Дети в группе риска
консультация (средняя группа)

Кучина Мария Викторовна

Проблема детей «группы риска», является важной и актуальной для нашего дошкольного учреждения. Количество детей, с поведением, отклоняющимся от нормы неуклонно растет.Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, воспитатели. Такому ребенкунеобходима своевременная помощь. До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отнощений. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, с которой все чаще приходится сталкиваться не только психологам и врачам, но и воспитателям в дошкольных учреждениях. Актуальность заявленной темы несомненна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дети в группе риска32.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальное сопровождение детей группы риска

в образовательном пространстве ДОУ с учетом ФГОС»

Проблема детей «группы риска», является важной и актуальной для нашего дошкольного учреждения. Количество детей, с поведением, отклоняющимся от нормы неуклонно растет.Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, воспитатели. Такому ребенкунеобходима своевременная помощь. До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отнощений. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, с которой все чаще приходится сталкиваться не только психологам и врачам, но и воспитателям в дошкольных учреждениях. Актуальность заявленной темы несомненна.

К числу внешних условий, оказывающих существенное влияние на становление психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского относятся социокультурные условия жизни. Анализ социально – педагогической ситуации в семьях, показывает, что в ДОУ имеется достаточно большой процент воспитанников, находящихся под воздействием неблагоприятных факторов (низкий прожиточный минимум, образовательный и социальный статус, вредные привычки родителей, стесненные жилищные условия) отрицательно сказывающихся на их психическом благополучии.

Таким образом большинство детей относящихся к «группе риска» находятся в обстановке постоянных конфликтов, ссор, безнадзорности, пьянства. Если стрессовая ситуация очень сильна, то у ребенка со слабой нервной системой происходит нервный срыв, переходящий в неврозоподобное состояние, невротические реакции, а иногда и в невроз или фобии, демонстрируя при этом дезадаптивное поведение. Полученный отрицательный опыт социального общения в ситуации психоэмоционального стресса, сопровождающийся отрицательными эмоциями, надолго фиксируется в сознании ребенка и негативно влияет на формирование гармоничных межличностных отношений.

«Группа риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов.

Данной проблеме много внимания уделяли ведущие специалисты в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии, такие как,В.Амен,А.Адлер, К. Изард, В.В. Суворова, В.Р.Кисловская и др..

Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследователи чаще всего выделяют три категории детей: агрессивные, гиперактивные, тревожные. И со всеми этими категориями необходимо комплексно проводить коррекционно-развивающую работу.

В связи с этим и возникла необходимость в создании особой системы индивидуального сопровождения  детей «группы риска» с нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Мною, совместно с педагогами ДОУ разработан проект по коррекции эмоционально-личностной и познавательной сферы детей группы «риска».

Моя работа по индвидуальному сопровождению ребенка «группы риска» направлена на сохранение и развитие в ребенке социальной уверенности, творческого начала и возможность проявить себя как личность. 

Так как ребенок «группы риска» имеет определенные проблемы в эмоционально-личностном  или познавательном развитии, нами была определена цель работы:

помочь ребенку справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, способствовать его полноценному  психическому и личностному развитию.

Осуществить эту цель можно, только решив следующие задачи:

1.Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.

2.Развить способности понимать эмоциональное состояние других и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации;

3.Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.

4.Воспитать уверенность в себе;

5.Сформировать адекватную самооценку;

6.Снизить враждебность во взаимоотношениях со сверстниками.

7.Развитить навыки конструктивного общения.

В своей работе с детьми я придерживаюсь основных принципов психокоррекционной работы, разработанных известными отечественными психологами  Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, A.B. Запорожец, Леонтьеввым и др.

  • Принцип первый – «не навреди» и единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной ра​боты принимается только на основе психолого-педаго​гического анализа внутренних и внешних условий разви​тия ребенка.
  • Принцип второй – единство возрастного и индивиду​ального в развитии. Это означает индивидуальный под​ход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа ориентирована на некий образец, норму развития, но не должна сво​ей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир пред​полагает широкое поле поиска и деятельности, как в про​странстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.
  • Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего разви​тия ребенка.
  • Принцип четвертый – деятельностный принцип осуще​ствления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. На каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном пе​риоде онтогенеза, что развитие любой человеческой дея​тельности требует специ​ального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн). В дошкольном детстве – это игра.
  • Отсюда принцип пятый – подход в коррекционнойра​боте к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Ожидаемые результаты:

Дети. Вывод ребенка из «группы риска»: за счет улучшения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками; сформированности комплекса произвольности в соответствии с возрастом; снижения уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности воспитанников в семье и окружающей социальной среде.

