Кружковая работа "Музыкальная страна"
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ладушки»
Кружковая работа
«Музыкальная страна»
Разработчик: Кононенко Н.В.
Музыкальный руководитель
г. Камень-на-Оби
2021 – 2022г
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности
- Развитие вокально-хоровых навыков детей
- Музыкально – театрализованная деятельность
- Основные вокально – хоровые навыки детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности
ГЛАВА 2. Методики для изучения певческих навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности
2.1. Характеристика методики применяемые для изучения певческих навыков детей
2.2. Характеристика методики применяемые в процессе приобщения к театрализованной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Программа вокально - хорового кружка рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте 5 – 7 лет на 2 года обучения. Предполагается 36 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май, один раза в неделю в первой половине дня, с группой детей 10 человек, начиная со старшего дошкольного возраста.
Продолжительность занятия 25 минут.
День недели: Среда
Время: 11.00 – 11.25
Список детей:
- Швагерус Ира
- Батаева Полина
- Казарян Злата
- Токман Алиса
- Май Вика
- Козырева Кира
- Захаров Рома
- Цупенков Дима
- Зотов Артем
- Краснов Семен
Введение
Актуальность заключается в интеграции всех видов деятельности (музыкальной, театральной, изобразительной, речевой). Участниками театрализованной деятельности являются: музыкальный руководитель, дети 6-7 лет, воспитатели.
Стержнем театрализованной деятельности является эмоциональное воспитание и развитие интеллектуальных возможностей на высокохудожественные произведения музыкального искусства. По утверждению многих учёных, музыкальных педагогов, решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести пению. Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и участником формирования музыкального слуха и памяти. Музыка должна стать радостью повседневной жизни дошкольника, ведь музыка, как сказал Гёте. Своё мнение Н.Л. Гродзенская: «Обучая пению, автор не только заботится о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей.
Л. С. Ходонович отмечает, что для развития песенного творчества у ребенка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определенные чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно.
Работа над вокально – хоровыми навыками представляет основу выразительного исполнения хоровых произведений детей. Эта работа требует определённых знаний, навыков, умений, а самое главное – любви к хоровому пению. Именно в период детства важно реализовывать творческий потенциал ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Отсюда вывод: Выбор темы предопределяет углубленное [1]знакомство с развитием певческих навыков и театральной деятельности дошкольников, которое является определяющим, ведь главная задача – это, прежде всего развитие личности ребёнка, которые в свою очередь развиваются в театральной деятельности.
Объект: театрализованная деятельность на музыкальных занятиях.
Предмет: процесс развития певческих навыков детей посредством театрализованной деятельности на музыкальных занятиях.
Цель: определить условия развития вокально – хоровых навыков ребёнка через музыкально – театрализованную деятельность.
Задачи:
- проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме исследования;
- составить рекомендации через создания театрализованных представлений и вокально – хоровых навыков на основе музыкальных произведений.
Методы исследования:
анализ, систематизация и обобщение методических подходов к развитию вокально - хоровых навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности
- Развитие вокально-хоровых навыков детей
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон;
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
- при включении в хор солистов;
- пение под фонограмму;
- пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).
Основанием для выбора направления работы: «Развитие певческих навыков у детей посредством приобщения к театрализованной деятельности дошкольного возраста» послужили результаты диагностики развития певческих навыков.
Развитие звуковысотного слуха:
- Пение песни без сопровождения.
- Различие средних и высоких звуков.
Развитие чувства ритма:
- Сочинение ритмического мотива.
- Исполнение ритмического сопровождения к песне.
Чувства музыкальной формы:
- Сочинение песни, маршевой мелодии, используя принцип повтора, контраста.
Развитие чувства лада:
- Определение завершённой или незавершённой мелодии.
- Сочинение незавершённой мелодии.
В условиях групповой диагностики у детей просматривается высокий уровень развития вокально – хоровых навыков детей.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка.
Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
2. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей, музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
3. Формирование певческих навыков;
4. Усвоение навыков хорового пения;
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.
2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей
3. Принцип доброжелательности и открытости.
Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.
В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.
[2]Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать;
- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;
- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На этапе формирования вокально - хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются.
Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).
В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.
Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что певческие способности проявляются рано.
Считаю, что своими методами и приемами могу добиться того, что мои воспитанники смогут понимать прекрасное, совершенствовать свои певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывать тягу к вокально-хоровому искусств.[3]
- Музыкально – театрализованная деятельность
Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением.
Дети - дошкольники, любят сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы придти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки.
Музыкально - театрализованная деятельность - это взаимодействие детей друг с другом и с педагогом, в специально созданных условиях, по
[4]средствам музыки и театра с целью всестороннего развития ребенка (эмоциональная, эстетическая, нравственная).
Вообще театрализованная деятельность в детском саду помогает детишкам преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей. У них развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку. На занятиях ребёнок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.
