Конспект занятий по программе Севастьяновой Е.О. "Хочу все знать"
план-конспект занятия

Азизова Олеся Викторовна

Адаптированная  программа групповой работы направлена на коррекцию психофизиологических  процессов и познавательной активности воспитанника старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

Адаптированная  программа индивидуальной работы направлена на коррекцию психофизиологических  процессов и познавательной активности воспитанника старшего дошкольного возраста. Данная программа разработана на основе программ: Севостьянова Е.О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет», Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников», с учетом основной образовательной программы дошкольного учреждения.

Структура и содержание программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

-СанПин 2.4.1.3049-13;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

Цель программы: коррекция психофизиологических процессов и познавательной активности воспитанника старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- формирование волевых качеств и творческих способностей

- развитие познавательных процессов

- формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста

- гармонизация эмоционального состояния.

                    Содержание и организация работы.

Занятия направлены на развитие четырех взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включают соответствующие разделы: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление». Каждый раздел рассчитан на семь недель, цикл занятий по программе рассчитан на 28 недель (по одному занятию в неделю). Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 25-30 мин., что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данной возрастной группы.

Комплекс индивидуальных занятий рассчитан на детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания, т.е. проводить занятия не рекомендуется для детей с психическими и нервными заболеваниями.

В ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.

                                                План занятий

Раздел I. Внимание.

Сроки проведения

Содержание

Познавательные цели

Дидактический    материал

1-я неделя октября

 Зан. №1

«Яблоко»

Обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредотачиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов

Три похожих яблока

«Хлопни в ладоши»

Обучение способности к переключения внимания

Не требуется

«Зачеркни букву»

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания

Вырезка из газеты или журнала, карандаш

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного  и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Не требуется

«Жмурки»

Снятие напряжения, повышение эмоционального тонуса; инициирование тактильных контактов

шарф

2-я неделя октября

Зан.№2

« Портрет»

Обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредотачиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании

Кукла

«Зачеркни букву»

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания

Вырезка из газеты или журнала, карандаш

«Слушай музыку»

Развитие активного внимания

Магнитофон(музыкальнй центр), аудиозапись с веселой мелодией

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

3-я неделя октября

Зан.№3

«Ушки на макушке»

Обучение способности: концентрировать внимание на слуховых сигналах; уметь слышать и слушать

Не требуется

«Корректурные пробы»

Обучение способности концентрации, объма, переключения, устойчивости внимания

«Бубен и колокольчик»

Развитие активного внимания, умение соотносить свои действия со звучанием инструментов

Бубен, колокольчик

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного  и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

«Ловушка»

Обучение рефлексии; снятие эмоционального напряжения

Не требуется

4-я неделя октября

Зан.№4

«Ушки на макушке»

Обучение способности: концентрировать внимание на слуховых сигналах; уметь слушать и слышать звуки в новых условиях

Не требуется

«Корректурные пробы»

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания

«Колечко»

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

Психомышечная тренировка

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

«Делай то, что я говорю и показываю»

Тренировка на дифференциацию заданий взрослого

Не требуется

5-я неделя октября

Зан.№5

«Пульс»

Обучение способности концентрировать внимание на ощущениях своего тела

часы

«Колечко»

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

«выложи кружочки»

Увеличение объема внимания

Два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется

«Приятное воспоминание»

Обучение приемам и методам овладения своим владением

Не требуется

1-я неделя ноября

Зан.№6

«Текстура»

Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям

Кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок

«Кулак-ребро-ладонь»

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

«Погода»

Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке

Картинки с изображением солнышка, тучки и дождика, зонт

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется

«Тряпичная кукла»

2-я неделя ноября

Зан.№7

«кулак-ребро-ладонь»

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

«Найди отличия»

Развитие концентрации внимания

Две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета

«Погода»

Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласно показанной картинке

Картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется

«Скульптура»

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

Раздел II. Память

3-я неделя ноября

Зан.№1

«Запомни картинки»

Развитие зрительной памяти

Пять картинок

«У оленя дом большой»

Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста

Не требуется

«Каскад слов»

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Список слов

«Лезгинка»

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

«Улыбка»

Обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение  свойствам невербального общения

Не требуется

4-я неделя ноября

 Зан.№2

«Запомни картинки»

Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени

Пять картинок

«У оленя дом большой»

Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста

текст

«Каскад слов»

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Список слов

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения,

Развитие тонкой моторики рук

Не требуется

«Встречаемя и прощаемся с улыбкой»

Усиление положительного эмоционального переживания

Не требуется

1-я неделя декабря

Зан.№3

«Что изменилось?»

Обучение навыкам запоминания образа, ситуации

картинки

«Запомни и покажи»

Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти

Таблицы Рыбакова Ф.Е.

«Спрячь игрушки»

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания

Три игрушки

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется

«Лезгинка»

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

2-я неделя декабря

Зан.№4

«Что изменилось»

Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени

Две картинки

«Купим мы, бабушка…»

Обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов

текст

«найди игрушки»

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания

Три игрушки

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется

«Тряпичная кукла»

Снятие мышечного и эмоционального напряжения

Не требуется

3-я неделя декабря

Зан.№5

«Рассмотри внимательно»

Развитие произвольного внимания

Дюбая  сюжетная картинка

«Зеркальное рисование»

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

«Кто не на месте?»

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания

Десять небольших игрушечных животных

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется»

«Скульптура»

Снятие мышечного и эмоционального  напряжения; развитие воображения и фантазии

Не требуется

4-я неделя декабря

Зан.№6

«Рассмотри внимательно»

Развитие произвольного внимания и наблюдательности

Сюжетная картинка

Разучивание песни

Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни(долговременной памяти), развитие вербальной памяти

Текст песни

«Кто не на месте»

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания

Десять игрушек небольшого размера

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Не требуется

«Дыхание»

Обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха

Не требуется

Раздел III. Восприятие

3-я неделя января

Зан.№1

«Пирамидка»

Улучшение качества деятельности  зрительного анализатора; развитие цветоразличения

Пирамидка , состоящая из колец разных цветов

«Актер»

Обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями

Не требуется

«Дорисуй фигуры»

Развитие целостности восприятия

Ксерокопия фигур

Психомышечная техника

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

«Шапка-невидимка»

Обучение переходу из одного эмоционального состояния в противоположное

Не требуется

4-я неделя января

Зан.№2

«Пирамидка»

Улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения

Пирамидка, состоящая из колец разных цветов

«Форма»

Развитие наблюдательности, ориентирование на форму

Три предмета круглой формы и три предмета прямоугольной формы

«Дорисуй фигуры»

Развитие целостности восприятия

Ксерокопия

Недорисованных фигур

Психомышечная тренировка

Снятия мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

«Качели»

Обучение управлению своим состоянием, переходу из одного эмоционального состояния в противоположное, приемам саморегуляции

Не требуется

1-я неделя февраля

Зан.№3

«Что забыл нарисовать художник?»

Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания

Четыре карточки

«В нашей группе 100 ребятишек»

Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движений

текст

«Снежинки»

Развитие пространственных представлений

ксерокопия

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

«Погладим котенка»

Развитие движений кисти рук, фантазии

Не требуется

2-я неделя февраля

Зан.№4

«Что нарисовано»

Набор карточек

«В нашей группе 100 ребятишек»

текст

«Снежинки»

ксерокопия

Ухо-нос

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

«кляксы»

Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка

Небольшой лист бумаги, гуашь

3-я неделя февраля

Зан.№5

«Определи звуки»

Развитие фонематического восприятия

картинки

«В нашей группе 100 ребятишек»

Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движений

текст

Ухо-нос

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

«Пантомима»

Развитие воображения и творческих способностей; снятие эмоционального напряжения

Не требуется

4-я неделя февраля

Зан.№6

«Пуговицы»

Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине

Набор разных пуговиц, среди которых три одинаковых

«Найди свой цвет»

Развитие координации  зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета

Флажки, пуговицы разного цвета

"Загадки»

Развитие способности по ряду признаков определять предмет

Любые загадки

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

«Угадай»

Повышение эмоционального тонуса, возможности активного самовыражения, развитие воображения

Не требуется

1-я неделя марта

Зан.№ 7

«Пуговицы»

Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме ,цвету и величине

Большой набор разных пуговиц

«Змейка»

Развитие межполушарного взаимодействия

Не требуется

«Загадки»

Развитие способности по ряду признаков определять предмет

Любые загадки

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

«Послушай, что за окном»

Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах

Не требуется

Раздел IV.Мышление

2-я неделя марта

Зан. № 1

«Чего не хватает?»

Развитие способности устанавливать закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа

Карточки с заданием

«Сыщик»

Развитие умения декодировать информацию

Схема кабинета психолога

«Сравнение прредметов»

Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций

Пары слов

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

«Пчелки»

Обучение переходу из одного режима громкости в другой

Вырезанные из бумаги цветы, колокольчик

3-я неделя марта

Зан.№2

«Чего не хватает?»

Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении

Карточки с заданием

«Сыщик»

Развитие умения декодировать информацию

Схема кабинета психолога

«Четвертый лишний»

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Пять карточек

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

«Дыхание»

Обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха

Не требуется

4-я неделя марта

Зан.№3

«Четвертый лишний»

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Пять карточек

«Сыщик»

Развитие умения кодировать информацию

Схема кабинета психолога

«Сложи узор»

Развитие способности к анализу и самоанализу, умение решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей

Кубики Никитина Б.П. Сложи узор

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Не требуется

«Кляксы»

Раслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка

Большой лист бумаги, гуашь

                      Список литературы

  1. Светланова А.И. Психологические игры для детей. ООО «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013.-190 с.
  2. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  3. Сиротюк Ф.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                 ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ДЕТСКИЙ САД № 313»

ПРИНЯТО НА ЗАСЕДАНИИ

ПМПк ДОУ

ПРОТОКОЛ  №  

«31» АВГУСТА 2020г.

«УТВЕРЖДАЮ»

ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ №313

 _________ Л.В. Попова

«31» АВГУСТА 2020

Адаптированная программа индивидуальной работы

«Хочу все знать»

Составлена на основе программы:

- Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

Составитель:

педагог-психолог МБДОУ №313

Азизова О.В.

Г. Ростов-на-Дону

2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Кружок по экспериментированию «Хочу все знать» старшая группа

Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Ч...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Программа по познавательному развитию "Хочу все знать".

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны.Современное образование ориентирует педагогов ...

Рабочая программа кружка по экспериментированию «Хочу все знать» (Средняя группа)

Рабочая программа кружка по экспериментированию, созданнная мною направлена ра развитие у детей любознательности, наблюдательности, самостоятельности, фантазии. Опытв и эксперименты очень интересны ре...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать!"

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. Формируются представления о пр...

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе КВН "Хочу все знать!"

Цель : Создать социально – коммуникативные условия для обобщения знаний полученных в познавательных и игровых ситуациях.Задачи1. Создать условия для проверки умений детей самостоятельно вып...

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста "КВН. Хочу всё знать!"

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие, Социально – Коммуникативное, Речевое».Цель: развивать логическое мышление, посредством дидактических игр и упражнений....