Консультация «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника».
консультация
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника».
Задачи и содержание трудового воспитания дошкольников – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. В учении «О значении труда в жизни человеческого общества, о труде как средстве всестороннего развития личности» К.Д. Ушинский писал, что воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь чего не может быть ни достойно, ни счастливой.
Трудовая деятельность способствует всестороннему развитию детей, является важным средством умственного, нравственного и физического воспитания. Правильно организованный труд вызывает у детей чувство радости, удовлетворение и желание работать, способствует формированию положительных качеств личности: организованности, настойчивости, аккуратности, дисциплинированности, бережливости, чувства долга. Поэтому очень важно с малых лет прививать ребенку глубокое уважение к труду, вырастить человека трудолюбивого.
Развитие интереса к труду – процесс медленный, требующий надлежащего упорства и настойчивости, начиная с младшего дошкольного возраста, и служит надежной основой для дальнейшего развития.
Выделяются 4 вида труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, ручной труд и труд в природе. Причем, труд– игра, особенно в младшей – средней группе. Дети, играя, трудятся. И лишь только в старшем дошкольном возрасте труд приобретает ту важную составляющую, которая позволяет ребенку по-настоящему трудится не зависимо от желания, появляется слово надо.
Существуют три формы его организации: поручения, дежурства, коллективный труд, который в свою очередь подразделяется на общий труд и совместный труд.
Общий труд - это когда при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности (Маша – убирается в шкафу, Даша – моет стульчики и др). Т.е. ребёнок имеет свой участок и отвечает за себя. После окончания работы воспитатель обращает внимание на труд каждого ребенка. И вот результат – в группе чисто и красиво.
Совместный труд - это взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других при общей цели труда.
Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности так: Миша – приносит игрушки, Маша моет игрушки, Ваня убирает их в шкаф, Зина – расставляет их красиво. Т.е. четко видна взаимосвязь труда друг друга.
Методика руководства трудом включает такие средства и приемы мотивации, которые вызывают у ребенка желание охотно принимать поставленную цель и достигать ее, позволяют ребенку испытывать радость от самостоятельного процесса труда. (“Я сам сделал”) .
Чаще всего используется прием Тома Сойера (вспомните, как он красил забор, как он показывал, что от этой работы получает огромное удовольствие, что всем его друзьям тоже захотелось покрасить забор). Воспитатель моет чашку, игрушку, стул с таким неподдельным удовольствием, что ребенок, глядя на него, говорит: “Я тоже так хочу научиться”.
Уже с младшей группы дети приучаются к тому, что необходимо прогнозировать результат своего труда. Для этого используется модель выполнения любой работы – рука, где:
1. мизинец – цель, т. е., что я задумал сделать (например, убрать игровую комнату) ;
2. безымянный палец – предмет труда – МАТЕРИАЛЫ (игрушки, шкафы и пр.) ;
3. средний палец - средства труда – ИНСТРУМЕНТЫ (руки, голова, ноги);
4. указательный палец – действия (порядок действий, постройки разбираем сверху вниз, каждую игрушку на свое место…) ;
5. большой палец – результат (какой мы получим результат от проделанной работы: игровая комната убрана).
Дети с младшей группы приучаются самостоятельно убирать в определенном порядке посуду после приема пищи, и практически не бывает случаев, чтобы они разбивали посуду. Здесь тоже существуют определенные правила:
- бокал держим правой рукой за ручку,
- под донышко подставляем ладошку,
- тарелку несем двумя руками,
- носим только по одному предмету.
При организации одевания, для возникновения интереса у детей к данному процессу, используется игровой персонаж – Мишка, который делает «глупости», а дети помогают ему, объясняя, как нужно одеваться по – порядку, раздеваться, складывать правильно вещи в шкафчик. Так же в данном направлении ведется работа с родителями воспитанников: проводятся консультации, беседы, с целью знакомства их (родителей) с последовательностью в одевании, раздевании, и для поддержания начатой работы в домашних условиях. В практике работы многих воспитателей в приемных выставляется схема порядка одевания – раздевания, а также порядка в шкафу.
Труд малыша еще, как правило, слит с игрой, но значимость его от этого не только не снижается, а наоборот, повышается, особенно для мальчиков, которые выполняют любое дело только в том случае, если видят в этом смысл.
При организации деятельности, важное значение имеет мотивация предстоящего. Например, чтобы научиться правильно мыть руки, нужно сделать мыльные перчатки, надеть их на каждый пальчик, рассмотреть, нет ли дыр.
Для закрепления всех компонентов умывания используются пальчиковые игры, потешки.
Дети в младшей группе очень часто наблюдают за трудом помощника воспитателя, как она сервирует стол, вытирает пыль, моет посуду и др. Воспитатель восхищается трудом своего коллеги, вызывает удивление, желание научиться у взрослого, включиться в совместную с ним деятельность. После такого восхищения, дети обычно говорят: «Я тоже хочу так научиться» или «А ты меня научишь?».
В начале учебного года, у детей трех лет умения ограничены и несовершенны, нелегко ему адекватно оценить результаты своих действий. Однако, возрастающие возможности ребенка, его стремление к самостоятельности позволяют сделать новые шаги в освоении им трудовой деятельности, развитии всех ее (деятельности) компонентов: задумки, материала, инструментов, порядка действий и результата.