Упражнение на развитие речи, голоса и дыхания модернизируют речевой аппарат малыша. Если он выполняет игровое задание в образе животного либо сказочного персонажа, он сможет лучше владеть своим телом, изучит пластику движений. Необходимо отметить, что спектакли и театральные игры дают возможность детям погрузиться в мир фантазии, учат оценивать и замечать свои и чужие промахи. И они это делают с большим интересом и лёгкостью. Дети раскрепощаются и становятся более общительными. Теперь они чётко формулируют собственные мысли и повествуют их публично, тоньше ощущают и познают мироздание.
Известно, что театральной игрой называют исторически установившееся общественное явление, независимый вид деятельности, присущий человеку. А что же такое ритмопластика? Она состоит из комплексных музыкальных, ритмических, пластических игр и упражнений, необходимых для обеспечения развития врождённых психомоторных дарований ребят, выразительности и свободы телодвижений, открытия ощущения согласия своего тела с окружающей средой. А вот техника речи и культура являются особым разделом, который соединяет упражнения и игры, развивающие дыхание и свободу речевого механизма.
Программа по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя создание спектаклей. Работа над произведениями базируется на авторских пьесах, которые знакомят ребятишек со сказкой.
Программа выполняет такие задачи:
- Активизирует познавательный интерес малышей.
- Развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление.
- Учит координировать свои поступки.
- Воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками.
- Совершенствует координацию движений и чувство ритма.
- Воспитывает культуру поведения в театре.
В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения: учатся действовать согласованно. Умеют с некоторых групп мышц напряжение снимать. Запоминают необходимые позы. Описывают и запоминают внешний вид любого персонажа. Способны строить простейший диалог. Умеют с заданными словами составлять предложения.
Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада вводит ребёнка в мир театра, и он распознаёт что такое сказочное волшебство. Речь является основой психического воспитания малышей, поэтому важнейшей задачей процесса образования называют развитие речи. Как правило, для развития речи используют театральные представления. Вообще возможности театральной деятельности бесконечны. Принимая в ней участие, дети изучают окружающий мир через краски, образы, звуки, а умело заданные вопросы вынуждают их анализировать, думать, делать обобщения и выводы. С формированием ума совершенствование речи весьма тесно связано. В процессе работы над собственными высказываниями выразительностью реплик героев постепенно активизируется словарь, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.
Чем же так интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок ставят детей перед необходимостью понятно, ясно и чётко излагать свои мысли. Исполняемая роль, как правило, и вступление с иным персонажем в диалог улучшают грамматический строй диалогической речи. В этом случае воспитательные возможности колоссальны: малыши учатся сопереживать с героями постановок и одновременно начинают чувствовать настроение зрителей.
в театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель.
Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную функции. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений. Вообще театральные занятия состоят из: просмотра кукольных спектаклей и их обсуждения. Разыгрывания различных сказок и инсценировок. Упражнений по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной). Упражнений по социально-эмоциональному развитию малышей. Именно поэтому содержание таких занятий не только знакомит с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами.
Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у ребятишек является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Как правило, в тематических вечерах родители и дети участвуют на равных правах.
Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами текста, изготавливали декорации, костюмы и так далее.
В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию малышей. Родители обязательно должны участвовать в театральной деятельности. Это вызывает у малышей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними.
Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает развитие у малышей коммуникативных умений. Для достижения такой цели нужно создавать среду, в которой каждый ребёнок смог бы передавать свои эмоции, желания, чувства и взгляды, причем как публично, так и в простом разговоре. Здесь дети не должны стесняться слушателей. Колоссальную помощь в этом оказывает театр, который объединяет детишек общей идеей, переживаниями. Происходит сплочение ребятишек на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, творчество и индивидуальность. В процессе театральной деятельности и подготовки к ней малыши начинают сотрудничать между собой, стремиться к общению со сверстниками, развивают коммуникативные умения.
Чем же ещё интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок отличаются здесь неким волшебством и неординарностью. Вообще сказкотерапию называют одним из способов, формирующих творческие способности. Она славится многовековой историей, но такое наименование ей присвоили совсем недавно.
Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания. С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.
Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей.
Организация детской сказкотерапии: знакомство со сказкой, рассматривание картинок. В процессе чтения анализируют поступки героев вместе с детьми. Педагог должен увлечь детей, чтобы говорили они, а он лишь контролировал ход их мыслей. Преподаватели следят за тем, чтобы содержание сказок было понятно малышам, чтобы оно соответствовало их возрасту. Они инсценируют вместе с детьми то, что прочитали, делают оценку, с помощью интонации выражают своё мнение.
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду также влияет на развитие детей. Музыка всегда сопровождает спектакли, в которых дети с помощью масок драматизируют и инсценируют русские народные сказки «Репка», «Колобок» и другие. Представления создаются с помощью настольного, пальчикового и кукольного театра. Дети всегда с огромным удовольствием, эмоционально репетируют свои роли.
Малыши в играх используют пальчиковый, плоскостной и магнитный театр, инсценируя сказки, совершенствуя диалогическую речь, развивая умение внимательно наблюдать за процессом. У подрастающего поколения развивается воображение и творческое мышление. В детских садах есть волшебные замки, где живут добрые герои и ковры-самолёты, на которых педагоги вместе с воспитанниками путешествуют по сказкам. Необходимо отметить, что малышам очень нравится фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр.
