Познавательно - творчески - исследовательский проект «Осень, осень в гости просим!»
проект (младшая группа)

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с детьми, полюбоваться красотой окружающего мира живой природы, тем самым не поддерживая детскую любознательность. Забывая о том, что ранний возраст- самый благоприятный период для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, а в доступной форме объяснить, почему необходимо беречь и любить природу родного города и края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_viktorova_i.v.docx78.48 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - творчески - исследовательский проект

«Осень, осень в гости просим!»

Разработчик проекта:

Викторова И.В., воспитатель ВКК

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Кемеровская область, г.Юрга

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Осень, осень в гости просим!»

Автор проекта: воспитатель Викторова Ирина Владимировна

Продолжительность проекта: краткосрочный

(вторая, третья, четвертая  недели Сентября 2023 года)

Тип проекта: познавательно - творчески - исследовательский

Участники проекта: дети второй младшей группы «Хрусталик», воспитатели, родители (законные представители).

Возраст детей: 3-4 года.

Проблема: у детей младшего дошкольного возраста не большой жизненный опыт и знания о природе окружающего мира. Дети 3-4 лет не знакомы с происхождением тех или иных явлений в природе, не могут ответить на многочисленные интересующие их вопросы:

Почему опадает листва? Куда улетают птицы?

Куда прячутся насекомые? и т.д.

Дети 3-4 лет только начинают познавать мир, явления природы. В этот период жизни необходимо систематически передавать детям в игровой форме разнообразную информацию о времени года - Осень, явлениях происходящих  с природой в  осенний период, создавать условия для наблюдений за объектами живой, неживой природы. Собирать природный материал для развития детского творчества, иллюстрации.
Участие детей в проекте позволит ознакомить их с представлением об Осени - как времени года, её характерных признаках, развить поисково - исследовательскую деятельность, связную речь.

Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с детьми, полюбоваться красотой окружающего мира живой природы, тем самым не поддерживая детскую любознательность. Забывая о том, что ранний возраст- самый благоприятный период для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, а в доступной форме объяснить, почему необходимо беречь и любить природу родного города и края.

Цель данного проекта:

Познакомить детей 3-4 лет с красотой осенней природы в Западной Сибири.

Задачи проекта для детей:

Образовательные:

Познакомить детей 3-4 лет с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;

Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

Расширять и активизировать словарный запас детей 3-4 лет;

Формировать у детей 3-4 лет умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Развивающие:

Развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций;

Развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

Формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.

Воспитывающие:

Воспитывать у детей 3-4 лет эмоционально-положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разные время года;

Воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, и не перебивать);

Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта для родителей (законных представителей):

Советы по формированию экологического воспитания у детей 3-4 лет;

Изготовление поделок из природного и бросового материала;

Организация фотовыставок: «Путешествие в природу», «Природа и Я»

Вовлечь родителей в образовательный процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с дошкольной образовательной организацией.

 Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение

Название итогового мероприятия проекта: «Осень, осень в гости просим!»

 Продукты проекта для детей:

Выставка детских творческих работ (рисование ватными палочками)

Участие в конкурсе «Осень золотая»

Коллективная работа «Осеннее дерево» (оформление для группы)

Продукты проекта для родителей:

Выставка поделок «Краски осени»

Фотовыставка «Осени прекрасные моменты»

Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»

Консультация для родителей «Как сберечь природу края»

Ожидаемые результаты по проекту для детей:

Обогащать, расширять знания детей 3-4 лет об осени, её признаках, об осенних дарах (овощи, фрукты), бережном отношении к природе;

Пополнить словарный запас детей (как активного так и пассивного словаря)

Развить воображение, память, детские творческие способности.

Ожидаемые результаты по проекту для родителей:

Родительский интерес к образовательному процессу.

Развитие детского творчества, знаний и умений у детей.

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

Понимание родителями в дальнейшем требований ДОО к семье.

Проектная деятельность

I этап Подготовительный:

Составление плана работы над проектом

Сбор  материала необходимого для реализации проекта

Организация предметно-развивающей среды в групо теме проекта

Изготовление дидактических игр и пособий

Разработка конспектов занятий по данной теме

II этап Основной:

Виды деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры

«Оденем куклу Таня на прогулку»

«Сварим суп из овощей»

«Магазин «Дары природы»

Дидактические игры

 «Чудесный мешочек»

«Какое время года?»