Самообслуживание и отдельные трудовые действия в хозяйственно-бытовом виде труда, оказывают огромное влияние на развитие ребенка как индивидуальности. Ведь ему (ребенку) приходится ежедневно, осознанно осуществлять разные виды трудовой деятельности и достигать результаты в форме самооценки умывания, одевания, уборки игрушек, посуды. Ребенок как личность совершает поступки – самостоятельно осуществляет выбор действий (наклеить или нарисовать), заранее представляя результат. Для детей предоставляется выбор в материале, например, кистей, чтобы уже в оценке своего результата (рисунке, поделке) могли понять, почему получилось, а почему нет (ошибся в выборе бумаги, выбрал не ту кисть и.т.д.).
Использование игрового персонажа – Мишки, в значительной степени усиливает интерес и желание ребенка заняться этим видом деятельности. Забота, желание помочь глупому Мишке, позаботиться о нем – все это способствует началу формирования таких нравственных определений, как доброта, забота, дружба, взаимопомощь.
Так, помогая Мишке, дети в младшей группе осваивают алгоритм организации рабочего места, учатся, следуя алгоритму деятельности, мыть детскую посуду (чашка), самостоятельно мыть руки, одеваться, раздеваться, поддерживать порядок в шкафчике.
В средней группе продолжают формироваться некоторые виды трудовой деятельности на уровне самостоятельности и творчества: ручной труд, мытье игрушек и кукол, стирка кукольной одежды, сервировка стола (дежурство по столовой).
Для формирования нравственных качеств, данные виды трудовой деятельности переносятся в игру. Появляются сюжетно – ролевые игры «Дочки – матери», «Детский сад», «Гости». В процессе игры, дети заботятся об игровом персонаже, проявляя свои знания, умения, чувства.
Труд в среднем дошкольном возрасте слит с игрой, игровые мотивы значительно более действенны, чем трудовые. Однако, отмечено, что у детей среднего дошкольного возраста появляется стремление к самостоятельности, а это в свою очередь, позволяет сделать новые шаги к освоению трудовой деятельности, развитии всех 5-и компонентов, повышении качества каждого трудового действия.
При обучении детей сервировке стола – дежурство по столовой (вторая половина года) – так же используется игровой прием – игра «Трик, трак, не так». Мотивацией данной деятельности является стремление позаботиться о дружочках, своих товарищах, показать свою самостоятельность и ответственность за взятое на себя дело.
Следуя данному мотиву, дети становятся настойчивее, терпеливее, появляется чувство собственного достоинства и уважения к чужому труду.
В старшем дошкольном возрасте данные виды труда (самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой) переходят в форму самовыражения ребенком нравственного воспитания.
Через индивидуальные и подгрупповые занятия осваиваются разные формы организации трудовой деятельности: труд рядом, поручения, дежурство и коллективный труд (в бригадах, цехами), где одними из главных задач являются – сотрудничество и умение планировать и прогнозировать свою деятельность.
С помощью наблюдений за трудом взрослых, чтения книг, рассказов из жизни взрослых (педагогов и родителей), занятий – бесед, дети открывают для себя то, что трудовая деятельность – это система взаимосвязанных компонентов и что от результата труда одного человека будет зависеть результат труда другого.
Полученные знания отражаются в таких сюжетно – ролевых играх, как «Прачечная», «Столовая», «Ферма», «Садоводы», «Столовая» и др.
Одновременно детям дается понимание общественной ценности труда, для восприятия любого предмета, окружающего ребенка, как результата труда людей разных профессий и проявления к нему (труду другого) таких качеств, как бережливость и уважение.
Кроме представленных видов труда, так же проводится работа и по труду в природе, ручному труду (работа с бумагой, нитками, тканью), где у детей появляются определенные успехи и формируются нравственные качества.
Планируемые результаты ребенка – выпускника «Детского сада – дома радости»: Применяет системные знания о трудовом процессе на уровне графического моделирования, переносит их как способ познания на другие виды деятельности. Владеет разными видами труда на уровне самостоятельности, способен адекватно оценивать полученный им результат. По собственной инициативе включается в разные формы трудовой деятельности (поручение, дежурство, коллективный труд, бригадный труд) и сам находит партнеров для исполнения их совместно. Стремится научиться быть «менеджером-бригадиром» бригады в совместном труде и овладевает умением подчиняться задачам, которые ставит сверстник «бригадир». Владеет рефлексией и адекватной самооценкой полученного результата (продукта) осуществленной деятельности.
Таким образом, развитое чувство справедливости, повышенное чувство ответственности и аккуратное выполнение принятых на себя обязательств, вот тот набор качеств, который должен развиться в ребенке к моменту поступления в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...
Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...
Консультация для педагогов на тему: «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности ребёнка»
Материал предназначен для педагогов детских садов....
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия на сегодняшний день, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поко...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка....
Выступление на педагогическом совете: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников в игре» (из опыта работы)
Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников:-...
Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности ребенка
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Трудо...