Консультативная работа с родителями детей из группы риска в гештальт подходе.
статья по теме

Катричева Лилия Мирзеюсуфовна

Эта тема интересна для рассмотрения, так как большинство психологов школ и детских садов, а также практикующих психологов по роду своей профессии встречаются именно с детьми из группы риска. Таких детей называют трудными, гиперактивными, неусидчивыми, невнимательными, непослушными и т.д. На них жалуются педагоги, воспитатели, вожатые, соседи, родители других детей и др. Все это приходится выслушивать родителям «трудных детей», и решение этой  сложной задачи ложится на их плечи.

Именно в такой момент  приходят родители к психологу. Что общего у этих родителей? Они уже не знают, что делать и начинают жаловаться от безысходности. Во всех бедах обвиняют ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультативная работа с родителями детей из группы риска в гештальт подходе.

Эта тема интересна для рассмотрения, так как большинство психологов школ и детских садов, а также практикующих психологов по роду своей профессии встречаются именно с детьми из группы риска. Таких детей называют трудными, гиперактивными, неусидчивыми, невнимательными, непослушными и т.д. На них жалуются педагоги, воспитатели, вожатые, соседи, родители других детей и др. Все это приходится выслушивать родителям «трудных детей», и решение этой  сложной задачи ложится на их плечи.

Именно в такой момент  приходят родители к психологу. Что общего у этих родителей? Они уже не знают, что делать и начинают жаловаться от безысходности. Во всех бедах обвиняют ребенка.

Давайте разберемся, как психолог может помочь такой семье и в чем особенность гештальт подхода в такой консультативной работе.

Гештальт-терапия это одна из форм феноменолого-экзистенциальной терапии, основанной Фредериком  Перлзом и Лаурой Перлз. Первые разработки в этом направлении появились в 40-х годах ХХ века. Широкой известности данное направление достигло в конце 60-х ХХ века.

Фундамент гештальт-терапии - это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить осознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Цель клиентов - прийти к осознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в тоже время научиться принимать и адекватно оценивать себя.

Гештальт-терапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии. Внимание уделяется процессам: процессу клиента, процессу терапевта и процессу взаимодействия между ними.

Гештальт-терапия рассматривает человека, как целое существо, как единство поведения, чувств и мышления, находящееся в процессе взаимодействия с окружающим миром. То есть рассматривается не человек отдельно и мир отдельно, но их взаимодействие, непосредственное осознавание которого позволяет более глубоко и насыщенно воспринимать мир. В нашей работе рассматривается взаимодействие родителей и их детей как части мира.

 Консультативная работа делится на четыре больших части:

  1. поддержка родителя;
  2. взятие родителем на себя ответственности за поведение ребенка;
  3. способы выхода из сложившейся ситуации;
  4. подведение итогов.

Зачем нужна поддержка? Во-первых, родители приходят в тяжелом эмоциональном состоянии. Они волнуются, переживают по поводу того, что скажут про их непослушного ребенка. Обычно ожидают, что, как и все психолог начнет тоже говорить про недостатки и трудности в общении с их ребенком, а это они и сами знают, и это тяжело слушать. Потом в нашей культуре пока ходит много мифов, о том, что делает психолог и если родитель обращается первый раз, то он не знает, что будет, как себя вести, что говорить, а все это вызывает дополнительное напряжение и волнение.

В таком состоянии любому человеку нужна поддержка и принятие, прежде всего. Именно это поможет родителю снять напряжение и увидеть реальность. Именно поддержка является таким незримым мостиком между родителем  и психологом, и помогает выстроить доверительные отношения.

Отличное от всех остальных принятие психологом родителя, поддержка в его переживании о своем ребенке, а не обвинение его так же помогает установить контакт с родителем.

Именно поддержка и принятие важны, без этого этапа не будет следующего, трудно будет выстроить диалог, а, следовательно, вести консультативную работу. Именно во время диалога можно увидеть феноменологию клиента:

  1. его способы общения с ребенком,
  2. реакции ребенка на какие-то действия или высказывания родителя,
  3. понять жалобу родителя и ребенка, ведь у ребенка тоже есть претензии к своим родителям и, как правило, на них  не обращают внимание ни родители, ни педагоги.

На этом этапе происходит диагностика детско-родительских отношений. Когда информации недостаточно, то можно повести дополнительную диагностику, в зависимости от запроса. Это могут быть проективные методы или опросники (АСВ).

Если этот этап консультирования не прошел, или поддержки было недостаточно, то при переходе к следующему у клиента появится сопротивление. Каждый родитель где-то глубоко понимает, что что-то он, возможно, делает не так, но очень трудно себе в этом признаться. Ведь тогда придется признать, что он, как родитель, совершил какие-то ошибки в воспитании, а тогда поведение ребенка это следствие собственных действий. А это и есть взятие на себя ответственности за поведение ребенка, следующий этап консультирования.

Теперь получается, что причина поведения и действий ребенка – это действия родителя или родителей, следовательно, что бы изменился ребенок, надо поменять что-то самому родителю. Получается, что основная консультативная работа будет проходить с родителями. Ведь, если не работать с родителем, то после консультации ребенок попадает в ту же самую среду и ему жить здесь, и возможно, что его нынешнее поведение является самым безопасным для той среды, где он находится. А когда идет консультирование и родителя и ребенка, то меняется и среда, следовательно усиливается эффект консультирования.