За время работы по театрализованной деятельности были поставлены следующие спектакли:
«Гуси-лебеди; «Морозко»; «Репка»; «Теремок»; «Муха – цокотуха»; «Курочка ряба».
Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.
Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Прилагаю усилия для того, чтобы родители освоили педагогические умения и навыки.
Для реализаций этих направлений использую:
- беседы с родителями;
- консультации для родителей по темам: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»; «Здравствуй, театр!»; «Театр дома»; «Театр для малышей»; «Формирование у детей способностей к творческому самовыражению и импровизации в процессе театрально – игровой деятельности».
В работе по театрализованной деятельности использую метод проектов. Он позволяет развивать у детей творческое познавательное мышление, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Совместно с детьми, воспитателями групп, реализовала проект: «Театр». Целью данного проекта является формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание [5]
богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.
Музыкально - театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.
Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.
- Основные вокально – хоровые навыки детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Многие взрослые сегодня не заинтересованно относятся к перспективе обучения своих детей хоровому пению и музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух – это центральное ядро всей системы музыкальных способностей.
Музыкальный слух есть у всех без исключения здоровых людей, но уровень развития музыкального слуха у всех разный, от очень слабого до абсолютного. Необходимо отметить, что музыкальный слух, как и любая другая способность, поддаётся тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать.
По утверждению многих учёных, музыкальных педагогов, врачей, решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести «вокальной моторике», то есть пению. Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой, же мере участником формирования музыкального слуха и памяти.
Маленькие дети чаще всего показывают неплохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – не правильное голосообразование. Исправление голосообразования ведёт к быстрому развитию музыкального слуха. Отсюда вывод: если ребёнок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу.
Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объёме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом даёт ребёнку возможность, сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Таким образом, состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Из сказанного можно сделать ясный, научно обоснованный вывод: человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет своё физическое и психическое здоровье.
Хоровое пение является важнейшей основой для развития вокально-хоровых навыков, которые обуславливают развитие всех музыкальных способностей.
Музыкальная театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. Процесс театрализованной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием ребенка, в частности с песенным творчеством. Природная предрасположенность дошкольников к напеванию и пританцовыванию объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нем.
Исходя из актуальности темы, целью работы стало:
Развитие вокально-хоровых навыков через музыкально-театрализованную и проектную деятельность.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- развитие творческих способностей через музыкально-театрализованную деятельность;
- развитие пластической выразительности и музыкальности, чувство ритма и координации движений;
- учить правильной артикуляции и четкой деятельности, умению пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- активизация познавательного интереса, развитие памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения.
Достижение данной цели возможно, совершенствуя работу в образовательной области «Музыка», а также формируя основы вокально-хоровых умений, повышая уровень певческих способностей дошкольников через развитие эмоциональной сферы и ее интеграцию с другими образовательными областями (познание, коммуникация, социализация, художественное творчество).
Работа строится таким образом, чтобы дети не чувствовали, что их обучают, они просто заняты интересной для них деятельностью, например, увлекательной сказкой, игрой, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения.
Сложные задачи по развитию дикции и артикуляции решаются через использование: игр на развитие речевого и певческого дыхания, речевых игр с голосом, пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.
Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития: инсценировка песен; театральные этюды; фольклорные праздники; сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.
С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.
В работе с детьми я уделяю особое место развитию вокально-хоровых способностей и использую дополнительные средства для развития голосового аппарата детей такие как:
Голосовые игры
Песенную импровизацию
Дыхательные упражнения
Артикуляционную гимнастику
Театральная деятельность близка детям потому что она связана с игрой.
Я использую инсценировку для разучивания сказок, песен, праздников, распевок.
Распевание организует и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных)
В работе с дошкольниками лучше всего использовать сказки-распевания. Они активизируют дошкольников, создают положительную эмоциональную атмосферу с самого начала занятия. И кроме того позволяют решать такие важные задачи, как:
- Разогревание и настройка голосового аппарата, подготовка юных певцов к работе.
- Развитие вокально - хоровых навыков.
Например:
Жил-был Петушок. Он очень любил поспать. И вот однажды утром Петушок проспал рассвет и не разбудил никого. Проснулась кошка и очень удивилась, что солнышко взошло, а все спят. Она подошла к Петушку и пропела:
- «Мяу-мяу-мяу, пора вставать» (по 5, 3, 1, ступени мажорного трезвучия вниз), но Петушок все спал.
(поют все дети)
Вторым проснулся Гусь и тоже пропел:
- «Га-га-га, пора вставать!»
Но Петушок продолжал спать.
(далее по желанию детей «просыпаются» и поют домашние животные и птицы (дети выбирают соответствующую карточку): лошадь, корова, утки, баран, козел, хрюшка, курица)
Последней просыпается собачка и громко лает:
- «Гав, гав, гав! Пора вставать!
Петушок встрепенулся и закричал
- «Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!
А все вокруг засмеялись. Петушку стало стыдно, и он больше никогда не просыпал утро.