Родители. Изменение позиции во взаимодействии с ребенком; повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

Педагоги. Повышение уровня компетентности, изменения во взглядах на воспитательно-образовательный процесс детей. Развитие индивидуальности, эмоциональной стабильности детей.

Педагог-психолог. Создание системы работы с детьми «группы риска». Эффективность взаимодействия с педагогами и родителями. Снижение количества детей «группы риска».

Работу по индивидуальному сопровождению детей «группы риска» я провожу в несколько этапов.

1 этап:Первичная диагностика: 

Цель: определение потенциальной «группы риска» 

На первом этапе: диагностическое обследование направлено на определение потенциальной группы риска,мною проводятся наблюдения за деятельностью детей в группе, диагностика уровня личностно-социального развития, диагностика эмоциональных нарушений (Методики: Панфилова М.А. «Кактус»; Т.А.Репина «Секрет»; В.Г. Щур «Лесенка», Тесты: Дж.Бак «Дом-дерево-человек», Р.Тэммпл «Выявление тревожности», тест «Рисунок семьи»).

В результате полученных данных совместно с воспитателями вырабатываем единые рекомендации для ребенка, педагога, родителей, составляем индивидуальный маршрут для детей, нуждающихся в дополнительной коррекционно-развивающей работе.

2 этап

Основная цель проводимой мною  коррекционной работы – способствовать полноценно​му психическому и личностному развитию ребенка.

При этом я четко соблюдаю принципиальную психолого-педагогическую пози​цию по отношению к детям: не ребенка подгонять, кор​ректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей и решение имеющихся у него проблем.

Построение маршрута индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».

Цель: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов.

Карта индивидуального сопровождения ребенка включает в себя:

-биологический портрет ребенка –результаты изучения анамнеза;

-социальный портрет ребенка - данные социологического обследования семьи и стиля  семейного воспитания;

-карта показателей индивидуального развития – обобщенные результаты диагностики физического, познавательного, речевого и психоэмоционального развития ребенка;

 -комментарии психолога  в форме  пояснения по результатам диагностики и рекомендации к сопровождению ребенка;

-листы фиксации коррекционно-развивающей работы, проводимой с ребенком.

3 Этап. Психопрофилактика и просвещение родителей  и педагогов.

Цель: определение основных целей, задач, принципов и форм работы с ребенком «группы риска».

Данный этап направлен на повышение психологической компетентности родителей и педагогов, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детскородительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования, метода развивающего диалога и представляет собой обучение родителей и педагогов элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс развития и социализации детей.

Совместно с воспитателями мы составляем темы для индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний для ознакомления с  проблемами общения и развития детей.

Для педагогов я организую консультации и практикумы  по следующим темам:

  • Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.
  • Взаимодействие воспитателя с непопулярными детьми.
  • Методы обучения детей конструктивным навыкам общения.
  • Коммуникативные игры для снятия тревожных состояний  у детей и пр.

Совместно с воспитателями мы составляем картотеки игровых упражнений для развития эмоционально-личностной сферы детей.

Концепция сопровождения ребенка группы «риска» в условиях дошкольного учреждения предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает персонал учреждения, но и продолжать, дополнять наши усилия в домашних условиях. Только совместно можно достичь стабильных существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. С родителями воспитанников провожу различные формы консультативной, просветительской и  коррекционной работы.

Родителям очень часто не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации, поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.

Провожу беседы и консультаций с родителями по темам:        

  • Как воспитать ребенка без наказаний?
  • Как воспитать неагрессивного ребенка?
  • Типы современной семьи, стили воспитания ребенка.
  • Воспитание гиперактивных детей
  • Родители и дети. Причины конфликтов.

Коллектив ДОУ считает, что сотрудничество семьи и детского сада, должно быть направленно на создание условий для осознания родителями престижности «родительства», формирование у них умения принять на себя ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Для достижения этого  мы решаем следующие задачи:

1. Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий детского сада и семьи;

2. Повышение профессионального уровня и творческого потенциала педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия семьей.

3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

4. Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей.

4 этап. Контрольно-итоговый.

Цель: определить динамику в развитии ребенка, результативность проведения коррекционно-развивающей работы и при необходимости скорректировать дальнейшую работу с ребенком «группы риска». Контроль проводится через систему мониторинга.

Цель мониторинга: оценка результативности работы по сопровождению ребенка и вывода его из «группы риска».

Мониторинг провожу по тем же методикам, которые были на начальном диагностическом этапе.

Направления коррекционной работы с детьми «группы риска»

Тревожные дети.

1. Повышение самооценки ребенка;

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Агрессивные дети.