Этот этап работы один из самых трудных и есть большой процент родителей, которые не готовы к такой работе. Тогда задача психолога донести до родителя, что нет смысла работать только с ребенком без личной терапии и родитель выбирает, либо продолжать либо нет.

Если родитель решает продолжать консультативную работу, то дальше работа ведется и с ребенком отдельно и с родителем отдельно и несколько совместных консультаций. Причем ребенку нужно меньше консультаций, чем родителю.

Например, Марина обратилась с жалобой на сына 12 лет. Он плохо ведет себя в школе на уроках, ее вызывают все время в школу по поводу поведения сына Игоря. По ее словам он ведет себя дома хорошо, у нее единственная жалоба, что он безответственный, не делает то, что пообещал, приходится за ним переделывать и все время напоминать. Первая консультация была совместная – мама и сын. Жалоба Игоря, что мама не идет ему навстречу, он вынужден делать только то, что нужно маме. Получается, что дома он делает, то что нужно маме, а в школе то, что хочет сам, а так как ответственность за него несет мама, то в школе за действия ребенка отвечает тоже мама, а не он сам.

Феноменология этих отношений:

  1. мама спрашивает, что хочет Игорь, он говорит, она выслушивает, потом решает за него, что это или неполезно или ему не надо, объясняет ему и предлагает свое, он внешне соглашается. При этом его желания остаются нереализованными. Получается, что у подростка нет своего личного пространства рядом с мамой и он «отрывается» в школе.
  2. Игорь говорит о своих желаниях и сталкивается с непробиваемой стеной объяснений, приходится любыми способами забирать себе некоторую свободу, что возможно, когда нет рядом мамы. Так как нет возможности проявлять себя здоровыми способами, ведь рядом с мамой это очень трудно, то Игорь проявляет себя, так как получается (непослушание в школе, разговоры на уроках и т.д). Ответственность за Игоря несет мама, и за его действия отвечает она, и он не научается нести ответственность не за себя, не за свои действия.

Дальше были проведены семь часовых встреч с мамой, где она увидела свой вклад в сложившуюся ситуацию. Первое, что не дает ему личного пространства соответственно возрасту. Второе, что сама забирает ответственность за его действия. Что делать? Поменять это. Таким образом, Марина увидела причину поведения ее сына, поняла, как это можно изменить и начала действовать. На консультациях разбирались трудности, ошибки, и поведение Игоря начало меняться.

Методы, которые использовались в консультации, это диалог, метод пустого стула, осознавание своих чувств, медитация и домашние задания. Во время консультации психолог обращал особое внимание на процессы здесь и сейчас, которые повторяли обычное, каждодневное поведение Марины и делился своими наблюдениями и чувствами, что помогало клиенту осознавать свои чувства, действия и отношения с миром и Игорем, как части мира.

Две последние консультации были совместными, где было проведено рециркляционное интервью. Мама и сын сказали о своих желаниях друг другу, поблагодарили и поделились чувствами в таком новом для них диалоге. Таким образом, они освоили новый эффективный способ диалога, который приводит к желаемым результатам и где мама слышит и принимает сына с его потребностями, а также оговаривает свои границы и возможности.

На этом примере видно, что именно после взятие на себя ответственности за сложившуюся ситуацию клиент может что-то менять в этой ситуации. И именно задача психолога помочь родителю в этой сложной работе. Соответственно разрешение трудности, это постепенное изменение своего поведения и действий. Это и есть третий этап консультирования.

На подведение итогов достаточно одной консультации. Здесь главное подвести итоги изменений, показать их значение в жизни клиента, возможно, дать некоторые рекомендации, ведь не всегда все будет получаться, научить некоторой самоподдержке, что бы в случае неудачи у родителя не опускались руки. Важно, что бы все свои изменения осознал и назвал сам клиент, а не психолог, а также что бы он сам сделал выбор в сторону этих изменений или от них и научился опираться на себя в таком выборе. Это и есть самоподдержка и опора на себя.

Из вышеизложенного материала следует, что консультативная работа с родителями детей из группы риска в гештальт подходе опирается в основном на непосредственно работу психолога и родителя. Консультация строится в виде диалога при поддержке. Задача психолога помочь родителю осознать процессы, которые приводят к трудностям, с которыми обращается клиент и помочь ему взять на себя ответственность за случившуюся ситуацию и выстроить стратегию желаемых изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план работы с родителями детей средней группы №7

Примерный план работы с родителямидетей средней группы №7(на 2012-2013 учебный год)Родительские собранияТема: «Мы за лето подросли» (Сентябрь)Тема: «Роль игры в жизни ребенка» (Февраль)Тема: «Зд...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы

перспективное планирование работы с родителями детей средней группы на год...

Нетрадиционные формы работы с родителями детей логопедической группы.

Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства Применение традиционных и новых (с привлечением иннов...

Особенности консультативной работы с родителями детей дошкольного возраста с агрессивным поведением

В статье уделено внимание актуальной проблеме – агрессивное поведение детей дошкольного возраста, а также психологическое консультирование родетелей....

Особенности консультативной работы с родителями детей дошкольного возраста с агрессивным поведением

На сегодняшний день все больше родителей и педагогов указывают на агрессивные проявления детей дошкольного возраста, которые проявляются не только в приступах упрямства и криках, но вспышках гнева, др...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...