Программа дополнительного образования кружок "Любознайка"-поисково исследовательская деятельность
опыты и эксперименты (средняя группа)
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 463.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1.Пояснительная записка | Стр. 2-4 |
1.1.1. Цель и задачи по реализации программы дополнительного образования | Стр. 4 |
1.1. 2 Принципы формирования Программы | Стр.4-5 |
1.1.3. Планируемые результаты освоения Программы | Стр. 5 |
| |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
| Стр. 5-6 |
| Стр. 6-10 |
| Стр. 10-12 |
III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
| Стр.12 |
Приложение 1. Перспективный план | Стр.12 Стр.13 |
Приложение 2. Мониторинг | Стр. 13 - 20 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа кружка «Любознайка» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – Ф3, а также:
- Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. №1155);
- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.06 г. №06 – 1844 о «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»- Сан ПиН 2.4.1. 3049 – 13 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
- Уставом МБДОУ, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования «Селенгинский район» г. Гусиноозерска от 23.12.2015 г. №524;
- Конвенцией о правах ребенка». Принята резолюцией 44 \25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
- Основной образовательной программой ДОО.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает) ;
• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему? » и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или
объекта природы (цвет, форма, величина) ; мнется, ломается; высоко – низко; далеко – близко; мягкий - твердый - теплый и т. д.) .
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Актуальность:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н.
Подъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Новизна:
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
1.1.1. Цель и задачи по реализации Программы дополнительного образования.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
*Развивающая:
1) развивать инициативу, активность, самостоятельность;
2)развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект
3)расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
*Образовательная:
1)формировать у детей знания о живой и неживой природе;
2) Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
3) Обогащать словарь и развивать речь детей младшего дошкольного возраста.
*Воспитательная:
1)воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе; 2)воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
3)привлечение родителей к совместной деятельности.
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).
• О человеке.
• О предметном мире.
Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Приёмы реализации рабочей программы:
Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- решение проблемных ситуаций;
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Возраст детей 3-4 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы:
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения) ;
Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному) ;
Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;
Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком: навыкам игры с ребенком; изменения отношения к собственному ребенку через игру в сторону понимания и принятия; развитие творческих способностей взрослых; вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.
Основное содержание исследований:
*О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево) .
*О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.) .
*О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа) .
*О человеке.
*О предметном мире.
ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА
Занятия кружка проводятся I раз в неделю:
четверг - во второй половине дня.
Время работы: 16.30 – 16.45 ч
Количество детей : 16 человек
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:
*активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
*быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
* интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
*подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
*радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
*задает вопросы поискового характера: Почему? Зачем? Для чего?
*активно познает и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма),характер поверхности, материал из которого сделан предмет, способы его использования
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Сентябрь.
1. «Почему осенью бывает грязь»
Цель: Знакомство со свойствами почвы.
2. «Играем с песком»
Цель: Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка.
3. «Солнечные лучики»
Цель: Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем.
4. «Что в коробке»
Цель: Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча.
Октябрь
1. «Каменная дорога»
Цель: Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.
2. «Кто живет в воде.
Цель: Развитие познавательного интереса и воображения.
3. «Вкусная водичка»
Цель: Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять.
4. «Волшебная вода»
Цель: Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.
Ноябрь
- «Плыви, плыви кораблик»
Цель: Знакомство со свойствами воды и бумаги.
2. «Чудо бумага»
Цель: Расширение знаний детей о различных видах бумаги.
3. «Горячо – холодно»
Цель: Определение температуры веществ и предметов.
4. «Теремок»
Цель: Знакомство детей с деревом.
Декабрь
1.«Льдинки разноцветные, яркие, приметные»
Цель: Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.
2. «Мороз и солнце день чудесный»
Цель: Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Ледовая фантазия»
Цель: Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле) .
4. «Ветер, ветер, ветерок»
Цель: Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение опреде-лять силу ветра.
Январь
1. «Да здравствует мыло душистое»
Цель: Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования.
- «Снег – снежок»
Цель: Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду.
3. «Следы на снегу»
Цель: Пополнение знаний детей о плотности снега.
Февраль
- «Мои глаза»
Цель: Формирование представлений о глазах человека, о значении в на-шей жизни.
2. «Носики – курносики сопят»
Цель: Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.
3. «Для чего мне нужен язычок? »
Цель: Формирование представлений детей о языке человека, его значении.
4. «Держим ушки на макушке»
Цель: Формирование представлений об органе слуха – ухе.
Март
- «Что лучше бумага или ткань»
Цель: Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.
2. «Тарелочка из глины»
Цель: Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами.
3. «Бантик из бумаги и ткани»
Цель: Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить) .
4. «В гостях у Красной Шапочки»
Цель: Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.
Апрель
1.«Тонет – не тонет»
Цель: Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут.
2. «Витамины на окне»
Цель: Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.
3.«Весенняя веточка»
Цель: Наблюдение за появлением листочков на веточке.
4. «Что в пакете? »
Цель: Знакомство со свойствами воздуха.
Май
- «Мыльные пузыри»
Цель: Закрепление представлений о свойствах воздуха.
2. «Живое - не живое»
Цель: Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.
3.Итоговое занятие
Цель: Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач.
4. Мониторинг, презентация.
Сотрудничество с семьей:
1.Анкетирование родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.
1). В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?
2). С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?
3). Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).
4). Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?
5). Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)?
2.Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;
3.Поместить статью на информационный стенд «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
4. Семинар – практикум Опытническая и экспериментальная деятельность детей младшего возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2007
4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
5.Мартынова Е.А. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с..
6.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: АРКТИ,2005.
7. Смирнова Т.В. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) – Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...

Программа кружка по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе
quot;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам!" Ральф У. Эмерсон...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП)
Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в старшей группе «Весёлая математика»
Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в подготовительной группе «Весёлая математика»
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

Программа по самообразованию «Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников»
Программа по самообразованию....