«С какого дерева листик?»

 «Что растет на грядке?»

«Собери картинку» (овощи, фрукты)

Коммуникативная деятельность

Беседы, видео ролики, презентации

«Осень в гости к нам пришла»

«Какая сегодня погода»

«Как изменилась одежда людей» «Дары осени в саду, огороде»

«Осенний лес подарки дарит людям»

Рассматривание картин (иллюстраций из книг)

«Детям о природе и временах»

Сон Светлана Леонидовна

 «Ёжик и его друзья. Осенние сказки»

Сергей Козлов

 «Здравствуй, осень золотая!»

Иванова Наталья Владимировна

 «Большая книга природы»

Никола Дэвис 

Книжки-картинки «Ёжик и золотая осень»

Ульева Елена Александровна

«Лесная сказка»

Наталья Чарушина-Капустина

«Кто нарисовал осень»

«Про краски в коляске»

Надежда Рунде

«Осенняя книга»

Ротраут Сузанне Бернер

«Почему желтеют листья? »

Георгий Граубин

«Почему осенью листопад? »

Георгий Граубин

«Осенние истории в картинках

Запесочная Елена Алексеевна

«Осенняя история»

Гурина Ирина Валерьевна

«Сказки Осеннего леса»

Велена Елена

Составление рассказа по картинке

«Осень в лесу», «Осень в саду», «Осень в огороде», «Осень в поле».

Загадки об овощах

Книжная полка (книжки-малышки)

Двигательная деятельность

Подвижные игры

«Солнышко и дождик»

«У медведя во бору»

«Листопад»

«Урожай»

Пальчиковые игры

«Вышли пальчики гулять»

«Мы капусту рубим»

«Грибы»

Фикультурные минутки

«Мы листики осенние»

«Ветер дует нам в лицо»

«Ходит осень по дорожке»

Изобразительная деятельность

Рисование

«Фрукты, ягоды, овощи»

«Разноцветные листья»

Лепка

«Овощи»

«Грибочки»

Аппликация

«Осеннее дерево»

«Фруктовое угощение»

Восприятие художественной литературы

Чтение художественной литературы

А.А. Блок «Зайчик»

З.Н. Александрова «Дождик»

КД. Бальмонт «Осень»

А.Н. Плещеев «Осень наступила»

Асен Босев «Дождь»

Юлиан Тувим «Овощи»

Русская народная сказка

«Вершки и корешки»

Загадки

На тему «Осень наступила»

Экскурсии и целевые прогулки

Прогулки по территории ДОО

Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада

III этап Заключительный:

Дети 3-4  лет расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей.

У детей 3-4  лет развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей 3-4 лет.

Приложение

Развлечение «Осень, осень, в гости просим!»

Педагог: приглашает детей послушать музыку и, обращая внимание на картину на доске.

Педагог:

Ребята на какое время года похожа музыка?                                (осень….)

Почему вы так подумали?                                        (грустная, не веселая…)

Правильно, ребята, это осенняя музыка, она печальная, слышно как падают листья, дует ветер…

Бродит осень по дорожке

Промочила осень ножки

Льют дожди и нет просвета

Затерялось где-то лето.                        (в зал входит Осень)

Приложение

Сценарий развлечения

«Осень, осень, в гости просим!»

 (в младшей возрастной группе «Хрусталик»

Ведущая:

Ребята, посмотрите, как красиво у нас в зале!

Вот художник, так художник!

Все леса позолотил,

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?

Все дети проговаривают:         «Осень!»                         

                                В зал влетает осенний лист

Ведущий:

Мы сейчас листком махнем

В гости Осень позовем!!!

Все дети проговаривают: 

Осень, Осень, в гости просим! (дети сидят)

Под музыку входит Осень с корзинкой в руках.

 Осень:

Я – Осень золотая,

К вам пришла опять,

Багряной, желтой краской

Я буду рисовать.

Хожу я по тропинкам,

Хожу не торопясь.

А листья золотые

Летят, летят, кружась.

