Особенности изобразительной деятельности при работе с детьми с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития)
статья по аппликации, лепке
Занятия изобразительной деятельностью являются очень важной частью общего развития ребёнка. И малыши с интеллектуальной недостаточностью не исключение. Но подготовка и проведение этих занятий имеет ряд особенностей, так как дети с умственной отсталостью сильно отличаются от обычных детей. В этой статье отражён практический опыт работы воспитателя по поведению занятий изобразительной деятельностью в детском саду в группе "Сложные дефекты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности_ИЗО | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности изобразительной деятельности при работе с детьми с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития)
Несколько лет я работаю воспитателем в группе «Сложные дефекты» в детском саду. Нашу группа разновозрастная, её посещают малыши от 3 до 7 лет. В анамнезе у всех детей органические поражения ЦНС в разной степени, отмечаются грубые нарушения в интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой сфере, большое отставание в развитии общей и мелкой моторики. Для таких детей характерен низкий уровень познавательной активности. Мышление конкретное, характеризуется отсутствием смысловых связей между отдельными событиями и предметами. Почти у всех детей низкий уровень развития мелкой моторики, ручной умелости, координации «глаз-рука».
Как воспитатель, я провожу занятия по рисованию, лепке, аппликации и с 5 лет добавляется ручной труд. Занятия изобразительной деятельностью являются очень важной частью общего развития ребёнка. Это не только обучение рисованию, аппликации или лепке. Во время занятий активно накапливается сенсорный опыт, развивается мелкая моторика, мыслительная активность, построенная на взаимосвязи «рука – мозг», что особенно важно в коррекционной работе.
Подготовка и проведение этих занятий имеет ряд особенностей, так как дети с умственной отсталостью сильно отличаются от обычных детей.
Большой трудностью является заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью, вызвать желание его рисовать, лепить, делать поделки. Из-за отсутствия речи усложняется обратная связь, понять, насколько ребенку нравиться заниматься, можно только наблюдая за его эмоциям и действиям.
Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют очень низкое воображение. А представления об окружающем мире бедны и ограничены непосредственным опытом ребёнка. То есть, если он никогда не видел рыбку, то ребёнок просто не в состоянии понять, что он рисует или лепит и выполняет работу чисто механически, без соотнесения с образцом. Поэтому перед каждым занятием проводится очень большая подготовительная работа.
Например, рисование на тему «Ягоды рябины». Перед занятием в течение нескольких прогулок дети наблюдают за рябиной: рассматривают дерево, листья, ягоды. Ягоды приносятся в группу, где дети продолжают наблюдать за ними — рассматривать, ощупывать ягоды, называть цвет, форму, размер и даже пробуют на вкус, проводятся дидактические игры. И только после этого дети рисуют ягоды пальчиком или обратной стороной карандаша, обязательно сравнивая с настоящими. Важно, чтобы дети поняли, что рисунок или поделка — это изображение реальных предметов.
Когда дети соотносят свои работы с реальными предметами, у них появляется эмоционально положительное отношение к изобразительной деятельности. Например, слепив морковку, «кормим» игрушечного зайчика. Обычно такие действия нравятся детям, развивается эмоциональная сфера.
Часто дети с нарушениями в развитии не владеют элементарными навыками изобразительной деятельности. Иногда они вообще не могут научиться рисовать кистью, резать или клеить бумагу. Тогда на помощь приходят нетрадиционные формы изобразительной деятельности, изобразительные игры, некоторые методы арт-терапии, с помощью которых у детей получаются интересные и красочные работы.
В своей работе я использую тестопластику, бумагопластику, элементы цветотерапии, монотипии, «кляксографию», аппликацию из круп, макарон, ткани, шерстяных ниток и других материалов, рисование солью, пеной и др.
