Программа кружковой деятельности "Волшебная страна Оригами"
учебно-методический материал (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме
Дошкольное детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Складывание из бумаги - это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму. Дети осваивают начальные термины геометрии: точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ. Незаменимо оригами после переломов рук, оно восстанавливает мелкую моторику пальцев и повышает жизненный тонус.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 29.08 КБ |
plan_kruzhka.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
МБДОУ детский сад № 183 г.о. Самара
Протокол № ____от «____»_____20__г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
детским садом № 183 г.о. Самара
_______________ Т.А. Васильева
Программа
кружковой деятельности «Волшебная страна Оригами»
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Криворотова Мария Ивановна
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям)
Актуальность.
Дошкольное детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Складывание из бумаги - это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму. Дети осваивают начальные термины геометрии: точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ. Незаменимо оригами после переломов рук, оно восстанавливает мелкую моторику пальцев и повышает жизненный тонус.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- знакомить с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания
квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- знакомить различным приемам работы с бумагой;
- знакомить с различными техниками оригами для изготовления различных игрушек в и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
- формировать коммуникативные умения;
- воспитать любовь к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду;
- расширять знания об окружающем мире, природе
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- прививать настойчивость в достижении цели;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- показать способ экономного и разумного использования бумаги;
- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- воспитывать интерес к искусству оригами;
Методы, используемые на занятиях кружка:
- игры-занятия,
- беседа,
- рассматривание иллюстраций,
- показ образца выполнения последовательности работы,
- пальчиковая гимнастика,
- конструирование из бумаги,
- обыгрывание сделанных поделок,
- выставки детских работ.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка рассчитана на год обучения, с детьми 6-го года жизни.
Занятия детей в кружке включают в себя приобретение навыков ручной работы, новых умений и знаний в данной области, а также обогащение навыков общения в процессе совместной деятельности, обучение способам декоративной обработки бумаги и созданию сюжетно-тематических композиций из поделок в технике оригами, украшению поделок аппликацией.
Курс занятий длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 25 минут. Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Количество занятий | Количество детей в группе | |
В месяц | В год | |
4 | 30 | 10 |
Принципы работы с детьми:
- принцип доступности отбираемого материала;
- принцип постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- принцип индивидуального подхода к детям;
- принцип интегративности;
- принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Ожидаемые результаты:
- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- дети знакомятся с искусством оригами;
- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);
- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);
- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.
Способы диагностики:
Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение. По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ воспитанников.
Список используемых интернет - ресурсов
1. Сайт «Уроки оригами»
http://urokiorigami.ru/
2. Сайт «Планета оригами»
http://planetaorigami.ru/
3.Свободная энциклопедия «Википедия»
http://ru.wikipedia.org
4. Сайт «Оригами для детей и начинающих»
http://www.zonar.info/node/31
5. Сетевые образовательные сообщества «Открытый урок»
http://www.openclass.ru
6. Социальная сеть работников образования
http://nsportal.ru/detskii-sad
7. Издательский дом «1 сентября»
http://1september.ru/
9. Сайт «Детские оригами»
http://podelki-samodelki.ru
Список используемой методической литературы
1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , 2010
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. - М. : РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.
3. С.В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-
Пресс», 2009
4. С.В. Соколова « Театр оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2007
5. С.В. Соколова « Сказка оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2004
6. Сборник «100 игрушек из бумаги», рекомендованный специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей.
Приложение № 1
Материалы для работы в технике Оригами:
1. Белая и цветная бумага. Цвет ее должен соответствовать поделке. Например, изготовляя жирафа, можно предварительно на жёлтую бумагу наносится характерные коричневые пятна. А для зебры или тигрёнка готовится бумага с нарисованными полосками на серой или жёлтой основе.
2. Ножницы. Перед каждым занятием нужно напоминать о правилах пользования ножницами.
3. Клей. Части некоторых поделок необходимо склеивать. Лучше использовать клей – «карандаш».