Ведущий: 

Значит  наша песенка

Будет не простая

Наша песенка

Будет золотая.                        

Дети встают, проходят на полукруг

Ведущий:

Осень ждали целый год,

Вот она уже идет!

Ребенок (Козлов Матвей)

Приглашает нас гулять.
Шлепать весело по лужам
И листочки собирать.
Ребенок (Ермалюк Тимур )

только что это такое?

Отчего листочки вдруг

Закружились над землею,

Всё засыпали вокруг?

Ребенок (Левашова Варвара)

Погуляем по дорожкам,
Много листьев соберем.
И красивые букеты
Нашим мамам принесем!

Ребенок (Бирюлин Никита)

Не пугай, подружка осень,
Нас ни ветром, ни дождем.
Дома мы скучать не будем.
Все равно гулять пойдем!

Все дети проговаривают: 

Если листики летят, это значит листопад.

Ведущий:

Пришло время танцевать!

Листочки, листочки по ветру летят 

«Танец с листочками»

Осень:

Я очень рада, ребята, что снова встретилась с вами.

Я так скучала целый год без Вас.

Мне очень хочется пригласить всех в осенний лес и рассказать

Как живут мои лесные друзья.

«А поедем мы на поезде» (Музыка)

дети выстраиваются друг за другом

обходят круг и присаживаются на стулья

Ведущий: 

Ребята Вы слышите?

Кто же это так весело смеётся

Вы не видите ребята?

Осень:

Да это же мой знакомый старичок Лесовичок.

 Ох, и весёлый он,

Никогда не унывает.

Лесовичок, посмотри,

К нам гости  приехали!

Старичок - Лесовичок:

Здравствуйте, мои дорогие ребята!

Я - помошник Осени в лесу,

Я Старичок - лесовичок,

В бороде травы клочок.

Я хожу с клюкой вокруг,

Стерегу и лес и луг,

И деревья, и цветы,

А также ягоды, грибы.                        

Осень:

Я волшебница Осень.

Ягодки появитесь и гостей развеселите!

Танец «Ягодки» (девочки подготовительной группы)

Старичок - Лесовичок:

Ну, Осень, ты тоже удивила!

Молодцы, ребята хорошо танцевали.

А я хочу с Вами поиграть и гостей позабавить.

(Старичок-Лесовичок, высыпает шишки на пол)

Игра «Собери шишки»

Ведущий: 

Какой ты молодец, Старичок- лесовичок!

Какую хорошую игру ты для детей придумал!

Дорогая красавица Осень,

Ребята в этом году

Уродился богатый урожай овощей,

Особенно капусты!

Хоровод «Капуста» (Осень танцует с детьми)

Осень:

Какие молодцы ребята!

Старичок - Лесовичок: (берет зонтик)

Ой беда, беда, беда,

Побежала речка

Около крылечка,

Дети с улицы домой,

Хлынул дождик проливной,
Застучал по крыше,

Дождик, дождик, тише!

Дети исполняют песню «Кап, кап - тук, тук, тук... »

Осень:

А про зонтик мы забыли?

Выходите - ка ребята дружно погулять

Осень:

Дождик снова вдруг начнется

Спрячемся под зонтиком опять.

Игра «Солнышко и дождик»

Осень:

Я с Вами, ребята, очень подружилась,

И песни пела и веселилась.

Пусть дождик прольется и вкусный и сладкий,

А капли дождя превратятся в подарки.

Старичок - Лесовичок:

Я зонтик сейчас подниму

И ребят всех угощу...

Старичок - Лесовичок 

поднимает зонтик с сладким угощением, угощает детей

Ведущий:

Спасибо тебе Осень!

Спасибо Старичок - Лесовичок

Приходите к нам в следующем году.

Осень и Старичок - Лесовичок уходят

Ведущий:

Нам радостно, нам весело,

На празднике своём.

Пусть дети улыбаются

Осенним ясным днём!

Дети по музыку выходят из зала.

Приложение

Сюжетно-ролевая игра

«Оденем Куклу Таню на прогулку»

Цель:

Развивать у детей 3-4 лет умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: 

Кукла Таня, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры:

В гости к детям приходит новая кукла Таня.

Она знакомится с детьми и хочет поиграть.