При анализе обучающих программ, сочетающих театральное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все применяемые программы основаны на обновленной программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
В дополнение к программе М.А. Васильевой используют технологии с применением театрализованной деятельностью, такие как: Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», А.Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду» и С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра».
При этом обособленно стоят программы творческой группы «Синтез» и авторская программа Е.Г. Саниной «Театральные ступеньки».
По результатам анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующий вывод: процесс театральной деятельности дошкольника неразрывно связан с музыкальным развитием ребенка.[6]
ГЛАВА 2. Методики для изучения певческих навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности
2.1. Характеристика методики применяемые для изучения певческих навыков детей.
Целью данной методики является показ, знакомство с некоторыми игровыми методиками обучения пению детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть игровые методики следующих авторов: В.В.Емельянов и И.А.Трифонова, О.В.Кацер, Н.В.Рыбкиной, Е. и С. Железновых.
2. Сделать краткий анализ и вывод по каждому из источников.
В этой работе мы рассмотрим некоторые методики, в которых авторы опираются именно на игровой метод развития вокально-хоровых способностей в процессе приобщения к театрализованной деятельности.
1. Емельянов, В. В., Трифонова Е. Развивающие голосовые игры: методическая разработка по I уровню обучения Многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса» / Тюмень, 2010г.
Появившаяся в 2010 году разработка по голосовым играм значительно облегчила работу по этой методике с маленькими детьми. В этой методической разработке, приведены два варианта выполнения всех упражнений: абстрактный и конкретный. В работе с малышами мы используем именно конкретный вариант. Ведь гораздо проще сказать ребенку: «спой так, как будто у тебя полный рот и гортань горячей картошки», чем объяснять, что нужно опустить гортань, приподнять верхнее нёбо и произнести звук.
Проводятся различные сказки, основанные на этой методике.
Игры Е.Трифоновой по системе В.Емельянова помогают нам в развитии качественных показателей голоса: чистота интонации в верхнем и нижнем регистре, увеличение объема и тембр голоса, расширение диапазона, активизация артикуляционного и дикционного аппарата,дыхания.
"Выдувание" по системе В.В.Емельянова.
2. Методическая разработка О. В. Кацер «Основы игрового обучения пению»: учебно-методическое пособие / СПб: Музыкальная палитра, 2005г.
Именно в этой методике дети должны учиться игре. Главная мысль в этой методической разработке: ребенок абсолютно всему может научиться в игровой форме. О.В.Кацер доказывает в своей работе, что игровой метод наиболее действенный для формирования всех необходимых навыков, и разработана чудесная сказка про путешествие Язычка, к которой не останется равнодушен ни один ребенок!
Используя методическую разработку О.В.Кацер, мы формируем у детей навык чистой интонации, воспитаем в них чувство ритма, развиваем их артикуляционный аппарат.
3. Н.В.Рыбкина «Цикл упражнений при работе с детьми».
Дыхательно-звуковая гимнастика (каждый вдох и выдох сопровождается определенным действием). Например: «Машина поворачивается».
Двигательно-звуковая гимнастика (на каждое движение приходится определенный звук, формируется понятие о регистрах, фальцетном звучании). Например: «Буратино – Карабас»
Артикуляционные жесты (набор определенных фраз на каждую из гласных (А, О, У, И), сопровождающихся жестами, помогающими в певчески-правильном формировании гласных звуков).
Цикл упражнений Н.В.Рыбкиной поможет нам в игровой форме сформировать навыки правильного дыхания, артикуляции, понятия о регистрах.
4. Сборники Железновых «Кошкин дом».
При работе по этой методике прекрасно формируется чувство ритма, а добавление в нее различных действий (движение руками, похлопывание по коленкам, какой-то поверхности) ведет к развитию мелкой моторики, (Простукиваем ритм мелодии по коленочкам), а значит и к интеллектуальному развитию и формированию речевого аппарата.
Несложные, понятные любому ребенку песенки, используемые в работе, дают возможность работать по этой методике с детьми.
Такие методики помогают пробудить в детях интерес к певческим навыкам, сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.[7]
2.2. Характеристика методики применяемые в процессе приобщения к театрализованной деятельности.
Методика работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
- самостоятельная творческая деятельность.
- Методика организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой. Методика представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра — это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
В основу реализации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на небольшие группы. С этой же целью можно использовать веселые считалки, когда дети без помощи педагога выбирают водящего или участников очередного задания или этюда.
- Методика: «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
Методика включает разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
В своей работе использую приемы, направленные на развитие уверенности ребенка в себе, социальных навыков поведения:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Сценарии для драматизации подбираю в соответствии с возможностями детей.
За время работы собрала и систематизировала различные виды театрализованных игр и упражнений: с движениями, на имитацию голоса с использованием пальчикового театра, игры-пантомимы, игры-превращения, игры на развитие слухового развития и творческого воображения, театральные игры.
Подобрала различные виды этюдов: на развитие памяти, внимания, воображения, умение двигаться, общаться, на выражение основных эмоций, отдельных черт характера человека и животных, на пластику движений. В моей копилке собраны мини-стихотворения, песенки, потешки, при разыгрывании которых использую разные театры.
- Методика развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Помочь повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста может театрализованная деятельность. Данный вид деятельности является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Соответственно театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, (в том числе в соответствие с ФГС) в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.[8]
Заключение
Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребенка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах, в театрализации. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут сами создавать оригинальные образы, выраженные в движениях.
Творческие способности могут проявиться у каждого ребенка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка.
Творческие проявления детей в театрализации, ритмике, танцах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям.
Развитие певческих навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности - это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить.
Музыкально - театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней формирует у ребенка артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребенок на музыкальном занятии находится всего 20-25 минут, а все остальное время он проводит в группе и дома, поэтому свою работу я строю в тесной взаимосвязи как с педагогами, так и с родителями моих воспитанников.
В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности.
На музыкальных занятиях я учу детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.
В результате работы я провожу диагностику музыкальных способностей детей:
Начало года: Низкий уровень – 15%, средний уровень – 17%, высокий уровень – 65%. |
Середина года: Низкий уровень – 10%, средний уровень – 20%, высокий уровень – 70%. |
Конец года: Низкий уровень – 7% , средний уровень - 15%, высокий уровень – 78% |
Всё это помогает составить индивидуальную характеристику уровня развития музыкальных способностей и начал музыкальной культуры на каждого, из которой явно видна динамика музыкального развития и параметры, по которым осуществляется коррекция. Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии театрализованной деятельности на развитие певческих навыков детей.
Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий. Помогает, играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Наш коллектив придает большое значение в работе с родителями. Участие родителей и их детей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества.
Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующей, методиста, музыкального руководителя, воспитателей и родителей в единую творческую команду.
Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:[9]
- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
- Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).
- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).
В результате систематической работы, я пришла к выводу, что дети показывают свои творческие достижения на праздниках и развлечениях на высоком уровне. Их выступления отличаются ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как музыкальный руководитель, занимаюсь развитием певческих навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
Список использованных источников
- Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии» . М.: Сфера, 2006г.
- Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников». М.: Просвещение, 1991 г.
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». С-Пб,2000 г.
- Буренина А.И. «Театр всевозможного».
- Боровик Т.А. «Пути педагогического творчества».
- Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» -М.,1991.
- Гончарова О.В. «Театральная палитра» Программа художественно-эстетического воспитания.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
- Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г.
- Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22
- Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
- Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2
- Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.
- Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
Приложения
Структура проведения занятия.
Вводная часть
1. Приветствие.
2. Коммуникативная игра или развивающая игра.
Основная часть
3. Музыкальная грамотность (основные понятия)
4. Артикуляционная гимнастика, распевание.
5. Пение.
Заключительная часть
6. Музыкальная игра.
Перспективный план работы вокального кружка.
СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ
Задачи: 1. Определить показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей на начало учебного года.
2. Дать общее понятие о жанрах музыки.
3. Формировать артикуляционный аппарат и его составляющие.
4. Воспитывать коммуникативные качества, положительное отношение к сверстникам и старшим.
Период | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | музыкальная грамотность | артикуляционная гимнастика, распевание | пение | музыкальная игра | |
1-я неделя | «Пропой своё имя» | Социо-игра: «Послушай за окном, за дверью» «Лес ночной» Н.Мясникова | «Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные. | Гимнастика: «Толстячок», «Трубочка» Попевки в картинках: «Яблочко», «Хрюшка» | «Осенняя песенка» Л. Прохоренко «Прогулка» «Едет, едет паровоз» Г.Эрнесакс, «Курица» Е.Тиличеев | «Чучело – мяучело» |
2-я неделя | «Пропой своё имя ласково» | Д/игра «Повтори звуки», «Узнай что звучит», «Громкая и тихая музыка» Г.Левкодимова | «Из чего родилась музыка? Звуки стеклянные Почему всё звучит? «Высокие и низкие звуки» | «Бай-качи, качи» р.н.п. Сб. «Праздник каждый день», старшая группа, CD № 1-12, с. 170 Речевая зарядка «Мы ногами топ» Н.Мясникова | Песни из м/ф «Мухоморы» А.Ермолов, «Дождик» М.Парцхаладзе «Дождь в окошко к нам стучится» | «А ну-ка похлопай, как я» |
3-я неделя | «Поздоровайся с соседом справа» | Д/игра «Что делают в домике» – на различение трёх жанров муз | Почему всё звучит? Звуки деревянные. Откуда берётся голос? | «На птичьем дворе» И. Рыбкиной, ж. «М.р». № 5-2006, с. 37 «Лес ночной» Н.Мясникова | «Осенние загадки» А. Комарова, «М.р» № 5-2015, с. 55 «Антошка», «Вместе весело шагать» | «Это очень хорошо» |
4-я неделя | «Поздоровайся с соседом слева» | Д/игра «Шумовые кирпичики» | Откуда берётся голос? Определи по ритму | «Вот такая чепуха» И. Рыбкиной, ж. М.р. № 5-2006, с. 38 | «Как хочу тебя обнять, обе щёки целовать» | «Чучело – мяучело» |
НОЯБРЬ
Задачи: 1. Познакомить с основными видами дыхания. Роль дыхания в пении.