1.Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

2.Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть  собой в различных ситуациях;

3.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

4.Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

Гиперактивные дети.

1.Развитие дефицитарных функций;

2.Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Определив проблему ребенка я составляю  индивидуальную коррекционно-развивающую  программу,соответствующую  основным принципам психолого-педагогической коррекции и требованиям,разработанными ведущими психологами образования   И.В.Дубровиной, А. Д. Андреевой (1998 г).А именно:

  • Коррекция развития носит опе​режающий, предвосхищающий характер.
  • Коррекция явлется целостной осмысленной деятельностью ребенка.
  • Создание благоприятных условий для продуктивного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекционно-развивающие программы для каждой категории детей разрабатываю отдельно.

При этом работа идет как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.

За основу при составлении индивидуальных программ сопровождения ребенка «группы риска» я использую  комплекс занятий авторов-составителей:

  • Г.М.Татарникова,И.И.Вепрева,Т.Т. Кириченко. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска».Волгоград.2015
  • В.Л. Шарохина  «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» Москва .Прометей.2003 г.
  • Катаева Л.И., «Работа психолога с застенчивыми детьми». – М.: Национальный книжный центр, 2016.
  • Колос Г.Г. , «28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5 – 7 лет», М.:Аркти,2014.
  • Никифорова Л.А., «Вкус и запах радости» // цикл занятий по развитию эмоциональной сферы, 2 издание, М.: Национальный книжный центр, 2017.

Проанализировав эти программы и  психолого – педагогическую и методическую литературу я выбрала ряд методов, которые  на мой взгляд наиболее эффективные в решении эмоционально – личностные проблем у дошкольников.

Методы коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска» 

1.Наблюдения.

2.Беседы.

3.Телесно-ориентированные техники (психогимнастика,дыхательные упражнения, релаксация).

4.Арт-терапия,

5. Ролевая игра,

6.Работа с карточками (эмоции),

7. Моделирование ситуаций,

8.Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Психолого-педагогические технологии в моей работе.

Работая с детьми,  постоянно  ориентируюсь  на их  личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:

  • здоровьесберегающие технологии
  •  информационно-коммуникационные  технологии
  • личностно-ориентированные технологии

Здоровьесберегающая технология 

я использую:

-пальчиковую гимнастика;

-гимнастикудыхательная; 

-подвижные игры;

-динамические паузы;

-релаксацию (для релаксации требуется большее количество времени, поэтому, когда я ее применяю,  стараюсь делить занятие на две части, сначала развивающие упражнения, игры, а  в конце занятия расслабление, которое я провожу в сенсорной комнате);

Игровые технологии (их использую постоянно):

В практике работы активно использую игровые технологии, так как именно через игру происходит освоение основных видов отношений: воспитание, обучение, забота, обмен, общение, конфликт. Игры помогают осваивать не только стереотипы поведения, роли и нормы отношений, но и внутреннюю социальность ребенка.В первую очередь это коммуникативные, дидактические игры. В зависимости от поставленных задач провожу игры малой и средней подвижности, игры на внимание, развитие памяти, воображения, элементы сюжетно-ролевой игры, режиссерскую игру, словесные игры. Разумное сочетание перечисленных игр дает положительный эффект.

-коммуникативная игра 

Играя с детьми в коммуникативные игры оказываю практическую помощь детям в социальной адаптации; развиваю средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создаю позитивное отношение к собственному телу                и развиваю способность управлять им; развиваю умение понимать друг друга; вникать   в суть полученной информации; учу определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развиваю невербальное воображение, образное мышление.

Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.

● Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение            и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра              со стульчиками»).

● Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», и др.)

● Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»);

- Игротерапия, игротренинги (Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры,                в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания    и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего         и будущего.Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме);

-Массаж         и  самомассаж  (при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек,  сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.).

 Коррекционные технологии

-песочная терапия

-технологии музыкального воздействия;

-сказкотерапия;

-логоритмика;

-цветотерапия;

-арт-терапия.

- психогимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.

Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....

Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.

Это курс занятий направленный на профилактику  нарушений чтения и письма у дошкольников.        Задачи:   - развивать  высшие когнитивные процессы...

Консультативная работа с родителями детей из группы риска в гештальт подходе.

Эта тема интересна для рассмотрения, так как большинство психологов школ и детских садов, а также практикующих психологов по роду своей профессии встречаются именно с детьми из группы риска. Таких дет...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями для детей группы риска (подготовительная группа).

3 – я неделя, НоябрьТема: «Дикие животные»Учитель - логопедПедагог - психологИнструктор ФКМуз. руководительВоспитательРуководитель изостудииОбобщать и систематизировать знания о диких животных н...

Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"

Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"...