Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в подготовительной группе «Весёлая математика»
материал по математике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnaya_gruppa.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования «Плесецкий район»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Савинская средняя школа»
структурное подразделение дошкольного образования
«Детский сад «Солнышко»
ПРИНЯТА протокол заседания Педагогического совета СП ДО «Солнышко» от ___________№ ____ | УТВЕРЖДЕНА Приказом от _____________№ ________ | |
Программа дополнительного образования
по познавательно-исследовательской деятельности
(РЭМП)
в подготовительной группе
«Весёлая математика»
Срок реализации программы: 2020-2021 г.
Автор-составитель:
Воспитатель : Москалёва Н.Ю.
Рецензенты:
Заместитель директора по дошкольному образованию Бондаренко Т.С.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………….3
2.Актуальность………………………………………………….3
3.Возрастные особенности детей 6-7 лет……………….........4
4.Цель программы………………………………………...........6
5.Задача программы…………………………………………….6
6.Форма организации……………………………………….…..7
7.Ожидаемые результаты…………………………………........7
8.Работа с родителями…………………………………………..8
9.Форма работы………………………………………………….8
10.ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД ………..8
11.Срок реализации………………………………………………11
12.Перспективное планирование …………………………........11
13.Используемая литература…………………………………....15
1.Пояснительная записка.
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Использование стихов, загадок, сказок способствуют развитию у детей памяти, логического мышления, а упражнения на штриховку и печатание цифр по клеточкам – укреплению мелкой моторики и координации движений рук, что очень важно для детей, готовящихся к школе.
2.Актуальность
Актуальность программы состоит в том, что данная программа способствует развитию у дошкольников памяти, внимания. Логического мышления, математических представлений посредством занятий в коллективе. Новизна программы заключается в том, что предлагаемые детям знания даются через комплекс дидактических игр и упражнений, в работе используются увлекательная проблемно игровая деятельность.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию старших школьников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
3.Возрастные особенности детей 6-7лет
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями.
Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др.
Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин).
Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом.
Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму. Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.
У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.
Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени.
К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево —направо», «вперед —назад» и т. п. Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени.
К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости.
Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево —направо», «вперед —назад» и т. п. Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
Математические знания стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Фактически, основная цель дошкольного образования в области математики -развитие интеллекта ребенка, его мышления. Полноценное развитие последнего невозможно без формирования известной логической культуры, поскольку логика -это универсальный элемент мышления.
Приемы анализа и синтеза, умозаключения, полученные путем сопоставления известных фактов и явлений, искусство построения гипотез, ясных и стройных доказательств, различение известного и неизвестного и много другое человек осваивает в значительной мере именно благодаря изучению математики.
Развитию навыков рационального мышления и корректного выражения мыслей, а также интуиции способствует опыт, приобретаемый по ходу решения математических задач. Кроме того, математика стимулирует воображение, она своего рода путь к первым опытам научного творчества. Что в конечном итоге способствует пониманию научной картины мира.
Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
В подготовительной группе необходимо содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовить детей к школе. Для этого нужно углублять и расширять знания детей о количестве, величине, форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени.
4.Цель программы
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
5.Задачи программы
Образовательные:
-Сформировать у детей старшего дошкольного возраста базисные математические представления;
-Активизировать речь элементарными математическими терминами;
-Стимулировать к активному использованию знаний и умений, полученных на занятиях по ФЭМП.
Развивающие:
Развиватьмыслительныеоперации(анализисинтез,сравнения,обобщение,классификация,аналогия);
-Развивать наблюдательность, настойчивость и находчивость;
-Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
-Способствовать стремлению к достижению положительного результата.
Воспитательные:
-Воспитыватьу детей потребность к сотрудничеству, взаимодействию, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
-Воспитывать аккуратность, трудолюбие, желание добиваться успеха.
6.Форма организации
подгрупповая
проводится 1 раза в неделю во второй половине дня
7.Ожидаемые результаты:
К концу года дети смогут:
1. сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала
и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого. Умение
использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
2. выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе
предметных действий.
3. записывать сложение и вычитание при помощи знаков +,-,=.
4. использовать числовой отрезок для присчитывания и
отсчитывания одной или нескольких единиц.
5. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему
(вместимости), площади.
6. практически измерять длину, массу и объем различными мерками
(шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах
измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
7. наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником,
овалом узнавать и называть другие геометрические
тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
8. по заданному образцу конструировать из простых фигур более
сложные фигуры.
9. различать отрезок, кривую, прямую линию
10. называть двузначные и однозначные числа
11.работать с десятками.
12.Умение называть четные и нечетные числа
8.Работа с родителями
- родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.
9.Форма работы
консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.
В конце учебного года провести опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.
10. Программные задачи на учебный год
Количество и счёт
Закреплять:
- умение писать цифры от 1 до 10;
- представление о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств;
- умение делать из неравенства равенство.
Продолжать учить:
- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
- понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счёта;
- сравнивать группы разнородных предметов;
- отгадывать математические загадки;
- записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;
- правильно использовать и писать математические знаки плюс, минус. равно, больше, меньше;
- сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
- устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
- решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;- решать логические задачи.
Учить:
- считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке;- определять место того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;
- различать количественный и порядковый счёт в пределах десяти;
- различать количественный и порядковый счёт в пределах двадцати, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счёту?;
- совершать количество движений по названному числу.
Продолжать знакомить:
- с составлением числа из двух меньших (до 10);
- стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).
Знакомить:
- с числами от одиннадцати до двадцати и новой счётной единицей – десятком;
- числами второго десятка и их записью.