2. Познакомить с понятием кульминации в музыкальных произведениях. Познакомить со значением терминов «темп», «динамика», «лад».
3. Дать понятие о постановке голоса, певческой позиции, дикции, артикуляции.
4. Воспитывать любовь к родному краю, к матери, готовность работать в коллективе, положительное отношение к окружающим.
Период | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | музыкальная грамотность | артикуляционная гимнастика, распевание | пение | музыкальная игра | |
1-я неделя | «Здравствуйте» | «Весёлая гимнастика» | «Сила звука и динамический слух» | Гимнастика: «Лошадка», «Киска» «Осенние распевки», сб. «Праздник каждый день» старшая гр.,с.23 | «Кашалот» Р. Паулса, | «Весёлые мартышки» |
2-я неделя | Приветствие по выбору музыкального руководителя | Д/игра «Повтори звуки» | «Из чего родилась музыка? Звуки металлические. Основные обозначения динамики f, p | Гимнастика: «Хоботок», «Худышка» Распевки – календарики, ж. М.р. № 2-2011 | «Добрая, милая мама» | Танец – игра «Грибники и грибочки» |
3-я неделя | «Здравствуйте» по знакам динамики | Д/игра «Шумовые кирпичики» | «Из чего родилась музыка? Звуки природы. Основные обозначения динамики f, p. | Гимнастика: «Чашечка», «Лопаточка» Попевка: «Динь-динь» немецкая н.п. сб. «Праздник каждый день» старшая группа, с. 252. | «Добрая, милая мама», «Как хочу тебя обнять, обе щёки целовать» | «Пугало и дети» |
4-я неделя | «Здравствуйте» по знакам динамики | Д/игра «Что делаютв домике» – на различение трёх жанров музыки. | Основные обозначения динамики forte piano. ДМИ (ударные) | Гимнастика: «Толстячок», «Трубочка» Попевки в картинках: «Такси» | «Кашалот» Р. Паулса, «Добрая, милая мама» | «Весёлые мартышки» |
ДЕКАБРЬ
Задачи: 1. Дать понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки.
2. Развивать звуковысотный слух.
3. Знакомить с детскими песнями из мультфильмов.
4. Формировать эмоционально-волевую сферу.
5. Воспитывать коммуникативные навыки общения в социуме.
Период | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | музыкальная грамотность | артикуляционная гимнастика, распевание | пение | музыкальная игра | |
1-я неделя | «Здравствуй, небо!» (с. 78 сб. «Праздник каждый день») – пение с показом рукой высоты звука | «Весело-грустно» – на определение характера музыкального произведения | «Высота звука и звуковысотный слух» ДМИ (металлофоны, ксилофоны) «Вокальные импровизиции | Гимнастика: «Окошко», «Гармошка» Вокальные упражнения: А-я-яй, Дук-дэк-дааа | «Все мы – моряки» Л. Лядова | «У жирафа – пятна, пятна» |
2-я неделя | «Пение с показом рукой высоты звучания» «Лесенка» Е. Тиличеевой, сб. «Учите детей петь», с. 21 | «Угадай мелодию» (песни из м/ф) | «Высота звука и звуковысотный слух» | Попевка «Разные ребята» Д. Кабалевского, хрестоматия | «Так уж получилось» Г. Струве | «Всё меняется!» – на развитие сотрудничества в группе. . |
4-я неделя | «Пение с показом рукой высоты звучания» «Качели» Е. Тиличеевой, сб. «Учите детей петь», с. 25 | «Угадай мелодию» (песни из м/ф) | «Высота звука и звуковысотный слух»,ДМИ (металлофоны, ксилофоны) «Вокальные импровизации» | Гимнастика: «Окошко», «Гармошка» Вокальные упражнения: Например:А-я-яй, Дук-дэк-дааа | «Все мы – моряки» Л. Лядова, папка – День защитников Отечества | «У жирафа – пятна, пятна», папка «Музыкальные игры» |
ЯНВАРЬ
Задачи:
1. Дать понятие о форме построения песни.
2. Познакомить с различной манерой пения (академическая, a cappella, народная, эстрадная)
3. Учить выполнять простые ритмические упражнения, определять звучание сильной доли. Метризировать слова.
4. Познакомить с долгими и короткими звуками. Дать понятие о музыкальном размере, длительностях звуков.
5. Формировать культуру исполнения произведений, готовность работать в команде.