Но ребята собираются на прогулку

Предлагают кукле Таня идти с ними.

Кукла Таня жалуется, что она не умеет одеваться, ребята предлагают помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде.

С помощью педагога в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку.

По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей»

Цель: 

Познакомить детей 3-4 лет с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»

Цель: закрепить знания детей 3-4 лет с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей 3-4 лет умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.

Дидактическая игра «Что растёт на грядке».

Цель: познакомить детей 3-4 лет с урожаем овощей, упражнять  в назывании  овощей, формировать понятие «овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации.

Приложение

Материал: муляжи  овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук,  капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.

Ход игры

Педагог приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке.

На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.

Педагог:

Посмотрите-ка ребята

Урожай у нас богатый-

Очень много овощей.

Показывает детям овощи по порядку.

Дети 3-4 лет называют овощи на грядке.

Предлагает поиграть  в игру « Кто быстрее соберёт?»

Дети 3-4 лет с каждой грядки собирают в свою корзину.

Педагог хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх)

Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим, (пальцы, имитируют посыпку солью)

Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки)

А потом в рот кладём. (подносить ко рту имитируют «что едят»)

Дети садятся на стульчики

Игра «Расскажем про наши овощи кукле Тане»

Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи)

 и рассказывают, что это и  какого цвета (это огурец, он зелёный)

Кукла Таня приглашает всех в хоровод

«Хороводная-Огородная»

Дети поют:

Есть у нас огород

Там своя морковь растёт…

Кукла Таня угощает детей морковкой , прощается  и уходит.

Дидактическая игра «Найди такой же листик»

Цель: Нахождение предметов по сходству.

Ход игры:

Игра проводится во время листопада.

Педагог: 

Показывает лист и предлагает найти такой же.

Собранные листья сравниваются по форме.

 У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня).

Приложение

Педагог: 

Поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер.

Полетели  листочки (листья березы)».

 После этих слов дети с листьями березы в руках убегают.

 В конце игры педагог произносит: «Подул сильный ветер.

Все листочки полетели».

Правила игры:

Бежать («лететь») можно только тем детям,

У кого в руках такой листок, какой показал педагог.

Дидактическая игра «Какое время года»

Цель игры: 

Учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи)»

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Беседа «Осень в гости к нам пришла»

Цель: развитие умения замечать изменения в природе.

Беседа «Какая сегодня погода»

Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Беседа «Дары осени»

Цель: формирование представлений о здоровой пище.

Беседа «Как изменилась одежда людей»

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус.

Рассматривание картины

«Прогулка в лесу» Ивана Ивановича Шишкина.

Цель: совершенствовать умение рассказывать по картине.

Обогащать представления детей 3-4 лет о том, какие  деревья растут в лесу.

На  картине художник изобразил людей, гуляющих по лесу. Мы видим мужчину и женщину, о чем-то беседующих друг с другом, за ними идёт семья: родители и их маленькая дочка. Люди одеты достаточно тепло, на деревьях кое-где желтеют листья. По всей видимости действие происходит в конце августа или в сентябре. Люди на картине и тропинка, по которой они идут залиты солнцем, за их спинами виднеется открытое пространство, скорее всего они только входят в лес. А вот маленькая собачка, изображённая на переднем плане, значительно обогнала хозяев и выслеживает кого-то в ветвях дерева. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Приложение

Рассматривание картин «Уборка урожая»

Цель: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Составление рассказа по картинке «Осень в лесу»

Цель: расширять знания детей об осени, как времени года. Расширять представления детей 3-4 лет о деревьях и диких животных. Обучать детей 3-4 лет интонационной выразительности речи, активизировать и обогащать словарь детей 3-4 лет. Закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный. Развивать фонематический слух у детей 3-4 лет. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Загадки об овощах

Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице.                                                         (Морковь)

Не книжка,

А с листьями.                                                         (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.                 (Лук)

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло.                                                         (Свекла)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?                                                         (Репка)

Маленький, горький,

Луку брат.                                                                 (Чеснок)

Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

Приложение

К осени краснеют.                                                 (Помидоры)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.                                                 (Горох)

Летом — в огороде, свежие, зеленые,

А зимою — в бочке, крепкие, соленые.                (Огурцы)

Подвижная игра «Листопад»

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.

