Перспективный план по самообразованию по теме "Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы,формировать эстетические чувства;
-воспитывать интерес к родной природе,желание больше узнать о природе своего края,о природном разнообразии родной страны;
-формировать бережное отношение к природе,побуждать желание трудится в природе,стремиться к ее созиданию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2020-2021г.г.
Перспективный план
по самообразованию
по теме:
«Воспитание нравственных качеств через общение с природой» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
Составила воспитатель 1 категории
Половинкина А. И
Перспективный план по самообразованию по теме:
«Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение
с природой»
в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь «Мой любимый детский сад» «(Цветы на клумбах детского сада, участке») 1 неделя | Закрепить знания детей об осенних садовых цветах растущих на участке детского сада: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян.. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
«Осенний урожай» 2 неделя | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
«.По дорожке ходит осень» 3 неделя | Расширять представления детей о признаках осени. познакомить с осенними хлопотами людей. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли насекомые – птицы улетели в тёплые края..) | Беседа «Что это –осень?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
«Что у осени в корзинке»? (Фруктовая неделька) 4 неделя | Закрепить знания детей о фруктах (растут в саду, на деревьях);уточнить характерные признаки фруктов и ягод (Цвет, форма, вкус) Познакомить с профессией человека, выращивающего фрукты- садовод. Продолжать знакомить со способами заготовки фруктов на зиму. | Чтение стихов:, «Угадай на ощупь» д/игра «Опиши фрукт», загадывание загадок, наблюдение |
Октябрь 1 неделя Что у осени в корзинке? (Овощная неделька) | Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе | Д/игра «Угадай на ощупь»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Вершки и корешки?»; Д/игра «Путаница» |
2 неделя «Растения и животные» | Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе | Беседа; рассказ о Д/игра «От какого дерева листик»; «Кто как кричит» |
«. В гостях у старичка Лесовичка» 3 неделя | . Сформировать представления детей о лесе как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы, грибы, ягоды) и животные (насекомые, птицы, звери)Сформировать понятие «Этажи леса»Формировать навыки правильного поведения в лесу | Беседа о экосистемеПознакомить детей с растениями , занесёнными в Красную книгу Воспитывать любовь к природе, желание |
«Птицы » 4 неделя | Учить различать и называть зимующих и перелётных птиц , познакомить с причинами отлёта (холодно, растения гибнут – исчезают насекомые – птицам нет корма).Дать знания о том, чем питаются зимующие птицы в лесу и как человек помогает пережить зимние холода перелётным птицам, которые по каким-то причинам не улетели на юг Показать способы приспособления птиц к условиям обитания (вода-суша). | Д.И«Чем похожи? Чем отличаются». «Угадай по описанию». «Птицы родного края»; «Перелетные — зимующие». |
«Деревья осенью» 5 неделя | Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения | Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я – живое дерево»; чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки» |
Ноябрь 1 неделя «Для чего растениям цветы?» | Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок. | Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений,; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…» |
2 неделя «Семена – дети растений» | Показать детям чудо произрастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; развивать умение моделировать условия, необходимые для прорастания семян. | Демонстрация коллекции семян; рассматривание проросшей фасоли; чтение рассказа «Цветок»; игра «Живая дорожка» |
3 неделя «Грибное царство» | Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов. | Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом. |
4 неделя «Гости из далёких стран» | Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными растениями. | Наблюдение, беседа, д/игра «Найди растение», рассказ о разных комнатных растениях |
Декабрь 1 неделя «Здравствуй, гостья Зима!» | Систематизировать знания детей о зиме и о связи между сезонными изменениями и жизнью людей, птиц, животных. Познакомить с периодами зимы, характерными особенностями конца и начала сезона. Учить сравнивать периоды зимы, видеть сходство и различия. Познакомить с народными приметами погоды |
|
2 неделя «Детки на ветке» (зимние ветки) | Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам; обратить внимание детей на сходство и различия между ветками разных деревьев, на цвет, форму и расположение почек на них. | Беседа, наблюдение и сравнение веточек разных деревьев, загадка, исследование «Строение почки» |
3 неделя «Умный взгляд на мусор» | Расширение знаний детей о зависимости мира природы и деятельности человека, формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений. | Беседы, консультации по изготовлению новогодних поделок. |
4 неделя «Пернатые друзья» | Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года. | Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?» |
Январь 1 неделя «Птичья столовая» | Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда. | Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение стихотворения «Кормушка» |
2 неделя «Деревья зимой » | Расширять представления детей о жизни деревьев зимой: О необходимости утеплять корневую систему во избежание гибели деревьев | Беседа о деревьях. Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «в лес за дровами». |
3 неделя « Как лесные звери проводят зиму». | Расширять представления детей о жизни животных зимой: их образе жизни, особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность. | Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ. слова, беседа об особенностях жизни |