4. Салфетки. Салфетки нужны, чтобы убирать с поделки остатки клея.
5. Цветные карандаши, фломастеры или маркеры. В некоторых поделках приходится рисовать отдельные элементы, например: глаза, нос, уши и др.
Приложение № 2
Правила работы в технике Оригами:
1. Перед началом работы нужно застелить стол клеенкой, а по окончании - убрать рабочее место.
2. Нельзя разбрасывать инструменты.
3. Ножницы нужно передавать только за сомкнутые лезвия.
4. Листы бумаги нужно хранить в развернутом виде.
5. При склеивании нужно использовать салфетку.
6. Кисточку нужно класть на специальную подставку. После работы кисточку нужно обязательно вымыть и хорошо просушить, поставив ворсом вверх.
7. Для материалов, инструментов и обрезков бумаги у каждого ребенка должны быть специальные подносы.
Предварительный просмотр:
Перспективный план кружковой деятельности «Волшебная страна Оригами»
Сроки | Тема | Программное содержание | Форма работы с детьми | Количество занятий |
сентябрь | Что такое оригами? Базовая форма «Книжечка». | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Расширять словарный запас. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. | - беседа - показ - рассматривание иллюстраций | 1 |
«Бабочка и лягушка» | Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры. Познакомить с изготовлением простейших фигурок, приемам декоративного украшения поделок. Воспитывать усидчивость и аккуратность. Расширять словарный запас. | - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - конструирование из бумаги | 1 | |
Композиция «Два весёлых гуся». | Используя новую базовую форму, показать детям как изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию. Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой. | - беседа -пока -инсценировка потешки «Два веселых гуся» - обыгрывание сделанных поделок | 2 | |
октябрь | «Веселые зверюшки: петушок, щенок, котёнок» | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния», перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. | - беседа, - показ, - инсценировка игровых ситуаций | 3 |
«Рыба» | Познакомить с новой базовой формой «рыба». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Расширять словарный запас. | - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика | 1 | |
ноябрь | «Зайчик» | Закрепить умение детей мастерить поделки, вызвать у детей радостное настроение, воспитывать самостоятельность, аккуратность, развивать объяснительную речь | - - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - выставки детских работ | 1 |
«Лисичка с челкой» | Повышать интерес к работе в технике оригами. Показать детям как делать новую игрушку. Воспитывать аккуратность. Развивать глазомер. Укреплять мелкие мышцы рук. | - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - обыгрывание сделанных поделок | 1 | |
«Волшебное превращение стрелы» | Познакомить с новой базовой формой «стрелой». Научить трансформировать в другие поделки. | - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - обыгрывание сделанных поделок | 1 | |
декабрь | «А снег идет, а снег идет – Снежинки» | Развивать умение проводить сгибание углов с обоих концов сложенного треугольника, проводить доработку с помощью ножниц. | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - выставки детских работ | |
«Конфетка» | Познакомить детей с новым способом складывания квадратного листа бумаги, следуя словесным указаниям воспитателя. | - конструирование из бумаги - выставки детских работ | 1 | |
«Снеговик» | Закреплять умение детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - выставки детских работ | 1 | |
«Новогодняя открытки» | Создать условия для того, чтобы дети создавали композиции из поделок. Помогать каждому ребенку добивать желаемого результата. Расширять словарный запас. | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги | 1 | |
январь | «Волшебное превращение квадрата» | Создавать у детей хорошее настроение. Повышать интерес к занятиям оригами. Закреплять умения следовать инструкциям педагога. Познакомить детей с новой базовой формой «катамаран». Развивать фантазию и конструктивное мышление. | - игры-занятия | 1 |
Кораблик | Продолжать развивать интерес к изготавливанию фигурок в технике оригами, познакомить с новой базовой формой «блинчик». | - игры-занятия, - беседа | 1 | |
Домик | Продолжать учить детей мастерить поделки. Повышать интерес к оригами. Продолжать развивать конструктивные способности. Расширять словарный запас. Воспитывать усидчивость, доводить начатое до конца. | - конструирование из бумаги - обыгрывание сделанных поделок | 1 | |
февраль | «Тюльпан» «Василек» «Хризантема» «Колокольчики» | Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Закрепить условное обозначение, воспитывать внимание, усидчивость. Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы. Помогать подбирать красивые сочетания цветов. Развивать фантазию и творчество. | - игры-занятия - выставки детских работ | 4 |