Материал: осенние листья.

Ход игры

Педагог:

Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится:

Кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький. Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Педагог рассказывает:

«Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. 

(Дети бегают и взмахивают руками).

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. 

(Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).

Кружатся красивые красные листочки.

(Действия выполняют дети с красными листочками).

Покружились и уселись на землю.

(Дети приседают). 

Сели! Уселись и замерли.

(Дети не шевелятся).

Прилетел лёгкий ветерок, подул. 

(Дует взрослый, за ним дети)

Педагог продолжает:

«Поднялись листья разлетелись в разные стороны. 

(Дети разбегаются по площадке). 

Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад! Листья по ветру летят!

Приложение

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»

По желания детей игра продолжается 2-3 раза.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Подвижная игра «Собери урожай»

Цель: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (дети изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх, вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик, жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем фонарики)

Пальчиковая игра «Грибы»

(ладонь сжата в кулак и поочереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три,четыре, пять!

Приложение 

Мы идём грибы искать (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

Физкультурная минутка «Мы – листики осенние»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Физкультурная минутка

«Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Физкультурная минутка

«Ходит осень по дорожке»

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад!

(прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Приложение

А.А. Блок «Зайчик»

Маленькому зайчику на сырой ложбинке

Прежде глазки тешили белые цветочки...

Осенью расплакались тонкие былинки,

Лапки наступают на жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая наступила осень,

Всю капусту сняли, нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен

Страшно в лапы волку  серому попасть...

Думает о лете, прижимает уши,

На небо косится - неба не видать...

Только б потеплее, только бы посуше...

Очень неприятно по воде ступать!

А. Босев «Дождь»

Тёплый дождик лил да лил,

Дело делал, не шалил:

Вымыл крышу у скворечни,

Вымыл ягоды-черешни...

Протянули мы ладошки,

Дождик их помыл немножко

З.Н. Александрова «Дождик»

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! -

Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,

Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти

В тёплом дождике кусты…

Дождь плясал по огороду,

Поливал на грядки воду,

Тучу - лейку перенёс,

Напоил в полях овёс.

Сохнут вымытые чисто

З.Н. Александрова «Дождик»

Лопухов большие листья.

Значит, очень хорошо,

Что сегодня дождик шёл!

К.Д. Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

А.Н. Плещеев «Осень»

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, Солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит..

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

Ю. Тувим «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и свёклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, Капуста, Морковка, Горох,

Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох!

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Поехал мужик в лес репу сеять.

Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:

- Ты зачем в моём лесу репу сеешь?

Я тебя съем за это!

- Не ешь меня, - говорит мужик,

- Я с тобой поделюсь: тебе все вершки, а мне - корешки.

Согласился медведь.

Пришла осень, поехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погрузил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать.

А медведь и говорит:

- Дай твои корешки попробовать.

Попробовал и как зарычит:

- Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.

Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу.

Приехал собирать, а медведь его уже ждёт.

Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить.

Грызёт медведь корешки - невкусно.

Понял он что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять.

С тех пор мужик в поле сеет, а медведь в лесу мёд да малину собирает.

Приложение

Конспект занятия по ИЗО Д рисование

«Разноцветные листья»

Цель: расширить представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья

способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.

Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, гуашь зеленого, красного, желтого цветов, кисти, банки с водой, половина альбомного листа, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (листочки), мольберт, салфетки.

Ход занятия:

Создание игровой мотивации.

Дети с педагогом стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.

Педагог: Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.

Дидактическая игра «Разноцветные листочки»

Педагог:

На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья.

Какого они цвета?                                         (Ответы детей).

У нас есть зеленые, и красные, и желтые листья

(показывают картинки для фланелеграфа – разноцветные листья).

Проведение игры.

Педагог раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья. Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут и рассыплются.

Как же нам сохранить листочки? Мы можем их нарисовать.

Для этого нужно выбрать краску.

Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую краски? (Дети выбирают).

После игры воспитатель проводит физкультминутку.

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Конспект занятия по аппликации

«Осеннее дерево «Береза»

(коллективная работа)

Цели:

Создание осеннего дерева из березовых листьев.