Февраль 1 неделя «В мире животных» | Расшить представления об основных группах животных (животные средней полосы, севера, тёплых стран) )Формировать представления о приспособлении каждой особи к среде обитания, о способах добывания пищи. Учить правильно называть детёнышей животных | Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Познакомить с Красной книгой и животными, занесёнными в неё.», рассказ воспитателя, |
2 неделя «.Россия – Родина моя « | Обобщить и систематизировать знания о России: о народах, которые проживают на её территории, о разнообразии её природы, о её растительном и животном мире. Познакомить с символикой России Познакомить с пословицами и поговорками о Родине, Москве Формировать патриотические чувства, уважение к символам страны гордость за свою страну | Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу» Беседа:« Чистый воздух и вода – богатство страны». |
3 неделя «Растения в нашем уголке природы» | Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). | Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение». |
4 неделя «Зимующие птицы». | Расширять представления детей о зимующих птицах. (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам (подкармливать птиц). | Чтение художественной литературы: «Покормите птиц зимой»Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,И. Поленов «Синичкины кладовки». рассматривание иллюстраций, практическая работа |
Март 1 неделя «Весна шагает по планете » | . Познакомить детей с периодами весны и их характерными особенностями. Учить сравнивать два периода весны, находить сходство и различия. Помочь запомнить названия всех весенних месяцев Познакомить с народными приметами весенней погоды и пословицами и поговорками, которые сложил народ об этом времени года | Рассматривание картин: И. Левитана «Март» И. Грабарь «Февральская лазурь». Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели
|
2 неделя «Огород на подоконнике.» |
| Беседа, рассматривание семян, посев семян. |
3 неделя «Зима недаром злится, Прошла её пора…» | Расширять знания детей о временах года; учить узнавать и называть времена года; выделять признаки весны. Наблюдение в природе, беседа о приметах весны Систематизировать знания детей о зиме и о связи между сезонными изменениями, находить первоначальные признаки весны. | Дидактические игры«Приметы зимы»,«Когда это бывает?».Игра-имитация «Снежные явления». Чтение художественной литературы: загадывание загадок о явлениях весны; Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…» и др. |
4 неделя «Воздушный океан» | Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление. | Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа. |
Апрель 1 неделя «Кому нужна вода?» | Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях. | Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков Чтение художественной литературы: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». |
2неделя «Что такое почва?» | Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы | Загадывание загадок, сравнение, беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность |
3 неделя «Реки, речки и моря, на земле текут не зря.» | Дать знания о реках, озёрах, морях и океанах.. Познакомить с пресноводными обитателями рек и озёр, а также с морскими обитателями Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр. Дать элементарные знания о жизни обитателей водоёмов в разные периоды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам | «Рыбы водоемов, расположенных в Оренбургской области.» |
4 неделя «Земля наш общий дом» | Формировать представления о Земле, как о единственной планете, на которой есть жизнь, Дать первоначальные представления о внутреннем содержании Земли. Познакомить с понятием «экологический заповедник», рассказать о Красной книге, познакомить с растениями и животными нашего края, занесенными в неё; Воспитывать бережное отношение к Земле, её богатствам. | Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами» |
Май 1 неделя «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность |
2 неделя «Кто живёт в пруду?» | Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. | Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?».. |
.3 неделя «Мир насекомых» | Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»; уточнить особенности внешнего вида насекомых; закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы; заложить основы экологического воспитания Расширять представления детей о некоторых видах насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). | беседа о насекомых о пользе и вреде Чтение художественной литературы В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк К. Чуковский «Муха-Цокотуха»«Про комара Комаровича» «игра - имитация «Собери нектар» «Летает-не летает». Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые», беседа. |
4 неделя «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. |
5 неделя «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей |
Список литературы:
Николаева С.Н «Парциальная программа «Юный эколог»
Шорыгина Т.А «Познавательные сказки»
С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".
Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить с особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....
Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через общение с природой".
В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы, наиактуальнейшей проблемой дошкольной педагогики является ду...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество».
Статья по теме:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество»....
План по самообразованию на 2016-2021 г.г по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой»
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного по...
План по самообразованию 2020- 2021 "Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края"
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспит...
Обобщение опыта работы по теме"Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой".
Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Моя задача -научить ребенка видеть,понимать и ценить ее красоту....
Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....