март | «Букет цветов для мамы» | Продолжать учить детей делать цветы в технике оригами, развивать воображение, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, развивать глазомер. | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - выставки детских работ | 2 |
«Грачи прилетели» | Продолжать учить детей делать поделки в технике оригами. Развивать конструктивное мышление. | игры-занятия - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика | 1 | |
«Птицы» | Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Закрепить условное обозначение. Расширять словарный запас. Воспитывать внимание, усидчивость. | - беседа - конструирование из бумаги - обыгрывание сделанных поделок | 1 | |
Апрель | «Журавушка» | Развивать конструктивные способности. Развивать умение самостоятельно применять изобразительные навыки и умения, последовательно выполнять все этапы работы. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность. | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги | 1 |
«Поросенок» | Продолжать учить детей мастерить поделки, повышать интерес к оригами. Расширять словарный запас. Продолжать развивать конструктивные способности. воспитывать усидчивость, доводить начатое до конца. | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги | 1 | |
«Парусник» | Закрепить у детей умение делать поделки из бумаги. Развивать фантазию. | - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги | 1 | |
«Лебедь» | Закреплять умения детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Воспитывать внимание, усидчивость. | - игры-занятия | 1 | |
Май | «Грибок» | Формировать умение выполнять изделия из бумаги в технике оригами. Развивать навыки мыслительного анализа, последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания. Развивать творческое воображение и смекалку. Расширять словарный запас. Воспитывать аккуратность, усидчивость, точность. | - игры-занятия - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - обыгрывание сделанных поделок - выставки детских работ | 1 |
«Умелые ручки» | Воспитывать у детей эстетическое отношение к результатам своей деятельности и устойчивый интерес к ручному труду. Самостоятельно применять изобразительные навыки и умения, последовательно выполнять все этапы работы. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность. | - игры-занятия - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - обыгрывание сделанных поделок - выставки детских работ | 1 | |
«Бабочки летают» | Развивать фантазию. Способствовать в применении различных узоров для украшения бабочки. Развивать мелкие мышцы руки, координацию движений, пространственную ориентацию. Развивать речь. Создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения. Развивать воображение, творческие способности, вызывать интерес к рисованию и конструктивной деятельности. Расширять знания об окружающем мире, воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней. | - игры-занятия - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - выставки детских работ | 1 | |
«По своему замыслу» | Создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения. Развивать воображение, творческие способности, вызывать интерес к рисованию и конструктивной деятельности. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях оригами. | - беседа - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - выставки детских работ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Страна оригами" для детей старшей группы"
Программа дополнительного образования «Страна оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю....
Рабочая программа кружковой деятельности по оригами
Представлена рабочая программа кружковой деятельности "Волшебный квадратик" по оригами, с подробным планом работы на год и с целями обучения для старшего возраста...
Рабочая программа кружка "В стране оригами" для детей 4-5 лет
В программе представлено 3 раздела. 1 раздел - Целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты; ...
Программа кружка «В стране оригами» (старший дошкольный возраст)
Данная программа предполагает ознакомление детей с техникой "Оригами"...
Программа кружковой работы "Театр-оригами"
Кружковая работа направлена на развитие творческих способностей средствами театрального искусства и создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника...
Рабочая программа кружка "В стране оригами" для детей 4-5 лет
Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...
Программа кружковой деятельности "Страна книжек" для детей старшего дошкольного возраста
Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы - формировать устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний. Привить детям любовь к художеств...