Задачи:

Познакомить детей с видом продуктивной деятельности - аппликацией;

Развивать ориентировку на листе бумаги;

Учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой;

Закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге; Развивать чувство цвета и композиции, воображения;

Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

Педагог:

Ребята сегодня к нам в гости пришел Ежик.

Давайте с ним поздороваемся.

Ребята, Ёжик пришел не просто так. Он хочет, чтобы мы ему помогли отгадать загадку и узнать какое сейчас время года.

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.  (осень)

Педагог:

Ребята, а по каким приметам мы узнаем, что наступила осень?

Дети: Идет дождь, дует ветер, холодно, сыро, пасмурно, пожелтели листья.

Педагог:

Наступила осень, листочки стали желтеть и опадать.

А называется это листопадом. На прогулке мы с вами видели красивые осенние деревья, собирали опавшие листочки.

А какого цвета листочки мы собирали?

(ответы детей)

Да, листья осенью и жёлтые, и красные, и даже коричневые. Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше?

(ответы детей)

Тогда давайте мы с вами сделаем своё осеннее дерево, которое будет радовать нас в группе своей красотой очень долго.

Посмотрите, что у вас на столе: ватман, на котором нарисовано дерево, кисти, клей, салфетки.

Ребята, давайте сегодня нарисуем осенний наряд деревцу, ведь все деревья стоят нарядные, а наше дерево почему-то без листочков.

Но сначала повторим его строение

(дети называют строение дерева: корень, ствол, ветки)

Педагог:

Ребята, Ёжик принес нам сюрприз - березовые листочки.

Давайте мы с вами наклеим эти листочки на наше дерево, что бы оно стало красивым.

Каждый может приклеить столько листочков, сколько захочет.

Листья можно приклеить и на землю около дерева для того, чтобы было понятно, что на нашей картине листопад.

Конспект занятия

по лепке  тема «Грибочки»

Задачи:

Образовательная:

Учить детей 3-4 лет лепить грибы конструктивным способом из двух частей (ножка и шляпка). Показать приёмы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание в форму пряника или диска.

Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей. Вызвать интерес к созданию гриба.

Закреплять названия цветов:  жёлтый, красный.

Развивающая:

Развивать моторику рук. Способность к формообразованию и композиции.

Воспитательная:

Воспитывать любознательность, аккуратность, доброжелательное отношение к диким животным.

Предварительная работа:

Рассматривание с детьми картинок «Грибы»; беседа «Где растут грибы»,

«Время года осень»; беседа о ежах.

Ход занятия

Вводная часть 

Подвижная игра: « Соберем листочки»

Педагог:

Ребята, посмотрите, сколько много листочков!

-А откуда все эти листочки?

-А как называется явление, когда опадают листья? (листопад)

- Сейчас мы  все листочки соберём!

(дети собирают листочки и находят под листочками ёжика возле гриба)

Ой, смотрите Ёжик!

Что ты плачешь милый Ёж?

Что так громко ты ревёшь?

Ёж: « Я по лесу  шёл, шёл

Один гриб всего нашел,

- Скоро зима!

Все звери запаслись фруктами, овощами, грибами, а я нет!

Ёж: Что делать?

Как мне быть?

Где грибочки раздобыть?

Педагог:

Не грусти наш милый Ёжик,

Мы с ребятками поможем.

- А как мы можем помочь ёжику?                 (мы ёжику слепим грибы)

Ёжик ты посиди здесь на пенечке,

Пока мы делаем грибочки!

-Ёжик спрашивает, что это такое у гриба?                 (шляпка)

- Какого цвета?

-А это что?                                                                 (ножка)

- Какого цвета?

-Теперь ёжик знает, что у гриба есть шляпка и ножка!

Практическая часть

(дети садятся за столы)

Педагог:

- Гриб состоит из чего?                                 (Из шляпки и ножки)

- Какая шляпка у гриба?                                 (круглая)

-На что похожа ножка у гриба?                         (На колбаску, столбик)

-А шляпка гриба какого цвета может быть? (красная, жёлтая, оранжевая, коричневая)

(Педагог показывает способ лепки ножки и шляпки)

Пальчиковая гимнастика

Повстречал ежонка ёж. Здравствуй братец! Как живёшь?

