Пальчиковая гимнастика в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
учебно-методический материал
Игры и упражнения на развитие моторики рук для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения на развитие моторики рук для детей с ТМНР | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
У детей с умственной отсталостью отмечается выраженная несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.
По данным исследований М. С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых детей связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое. Чем ярче выражен интеллектуальный дефект, тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.
Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.
Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь.
Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умственной отсталостью предметной деятельностью является пальчиковая гимнастика. Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время, как на занятиях, так и в ходе повседневных действий, проводя ее в виде различных игр и упражнений.
При проведения пальчиковой гимнастики используются следующие методы:
- массаж рук;
- упражнения с резиновыми мячами небольшого размера;
- игры с пальчиками.
МАССАЖ РУК.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Для развития мелкой моторики используют пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – поглаживание, разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимание-разжимание, сгибание-разгибание и т.д. Например: «Помоем руки под водой», «Надеваем перчатки», «Согреем руки», «Забиваем гвозди». «Гуси щиплют травку», и всем известная «Засолка капусты».
УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗИНОВЫМИ МЯЧАМИ НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА.
Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с резиновыми мячами маленького размера, т. к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И. М. Сеченов), «мышление в действии» (И. П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение навыками письма.
Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения навыками письма.
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами. Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ.
Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками, т.е. пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1) игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;
2) ребёнок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
3) если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, усилится контроль над выполняемыми движениями;
4) развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений;
5) у детей развиваются воображение и фантазия;
6) в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Гимнастика должна быть простроена таким образом, чтобы задействовать кисти обеих рук, развивать и укреплять все мышцы. Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают снять эмоциональное напряжение.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.
Один из видов пальчиковых игр – это игры манипуляции. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. В такие игры играют все мамы со своими малышами. Вот некоторые названия данных игр: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире» и т.п..
Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса. Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована на любых занятиях.
Литература:
1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 401
2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
3.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют – СПб., Паритет, 2003г.
Интернет-источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Специальные условия образования людей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
Создание специальных условий образования детей с ОВЗ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (РДА, РАС, атипичный аутизм)
Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстро...
Особенности изобразительной деятельности при работе с детьми с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития)
Занятия изобразительной деятельностью являются очень важной частью общего развития ребёнка. И малыши с интеллектуальной недостаточностью не исключение. Но подготовка и проведение этих занятий имеет ря...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...
Особенности работы учителя-логопеда с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности работы учителя-логопеда с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития....
Проект: «Театральные посиделки» с детьми подготовительной группы с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Проект: «Театральные посиделки»с детьми подготовительной группы с тяжелыми и множественными нарушениями развития...