды 6,7,8)
Физкультминутка. Дети выполняют движения глазами: вправо – влево, вверх – вниз. Движения производят медленно и плавно. Голова при этом неподвижна, двигаются только глаза.
Музыкальные записи.
-Вам понравилась легенда? Но ведь сказки и легенды сочиняют обычные люди, значит, и вы тоже можете сочинить сказку и рассказать. Только помните, что в сказке должны быть начало и конец и обязательно какие – то волшебные герои или события.
-Кто сможет рассказать эту легенду?
3 Рассматривание фотографий –беседа с детьми.
Развивать умение рассказывать о содержании фотографий, отвечать на вопросы полными предложениями, закрепить умение грамматически правильно строить предложений. Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг, отмечает, что во всех этих книгах есть история башкирских родов Сарт. Предлагает ответить на вопросы:
III. Рефлексия
1 Вопросы к детям:
- Что нового вы узнали, что было особенно интересно, понравилось и запомнилось?
Литература
- Башҡорт халыҡ риүәйәттәре һәм легендалары. Автор-төҙөүсе Ф.А.Нәҙершина. Өфө: Башҡортостан «Китап” нәшриәте,2001. – 82-83 бит.
- История башкирских родов. Сарт. Том 26/С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев, И.Р. Саитбатталов, И.З. Султанмуратов. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Китап, 2017. – 178с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем
Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...
Прививаем любовь к родному краю методом чтения и пересказа национальных мифов и легенд.
Любовь к родному краю начинается с малого....
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
Представление опыта работы "Развитие интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края через знакомство с легендами и сказаниями об Алтае"
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных...
Конспект занятия « Легенды и предания о родном крае» (подготовительный возраст)
Конспект занятия « Легенды и предания о родном крае» (подготовительный возраст)...
Методика проведения занятия «Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»
Вид деятельности: познавательная, речевая.Тема: «Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»Программные задачи:Образовательная: учить отвечать на вопросы по заданной теме; пом...
Урок - презентация. Легенда родного края.
Тема: «Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»Программные задачи:Образовательная: учить отвечать на вопросы по заданной теме; помочь понять происхождения названия «С...