Почти всех детей привлекает рисование различными штампами. Для них используется любой подручный материал: губки, мочалки, овощи, мятая бумага, листья деревьев и многие другие. Цветные отпечатки на бумаге, выполненные собственной рукой, всегда привлекают внимание детей. Они с интересом наблюдают, как на листе появляются замысловатые узоры. А в сочетании с цветом краски получаются необычные картины. Примеры таких работ: «Зимние узоры», «Краски осени», «Солнечный свет», «Цветочная полянка», «Весеннее настроение». Я очень люблю использовать в качестве штампов овощи. Например, морковка. Её удобно держать в руке, можно вырезать любой отпечаток, она хорошо держит краску. Или - китайская капуста. С помощью листьев рисуются почти настоящие «деревья», а если разрезать небольшой кочан поперёк – шикарные розы!
Иногда детям просто даются краски и они рисуют или «малюют» как хотят. А ещё им очень нравится смешивать краски или окрашивать воду в разные цвета. Например, совместная игра «Волшебные краски». Детям дается желтая и синяя краска. Они смешивают эти два цвета до зеленого. Или изготовление «разноцветных сосулек». Сначала вода в пробирках окрашивается в разные цвета. Затем замораживается, а потом дети наблюдают, как «сосульки» тают и снова превращаются в разноцветные лужицы. А если дети умеют дуть, то раздуваем цветные лужицы и получаются разноцветные кляксы.
Такие изобразительные игры надолго увлекают любого ребёнка, независимо от его уровня развития, помогают отвлечь от негативных эмоций, реально помогают снять уровень тревожности, повышают настроение и в целом улучшают эмоциональный фон.
На лепке я часто использую тестопластику. Соленое тесто является одним из любимых материалов, так как оно очень эластично, приятно на ощупь, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны.
Детям очень нравится участвовать в процессе замешивания теста, когда они видят «превращение» одних продуктов в другой. А использование пищевых красителей позволяет сделать тесто разного цвета! Кроме этого дети учатся работать со скалкой, резать стекой, вырезать фигурки трафаретами, выполнять различные приемы, таким образом лепка из теста несёт в себе безграничные возможности для развития ручной умелости.
Иногда дети сами проявляют желание поиграть с тестом и тогда мы используем его просто так, для удовольствия. Ведь контакт с тестом даёт ладошкам много приятных тактильных ощущений, снимается лишнее напряжение, а дети это интуитивно чувствуют.
Солёное тесто часто используется для изготовления подарков для родителей, бабушек и дедушек. Ведь такая поделка, выполненная своими руками, просто бесценна. Долгие годы изделия из теста хранятся дома и вызывают самые тёплые чувства.
Важно отметить – это безопасность теста! Ведь у наших детей иногда встречаются нарушения пищевого поведения. Так некоторые малыши тянут в рот и глотают почти всё, что можно проглотить. Они вообще лепят только из теста, пластилин им не дают. А если у ребёнка ЦЕЛИАКИЯ, то для него тесто делается из рисовой или кукурузной муки.
Учитываются особенности детей и при рисовании, так как они по-разному относятся к краскам. Есть те, которые с удовольствием засовывают руки в краску, тянут её в рот. Такие дети рисуют пальчиковыми красками. А некоторые не переносят на руках не только краску, но даже капельку воды. Они начинают нервничать, бросают занятие. Эти дети рисуют только кистью или штампами, которые легко держать в руках, не запачкавшись.
Учитывая все эти особенности, работа строится с каждым ребёнком индивидуально. Так тема занятия может быть одна, а выполняют её дети разными способами.
Хочется отметить, что все занятия продуктивной деятельностью имеют важное значение для формирования своего собственного «Я». Ведь ребёнок видит то, что создал своими собственными руками, результат своих действий а иногда и своего выбора. Например, он сам решил, каким цветом раскрасить машинку или цветок для мамы. Для детей со сложным дефектом это имеет огромное значение, так как эти дети часто слабо или вообще не осознают себя как личность, а так же свои потребности и возможности.
В завершении хочется отметить, что кроме несомненной пользы, помимо развития эстетического чувства, коррекции психоэмоционального состояния у детей с отклонениями важным является то удовольствие, которое дети получают в процессе изобразительных игр и занятий, возможность погрузиться в процесс, не думая о результате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе учителя – логопеда» проект
С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах всё чаще появляются...
Пальчиковая гимнастика в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Игры и упражнения на развитие моторики рук для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»
Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития ...
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...
Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)
Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»
Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...