Рабочая программа Кружок по экспериментированию «Хочу все знать» старшая группа
рабочая программа (старшая группа)

Арышева Людмила Владимировна

Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Чайка»

______________________________________________________________

6521000, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт.Яя, ул. Пионерская, 5

Рабочая программа

Кружок по экспериментированию «Хочу все знать»

старшая группа

2017 -2018 учебный год

Воспитатель:    Арышева Л.В.

                                                                                               

Пояснительная записка

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Режим занятий:         1 раз в неделю;

                        продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые  приёмы:

моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

выполнение действий по указанию детей;

«намеренная ошибка»;

проговаривание хода предстоящих действий;

предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

Проявление интереса к исследовательской деятельности;

Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Хочу все знать» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Цель: Формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

• создать необходимые условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развивать познавательные интересы;

• развивать мыслительные процессы; самостоятельность;

• воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе;

• формировать толерантность.

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Сентябрь - Октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

п/н

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Взаимодействие с родителями

1

Песочная страна

09.09.2017г.

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

2

Песчаный конус

16.09.2017г.

Помочь определить, может ли песок двигаться

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

3

Глина, какая она?

23.09.2017г.

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

4

Песок и глина – наши помощники

30.09.2017г.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

5

Ветер и песок

04.10.2017г.

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

6

Свойства мокрого песка

14.10.2017г.

Познакомить со свойствами мокрого песка

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

7

Песочные часы

21.10.2017г.

Знакомство с песочными часами

Оформление папки «Мои открытия».

8

Песок и глина

28.10.2017г.

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Создание альбома: «Наши открытия»

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Задачи: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

п/н

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Взаимодействие с родителями

1

Этот удивительный воздух

11.11.2017г.

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»

2

Парусные гонки

18.11.5017г.

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

3

Вдох – выдох

25.11.2017г

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

4

Сухой из воды

02.12.2017г.

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

5

Поиск воздуха

09.12.2017г.

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ.

Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

6

Муха – цокотуха

16.12.2017г.

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

7

Воздух при нагревании расширяется

23.12.2017г.

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

8

В воде есть воздух

30.12.2017г.

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное

Январь

«Экспериментирование с водой»

Задачи: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

п/н

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Взаимодействие с родителями

1

Пар — это тоже вода

13.01.2018г.

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

2

С водой и без воды

20.01.2018г.

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»

3

Замораживаем воду

27.01.2018г.

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

4

Вода не имеет формы

03.02.2018г.

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Февраль

«Человек»

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

п/н

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Взаимодействие с родителями

1

Проверим слух

10.02.2018г.

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Памятка: «Береги уши»

2

Наши помощники – глаза

17.02.2018г.

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

3

Взаимосвязь органов вкуса и запаха

24.02.2018г.

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

п/н

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Взаимодействие с родителями

1

Тонет - не тонет

02.03.2018г.

Знакомство со свойствами коры дерева

Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

2

Повторение

09.03.2018г.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

3

Посадим деревце

16.03.2018г.

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

Посадка деревьев на участке.

4

Есть ли у растения органы дыхания?

23.03.2018г.

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Памятка: «Береги лес!»

Почему осенью опадают листья?

30.03.2018г.

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Сбор и оформление гербария.

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

п/н

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Взаимодействие с родителями

1

Парящий самолет

06.04.2018г.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

2

Притягивает - не притягивает

13.04.2018г.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

3

Как достать скрепку из воды,

не замочив рук

20.04.2018г.

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

4

Рисует магнит

или нет

27.04.2018г.

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

Май

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

п/н

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Взаимодействие с родителями

1

Домашняя засуха

11.05.2018г.

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

2

Где лучше расти

18.05.2018г.

Знакомство со свойствами почвы

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

3

Повторение

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Список литературы

1. Вахрушев А.А. Пособие по ознакомлению с окружающим миром «Здравствуй мир». – М.: Баласс, 2009. – 80с.

2. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 207с.

3.  Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005. – 240с.

4. Дыбина, О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром: Конспекты занятий. -  М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 192с.

5. Дыбина, О.Б. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010. – 192с.

6. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010. – 240с.

7. Скалон Т.А. Экология для детей старшей группы детского сада. Методическое пособие. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. – 156с.

8. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 140с.

9. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружок "Волшебный завиток" для старшей группы доу

рабочая программв по ФГОС кружок "Волшебный завиток" для детей 5-6 лет (старшая группа) . В программу включены методические разработки в помощь педагогу, работающему по данной программе....

Рабочая программа кружка «Хочу все знать» Старшая (подготовительная группа)

Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной обра...

Рабочая программа. Кружок «Умейка». Направление работы: техника аппликация, техника оригами. Возраст обучающихся: младшая группа - 5- 7 лет. Срок реализации - 1 год.

Рабочая программа "Умейка"целью которой является развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами; формирование художественно-творческих способностей чере...

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста

Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста...

Работа в лаборатории «Хочу всё знать» старшая группа ТЕМА «ЗВУК И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ»

- Познакомить детей с понятием «Звук» выявить причину возникновения звука - дрожание предметов. Закреплять представления детей о физическом явлении - звук: звук слышим с помощью уха, ...

Рабочая программа Кружок по пластилинографии «Волшебный пластилин» с детьми старшей-подготовительной логопедической группы «Кораблик»

В программе представлен перспективный план по кружковой работы "Волшебный пластилин", предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по экспериментированию «Хочу все знать» (Средняя группа)

Рабочая программа кружка по экспериментированию, созданнная мною направлена ра развитие у детей любознательности, наблюдательности, самостоятельности, фантазии. Опытв и эксперименты очень интересны ре...