Величина
Продолжать учить:
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте, употреблять сравнения (большой,
меньше, ещё меньше, самый маленький; высокий,ниже, ещё ниже, самый низкий и др.), развивать глазомер;
- делить предмет на 2, 4, 6. 8 частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
Учить:
- измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;
- изображать отрезки заданной длины с помощью линейки. Геометрические фигуры
Закреплять:
- знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция); знакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник);
- умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Продолжать учить:
- рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;
- выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры;
- преобразовывать одни фигуры в другие путём складывания, разрезания.
Учить:
- классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);
- называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, углы).
Ориентировка во времени
Задачи:
- закреплять и углублять представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах;
- продолжать учить устанавливать различные временные отношения;- знакомить с часами (стрелки, циферблат);
- учить определять время с точностью до получаса. Ориентировка в пространстве
Задачи:
- упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;- продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Закреплять умения:
- ориентироваться на листе бумаги;
- определять словом положение предмета относительно себя, другого лица (справа, слева, впереди, сзади).
11.Срок реализации:
3 года
2018-2019 г. г.- средняя группа
2019-2020 г. г.- старшая группа
2020-2021 г.г.- подготовительная группа
Длительность занятий:
Средняя группа 15 – 20 минут
Старшая группа 20-30 минут
Подготовительная группа 30-40 минут
12.Перспективное планирование старшая группа
№ | Тема и цели занятия кружковой работы | Используемая литература, страница | |
СЕНТЯБРЬ | |||
I-неделя | Диагностика | ||
II-неделя | Занятие № 1 Цели: Числа от 1 до10; математическая загадка; знаки больше, меньше; работа со счётными палочками. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. | Стр2-3 | |
III-неделя | Занятие № 2 Цели: Знаки +,=,-; математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги. | Стр4-5 | |
IV-неделя | Занятие № 3 Цели: Счёт по образцу и названному числу; независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение предметов с фигурами. Части суток. | Стр 6-7 | |
ОКТЯБРЬ | |||
I-неделя | Занятие № 4 Цели: Знаки больше, меньше, равно; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших. Треугольник, трапеция. | Стр 8-9 | |
II-неделя | Занятие № 5 Цели: Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ознакомление с часами. | Стр 10-11 | |
III-неделя | Занятие № 6 Цели: Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Дни недели. Положение предметов по отношению к себе и другому лицу. | Стр12-13 | |
IV-неделя | Занятие № 7 Цели: Порядковый счёт, счёт по названному числу; состав числа из двух меньших. Овал. Установление связей и зависимости. | Стр 14-15 | |
ноябрь | |||
I-неделя | Занятие № 8 Цели: Арифметические задачи; решение примеров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги. | Стр 16-17 | |
II-неделя | Занятие № 9 Цели: Цифры от 1 до9; числа 10, 11.Часы; определение времени. | Стр 18-19 | |
III-неделя | Занятие № 10 Цели: Независимость числа от пространственного расположения предметов; математическая загадка, отношение между числами; состав числа из двух меньших. | Стр 20-21 | |
IV-неделя | Занятие № 11 Цели: Число12. Дорисовывание кругов. Определение времени на часах. Дорисовка недостающего предмета. | Стр 22-23 | |
декабрь | |||
I-неделя | Занятие №12 Цели: Отношение между числами; математическая загадка; состав числа из двух меньших. Измерение длины отрезка. Осенние месяца. | Стр 24-25 | |
II-неделя | Занятие №13 Цели: Число 13, математическая задача, решение примеров. Рисование в тетради в клетку. Разделение предмета на части. | Стр 26-27 | |
III-неделя | Занятие №14 Цели: Число 13, математическая задача, решение примеров. Рисование в тетради в клетку. Разделение предмета на части. | Стр 28-29 | |
IV-неделя | Занятие №15 Цели: Решение примеров, знаки +, -; соответствие между цифрой и количеством предметов. Выше, глубже. Элементы треугольника. Сравнение, установление последовательности событий. | Стр 30-31 | |
январь | |||
II-неделя | Занятие №16 Цели: Число14. Дни недели. Сравнение, установление последовательности событий. | Стр 32-33 | |
III-неделя | Занятие №17 Цели: Счёт по образцу и названому числу; арифметическая задача, состав числа из двух меньших. Дорисовывание прямоугольника. | Стр 34-35 | |
IV-неделя | Занятие №18 Цели: Число 15; соотнесение количества предметов с цифрой. Рисование символического изображения кошки. | Стр 36-37 | |
февраль | |||
I-неделя | Занятие №19 Цели: Числа от 1 до 15; решение примеров. Дорисовывание овалов. Установление связей и зависимостей. | Стр 38-39 | |
II-неделя | Занятие №20 Цели: Число 16.Измерение линейкой. Определение времени по часам. Установление связей и зависимостей. | Стр 40-41 | |
III-неделя | Занятие №21 Цели: Математическая загадка; знаки +,-, состав числа из двух меньших. Дорисовывание треугольника. | Стр 42-43 | |
IV-неделя | Занятие №22 Цели: Число 17; решение примеров; счёт по образцу и названному числу. Часы. Поиск недостающей фигуры. | Стр 44-45 | |
март | |||
I-неделя | Занятие №23 Цели: Число 17. Символическое изображение собачки. Ориентировка на листе бумаги. | Стр 46-47 | |
II-неделя | Занятие №24 Цели: Число 18; состав числа из двух меньших, счёт по названому числу. Вершины, стороны, углы. Поиск недостающей фигуры. | Стр 48-49 | |
III-неделя | Занятие №25 Цели: Число 18, решение примеров. Времена года. