План по самообразовании по теме: Дидактическая игра как игровой метод обучения
материал (младшая группа)

совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_yusupova.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразовании по теме:  Дидактическая игра как игровой метод обучения

Составила:

Юсупова Илюся Надибовна

Воспитатель

К У ХМАО – Югра

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Актуальность выбранной темы

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

- Теоритическая база опыта.

Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой по теме «Дидактические игры» я пришла к выводу, что основным средством развития детей являются именно они.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

         -Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Технология дидактической игры состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, в первой младшей группе дети еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями, постепенно осваивая окружающий мир.

Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры- занятия и дидактические. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Занятия в форме дидактических игр применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный игровой характер. Воспитатель использует в основном приемы и методы опосредственного педагогического воздействия: применяет сюрпризный момент, вводит игровые образы, создает игровые ситуации.

В  работе с детьми  использую  все три вида дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки (Кукла Катя проснулась). В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы; относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. « Когда это бывает?» - взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например: - идет снег… зимой; радуга на небе… летом и т. д. « Что бывает круглое в природе? » (солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.). « Назови, одним словом» - кошка, собака, корова…домашние животные, звери – волк, заяц, лиса… дикие, лесные животные, звери. « Так бывает или нет? » правилами игры требуется: заменить в стихотворении все небылицы.

Планирование дидактических игр: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Изучение литературы по теме;

Проведения различных мероприятий;

Обобщение результатов;

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.

4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Диагностика знаний детей.

Совместная игровая деятельность.

Октябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.

- Д/игра: «Пришел Мишка с прогулки»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

- Д/игра: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений.

Д/игра: «Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

- Д/игра: «Сложи квадрат»

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Декабрь

1-2 неделя

3-4 неделя

Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию.

- ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

_-Д/ игра: _Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

_-Д/игра:

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями

должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Д/игра: ИГРА «КРУГ ЖЕЛАНИЙ»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Совместная игровая деятельность.

Январь

1-2 неделя

3-4 неделя

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

- Д/игра: «Открой свой домик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета.

-Д/игра: «собери капельки в стакан»

Цель: упражнять в умении сопоставлять цвета.

- ИГРА «ВСПОМНИ СКАЗКУ»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела.

Д/ игра: «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай.»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Февраль

1-2 неделя

3-4 неделя

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

- Д/игра: «Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

- Д/игра: «кто как кричит? »

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слух

Д/игра:

«ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ?»

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

- Д/ игра: «Это—я, а это—мамочка моя»

Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закрепить понимание слов «большой(ая)», «маленький(ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица: нога, рука, голова.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Самореализация

Март

1-2 неделя

3-4 неделя

- Д/игра: «Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

-Д/игра: «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

- Д/игра: «Чей домик»

Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Развивать фонематический слух детей.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность

Апрель

1-2 неделя

3-4 неделя

-Д/игра: «Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

- «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

-Д/игра: «Воздушные шары»

Цель: упражнять детей подбору шести цветов спектра

Май

Диагностика детей. Проверка усвоенных знаний.

самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

Выступление на педсовете

февраль

Мастер-класс «Дидактические игры для детей раннего возраста»

Выступление на семинаре-практикуме.

май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:«Дидактические игры для детей раннего возраста»

В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. определению способности к обучению и саморазвитию; в виде п Данное пособие м...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию воспитателяТема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»            ...

План по самообразованию на тему: «Дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Нэбзый»      Проект по самообразованию на тему:«Дидактическая игра,...