Период | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | музыкальная грамотность | артикуляционная гимнастика, распевание | пение | музыкальная игра | |
2-я неделя | «Здравствуйте» Здороваемся с хлопками – | «Ритмическое эхо». Чтение ритмических строк | «Длительность звука и чувство ритма» Упражнение «Живая цепочка» | Гимнастика: «Вкусное варенье», «Гармошка» Вокальные упражнения: «Поём гласные» – звуковички | «Весёлый морячок» Н. Куликовой, ж. «М.р.» № 4-2013, с. 56 | «Кати и кидай» – на развитие способности к сотрудничеству в группе |
3-я неделя | «Здороваемся с хлопками» | «Ритмическое эхо» Чтение ритмических строк | «Длительность звука и чувство ритма» | Гимнастика: «Качели» «Часики» Вокальные упражнения: Кш-ррр, Кш-ссс | «Все мы – моряки» Л. Лядова | «Радуга» – на формирование контроля за движением. |
4-я неделя | Приветствие по выбору музыкального руководителя | «Ритмическое эхо» – в быстром темпе | «Длительность звука и чувство ритма» | Гимнастика: «Вкусное варенье» «Гармошка» Вокальные упражнения: «Поём гласные» звуковички | «Весёлый морячок» Н. Куликовой, ж. М.р. № 4-2013, с. 56 | «Пожалуйста, прервись!» – на стимулирование внимательного слушания и проявления выдержки. |
ФЕВРАЛЬ
Задачи: 1. Познакомить с нотами. Показать расположения нот на нотном стане. Осознание пространственного расположения ступеней.
2. Развивать способности к вокальной импровизации.
3. Учить исполнять песни слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок.
4. Воспитывать интерес к песенному творчеству русского народа, оценивать свое участие в творческом процессе.
Период | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | музыкальная грамотность | артикуляционная гимнастика, распевание | пение | музыкальная игра | |
1-я неделя | «Здороваемся с игрой на фортепьяно, что играю, то пою» (белые клавиши), или по выбору музыкального руководителя | Коммуникативная игра по выбору | Нотный стан, скрипичный ключ Нота «ДО» | Гимнастика: «Толстячок», «Трубочка» Попевка: «На птичьем дворе» И. Рыбкиной, ж. М.р. № 5-2006, с. 37 | «Как хочу тебя обнять, обе щёки целовать» | «Найди водящего» – развитие умений слушать и концентрировать внимание. |
2-я неделя | «Здороваемся с игрой на фортепьяно, что играю, то пою» (белые клавиши) или по выбору | Коммуникативная игра по выбору | Нота «ДО» Ребусы Нота «РЕ» | Гимнастика: «Толстячок», «Трубочка»Попевка: «Вот такая чепуха» И. Рыбкиной, М.р. № 5-2006, с. 38 | «Добрая, милая мама» «Мама – лучший друг» | «Где бубенцы» – развитие умения слушать |
3-я неделя | «Здороваемся с игрой на фортепьяно, что играю, то пою» (черные клавиши) | Коммуникативная игра с палочками, передавать ритм. | Нота «РЕ» Ребусы Нота «МИ» | Гимнастика: «Лошадка», «Киска» Попевка: «На птичьем дворе» И. Рыбкиной, М.р. № 5-2006, с. 37 | «Как хочу тебя обнять, обе щёки целовать», «Мама – лучший друг» | «Найди водящего» – развитие умений слушать и концентрировать внимание. |
4-я неделя | «Здороваемся с игрой на фортепьяно, что играю, то пою» | Коммуникативная игра с палочками | Нота «МИ» Ребусы Нота «ФА»
| Гимнастика: «Толстячок»,«Трубочка» Вокальные упражн: Тпру-у-у, Пить. | «Мама – лучший друг» | «Где бубенцы» – развитие умения слушать. |
МАРТ
Задачи: 1. Закреплять навыки выразительного исполнения. Развивать способности к вокальной импровизации.
2. Выразительно исполнять песни с разным эмоционально-образным содержанием.
3. Привлекать использовать в исполнении песен воображение, перевоплощение и элементы сценической речи.
4. Воспитывать чувство коллективного удовлетворения от проделанной работы, готовности помочь, терпения, щедрости.
Период | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | музыкальная грамотность | артикуляционная гимнастика, распевание | пение | музыкальная игра | |
1-я неделя | «Доброе утро, улыбнись скорее» | Д/игра «Что делают в домике» – на различение трёх жанров музыки | Нота «ФА» Ребусы Нота «СОЛЬ» | Гимнастика: «Толстячок», «Трубочка» Попевки в картинках: «Такси», «Хрюшка» | «Добрая, милая мама», «Как хочу тебя обнять, обе щёки целовать» | «Радуга» – формирование контроля за движениями |
2-я неделя | «Семь нот здоровья» | Д/игра «Три кита» кит песня: народная, эстрадная, оперная ария. | Нота «СОЛЬ» Ребусы Нота «ЛЯ»
| «Гимнастика: «Толстячок», «Трубочка» Бай-качи, качи» р.н.п. сб. «Праздник каждый день» старшая группа,с. 170 | «Солнышкино платьице» | «Лети лепесток» на развитие эмоций. |
3-я неделя | «Доброе утро, улыбнись скорее» | Д/игра «Три кита» кит танец: спортивный, народный, бальный, балетное па, | Нота «ЛЯ» Ребусы Нота «СИ» | Гимнастика: «Чашечка», «Лопаточка» Попевка: «Динь-динь»нем.н.п. | «Кашалот» Р. Паулса | «Лети лепесток» на развитие эмоций. |
4-я неделя | «Семь нот здоровья» | Д/игра «Три кита» кит марш: спортивный, детский, траурный, карнавальный | Нота «СИ» Ребусы Закрепление | Гимнастика: «Толстячок», «Трубочка» Попевки в картинках: «Яблочко» | «Алфавит» Р. Паулс, | «Радуга» – формирование контроля за движениями |
АПРЕЛЬ
Задачи: 1. Закреплять умение передавать эмоциональное настроение песни. Раскрывать образ с использованием выразительных движений.
