План по самообразовании по теме: Дидактическая игра как игровой метод обучения
материал (младшая группа)
совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_yusupova.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразовании по теме: Дидактическая игра как игровой метод обучения
Составила:
Юсупова Илюся Надибовна
Воспитатель
К У ХМАО – Югра
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Актуальность выбранной темы
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;
-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.
-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
- Теоритическая база опыта.
Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой по теме «Дидактические игры» я пришла к выводу, что основным средством развития детей являются именно они.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
-Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Технология дидактической игры состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, в первой младшей группе дети еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями, постепенно осваивая окружающий мир.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры- занятия и дидактические. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Занятия в форме дидактических игр применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный игровой характер. Воспитатель использует в основном приемы и методы опосредственного педагогического воздействия: применяет сюрпризный момент, вводит игровые образы, создает игровые ситуации.
В работе с детьми использую все три вида дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки (Кукла Катя проснулась). В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы; относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. « Когда это бывает?» - взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например: - идет снег… зимой; радуга на небе… летом и т. д. « Что бывает круглое в природе? » (солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.). « Назови, одним словом» - кошка, собака, корова…домашние животные, звери – волк, заяц, лиса… дикие, лесные животные, звери. « Так бывает или нет? » правилами игры требуется: заменить в стихотворении все небылицы.
Планирование дидактических игр: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
Изучение литературы по теме;
Проведения различных мероприятий;
Обобщение результатов;
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | ||
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015. 2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008. 3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977. 4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). | ||
Работа с детьми | Сентябрь | Диагностика знаний детей. | Совместная игровая деятельность. | ||
Октябрь 1-2 неделя 3-4 неделя | Знакомство с дидактическими играми на развитие речи. - Д/игра: «Пришел Мишка с прогулки» Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь. - Д/игра: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации. | Совместная игровая деятельность. | |||
Ноябрь 1-2 неделя 3-4 неделя | Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. Д/игра: «Найди и назови» Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. - Д/игра: «Сложи квадрат» Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | |||
Декабрь 1-2 неделя 3-4 неделя | Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. - ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность. _-Д/ игра: _Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки» Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. _-Д/игра: «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель. Д/игра: ИГРА «КРУГ ЖЕЛАНИЙ» Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро. | Совместная игровая деятельность. | |||
Январь 1-2 неделя 3-4 неделя | Дидактические игры на закрепление изученного материала. - Д/игра: «Открой свой домик» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета. -Д/игра: «собери капельки в стакан» Цель: упражнять в умении сопоставлять цвета. - ИГРА «ВСПОМНИ СКАЗКУ» Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела. Д/ игра: «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай.» Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | |||
Февраль 1-2 неделя 3-4 неделя | Дидактические игры на закрепление изученного материала. - Д/игра: «Игра с пальчиками» Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями. - Д/игра: «кто как кричит? » Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слух Д/игра: «ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ?» Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. - Д/ игра: «Это—я, а это—мамочка моя» Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закрепить понимание слов «большой(ая)», «маленький(ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица: нога, рука, голова. | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | |||
Самореализация | Март 1-2 неделя 3-4 неделя | - Д/игра: «Кто что делает?» Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий. -Д/игра: «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ» Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию. - Д/игра: «Чей домик» Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Развивать фонематический слух детей. | Совместная и самостоятельная игровая деятельность | ||
Апрель 1-2 неделя 3-4 неделя | -Д/игра: «Для человека какой профессии это нужно?» Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу. - «Кто больше назовет действий?» (с мячом) Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий. -Д/игра: «Воздушные шары» Цель: упражнять детей подбору шести цветов спектра | ||||
Май | Диагностика детей. Проверка усвоенных знаний. | ||||
самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. | Составление картотеки дидактических игр. | ||
Ноябрь | Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка». | Выступление на педсовете | |||
февраль | Мастер-класс «Дидактические игры для детей раннего возраста» | Выступление на семинаре-практикуме. | |||
май | Отчёт о результатах работы по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему:«Дидактические игры для детей раннего возраста»
В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. определению способности к обучению и саморазвитию; в виде п Данное пособие м...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...
Перспективный план по самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей раннего возраста"
Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей раннего возраста...
План по самообразованию на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста".
quot;Ум ребенка находится на его кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский....
План по самообразованию воспитателя Тема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
План по самообразованию воспитателяТема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста» ...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию на тему: «Дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Нэбзый» Проект по самообразованию на тему:«Дидактическая игра,...