Самостоятельная деятельность детей 3-4 лет

- У гриба одна ножка  - длинная и светлая.

Берём пластилин жёлтого цвета, педагог следит чтобы все дети взяли пластилин нужного цвета), для начала мы его разомнём, чтобы пластилин стал мягким; кладём на ладонь, другой ладонью закрываем и раскатываем прямыми движениями ладоней туда – обратно, получился столбик - ровный и длинный.  -У гриба большая шляпка - круглая и яркая; берём кусочек

Приложение 

пластилина оранжевого  цвета; кладём на ладонь, другой ладонью закрываем и круговыми движениями ладоней раскатываем шар.

Самостоятельная деятельность детей 3-4 лет

Все раскатали шар? Покажите?

- Теперь мы этот шар сплющиваем, чтобы у нас получился пряник. Это и будет шляпка для гриба.

-Шляпка грибы держится на ножке, лежит сверху; аккуратно соединяем ножку и шляпку.

- Какие красивые грибы получились! (Дети, которые справились быстрее, воспитатель предлагает слепить ещё гриб)

Педагог: 

Скорее Ёжик посмотри,

Ребята слепили тебе грибы

Грибочки удалые,

Шляпки расписные!

Ёж:

Спасибо вам мои друзья, порадовали вы меня

Я грибочки все возьму, и с собою унесу.

Теперь мне зима не страшна!

Мне домой уже пора, до свидания  детвора!

А мы Ёжика возьмем, и в лесочек отнесем,

Оставим здесь под елкой, сам найдет дорогу в норку.

Итог:

Ребята, кому мы сегодня помогли в трудной беде? (ёжику)

Что мы для него слепили? (грибочки )

Теперь наш ёжик зимой  будет сытый!

Прогулка «Что нам осень подарила»

Цель: конкретизировать, закреплять знания детей 3-4 лет о растительном мире; о том, где что растет.

Ход прогулки:

В теплую ясную погоду педагог напоминает детям,

Наступила ярко-желтая, золотая осень.

Декламирует:

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Приложение 

Педагог: 

Предлагает: «Мы с вами каждый раз смотрели, что у нас интересного есть на участке, а теперь давайте пройдем, полюбуемся, посмотрим, что нам Осень подарила? Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, ласково солнышко улыбается - это все нам осень подарила.

А теперь посмотрите на небо, какое оно?

А облачка какие?

Стоят на месте или медленно плывут?».

Дети отвечают:

Педагог подытоживает:

«И ласковое солнышко, и синее-синее небо, и белые легкие облачка - все нам подарила осень».

Затем обращает внимание детей на опавшие листья.

Дети ходят, шуршат ими, называют их яркую окраску.

Потом обходят цветочную клумбу.

Все дружно приходят к выводу, что пестрые листья, красивые цветы - все нам подарила осень.

Педагог ведет детей к огородным грядкам, затем к фруктовым деревьям и к кустам малины. Малыши сами вспоминают, где какой урожай они помогали собирать, уточняют, где что растет.

Дети подводят итоги:

«И овощи, и фрукты, и ягоды — все это нам осень подарила».

Педагог добавляет:

«Добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень!».

Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведерках, корзинках. Все это сгружается в укромное местечко, где-нибудь под елкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будет мягко и тепло спать в такой берлоге. Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним и поиграть.

Трудовая деятельность: кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

Цель: учить детей 3-4 лет действовать согласно словам текста.

Материал: крупная мягкая игрушка - медведь.

Выносной материал: корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Осень, осень, в гости просим!» во 2 младшей группе.

Реализация проекта, изготовление поделок родителями "Дары осени"....

Проект: «Осень, осень, в гости просим!»

Проект:«Осень, осень, в гости просим!»во 2 младшей группе....

Проект «Осень, осень, в гости просим!»

Работа предназначена для педагогов ДОУ, в которой представлен опыт познавательного развития дошкольников....

мини проект «Осень, Осень в гости просим!»

ЦельФормировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособлении растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными работ...

Проект "Осень, осень в гости просим"

Цель: расширить и систематизировать знания детей об осени совместно с родителями....