Развитие нравственных качеств личности дошкольников с ОВЗ при организации и проведении коммуникативных игр
презентация по коррекционной педагогике

Марина Валерьевна Замякина

Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через коммуникативные игры.

Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных качеств ребенка начинается с дошкольного возраста.

Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется, все оказывается особенно сложным, если речь идет о развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ. По собственному опыту знаю, что эта работа кропотлива и требует много времени, терпения, выдержки, знаний и применения особых технологий.

Основные задачи развития нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств.

Общеизвестно, что в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Игры также становятся особой частью нравственного становления личности. В свою воспитательно-образовательную работу я стараюсь включать весь комплекс коммуникативных игр, который существует для детей дошкольного возраста. Это и дидактические, и сюжетно-ролевые, и театрализованные игры, и игры-драматизации, и подвижные, и конструктивные игры, игры-эксперименты. Возможности таких игр для формирования нравственных качеств ребенка просто безграничны. От простейших сюжетно-ролевых игр до более сложных. Такие игры как «Определи настроение своих друзей», «Закончи предложение», «Художник» поднимают настроение, позволяют детям нашей группы привить социально коммуникативные умения и навыки, формируют дружеские чувства, доброту, отзывчивость. Игры хороводные «Ручеек», «Каравай» и многие другие хороши для формирования чувства коллективизма.

Известно, что немаловажным для развития нравственных качеств является воспитание вежливости. Вежливость в современном подходе к воспитанию ребенка, как к личности, очень важна.  В нашей группе традицией стали такие беседы, как «Уроки этикета», «Уроки любви и доброты», изучаем вместе с детьми словарь вежливых слов и выражений, стараемся применять их в речи в течение всего дня в разных видах деятельности.

С самого начала прибытия ребят в нашей группе мы знакомим с художественной литературой. Работа начинается со сказок с целью выявления способности ребенка к интерпретации и оценки поступков других (героев сказок), умения сравнивать себя с ними. Например, прочитав сказку «Лиса и заяц» ставим перед ребенком серию сюжетных картинок к этой сказке, комплект картинок с изображением детских лиц с различным эмоциональным состоянием и задаем вопросы по содержанию. Для характеристики героев ребенок использует карточки с изображением эмоции, которую, по его мнению, испытывает тот или иной герой сказки. И так от произведения к произведению мы вместе с детьми учимся оценивать поступки героев, их нравственные качества: добро, зло и т.д. Затем, пробуем с ребятами проигрывать сюжеты из знакомых нам сказок используя различные виды театра. Особенно интересным показался ребятам необычный вид театра — это «Театр ног». Где ребята стараются согласованно, сопровождая речью и интонацией играть своими героями в роли которых выступают ноги. Поступки героев знакомых сказок просто находка для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Невозможно не сказать о прогулках на природу, целевых экскурсиях. Наблюдения за животными, растениями, насекомыми, за трудом взрослых людей учат детей эмоционально откликаться, быть нетерпимыми к людям, в случае нарушения ими правил общения с природой.

Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, а именно коммуникативные игры способствуют в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность, а также развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Поэтому при таком развитии и воспитании дети с ОВЗ нашей разновозрастной группы дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки, вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие нравственных качеств личности дошкольников с ОВЗ при организации и проведении коммуникативных игр . Подготовила: М.В.Замякина , воспитатель МАУ БР ДО детский сад «Малышок»

Слайд 2

Воспитание и формирование нравственных качеств ребенка начинается с дошкольного возраста. Тема нравственного воспитания детей актуальна и чрезвычайно трудна даже тогда, когда речь идет о здоровых детях, разумеется, все оказывается особенно сложным, если речь идет о развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Слайд 3

Общеизвестно , что в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Игры также становятся особой частью нравственного становления личности.

Слайд 4

В своей работе мы включаем весь комплекс коммуникативных игр, который существует для детей дошкольного возраста. Это и дидактические, и сюжетно-ролевые, и театрализованные игры, и игры-драматизации, и подвижные, и конструктивные игры, игры-эксперименты. Возможности таких игр для формирования нравственных качеств ребенка просто безграничны.

Слайд 5

Театрализованные игры

Слайд 7

Конструктивные игры

Слайд 8

Знакомство с литературой Проигрывание сказок

Слайд 10

Эти виды деятельности позволяют детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как органичной части природы. Укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.

Слайд 11

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, а именно коммуникативные игры способствуют в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность, а также развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Слайд 12

Дети с ограниченными возможностями здоровья нашей разновозрастной группы дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки, вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.

Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...

Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников

На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной  жизни. Об этом говорят:  высокая детская преступность,   искажен...