2. Учить овладевать способами игрового воспроизведения действия.
3. Развивать умение слышать тембровую окраску, развивать музыкальную память.
4. Воспитывать уверенность в себе, проявление индивидуальности.
Период | Вводная часть | Основная часть | Заключение | |||
приветствие | развивающая игра | музыкальная грамотность | артикуляционная гимнастика, распевание | пение | музыкальная игра | |
1-я неделя | «Угадай, кто с тобой поздоровался». Вокальные импровизации. | Д/игра «Три кита» кит песня: народная, эстрадная, оперная ария. | «Тембровая окраска и тембровый слух» Звучание инструментов (скрипка, арфа, орган) | Гимнастика: «Лошадка», «Киска» Распевки – календарики, ж. М.р. № 2-2011 | «Алфавит» Р. Паулс | «Ритм зажигательной песни» |
2-я неделя | «Угадай, кто с тобой поздоровался». Вокальные импровизации. | Д/игра «Три кита» кит марш: спортивный, детский, траурный, карнавальный | «Тембровая окраска и тембровый слух» Звучание инструментов (флейта, тромбон, литавры) | Гимнастика: «Толстячок», «Трубочка» Вокальные упражнения: Тпру-у-у, Пить. | «Солнышкино платьице» | «Лети лепесток» на развитие эмоций |
3-я неделя | «Угадай, кто с тобой поздоровался». Вокальные импровизации. | Д/игра «Три кита» кит танец: спортивный, народный, бальный, балетное па | «Тембровая окраска и тембровый слух» Звучание женских голосов (сопрано, альт) | Гимнастика: «Вкусное варенье» «Гармошка» Вокальные упражнения: «Поём гласные» – звуковички | «Наш любимый детский сад» | «Весёлые мартышки» |
4-я неделя | «Угадай, кто с тобой поздоровался». Вокальные импровизации. | Д/игра «Что делают в домике» – на различение трёх жанров музыки | «Тембровая окраска и тембровый слух» Звучание мужских голосов (тенор, бас) | Гимнастика: «Качели», «Часики» Вокальные упражнения: Кш-ррр, Кш-ссс | «Алфавит» Р. Паулс | Ритм зажигательной песни, папка – Музыкальные игры. |
МАЙ
Задачи:
1. Дать значение понятий «хор», «солист».
2. Закреплять умение импровизировать голосом.
3. Прививать навык уверенно исполнять песню, навык сольного выступления, эмоционального раскрепощения.
4. Воспитывать чувство ответственности за себя и совместную работу в коллективе.
Период | Вводная часть | Основная часть | |
приветствие | музыкальная грамотность | Пение | |
1-я неделя | «Семь нот здоровья» | Синьор Мажор. Синьор Минор
| 1. «Кашалот» 2. «Добрая, милая мама» 3. «Весёлый морячок» ж. М.р. № 4-2013, с. 56 4. «Солнышкино платьице» 5. «Алфавит» 6. «Все мы – моряки» 7 «Наш любимый детский сад» 8. «Осенняя песенка» 9. «Как хочу тебя обнять, обе щёки целовать» 10. «Так уж получилось» 11. «Мама – лучший друг» Исполнение любых знакомых песен |
2-я-4 неделя |
Используемая литература:
- Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль «Академия развития», 1997 год.
- А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 год.
- О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению», Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год.
- М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва ООО «Издательство «Скрипторий 2003»», 2010 год.
- И.А. Петрова «Музыкальные игры для дошкольников», СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011
- А.Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика», 2006
- Е.М. Пекерская «Вокальный букварь», Москва, 1996
План игр и упражнений для развития певческих навыков детей
[1] Антипина А.Е. Игры, упражнения, сценарии» . М.: Сфера, 2006г.
[2] Емельянов В.В. Развитие голоса. СПб, 1997.
[3] Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
[4] Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников». М.: Просвещение, 1991 г.
[5] Гончарова О.В. «Театральная палитра» Программа художественно-эстетического воспитания.
[6] Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» -М.,1991.
[7] Гончарова О.В. «Театральная палитра» Программа художественно-эстетического воспитания.
[9] Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...
Программа кружковой деятельности "Волшебная страна Оригами"
Дошкольное детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миро...
КОНСПЕКТ Организационной образовательной деятельности Кружковой работы «Страна мыльных пузырей»
КОНСПЕКТОрганизационной образовательной деятельностиКружковой работы«Страна мыльных пузырей», подготовительная группа...
Презентация проекта кружковой работы по развитию мелкой моторики "Страна пальчиковых игр."
"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга." И.П. Павлов...
Кружковая деятельность "В стране здорового питания"
Кружковая деятельность разработана на основе ФГОС ДО....
Кружковая работа "Страна звуков и букв"
Кружковая работа...
Программа кружковой деятельности "Страна книжек" для детей старшего дошкольного возраста
Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы - формировать устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний. Привить детям любовь к художеств...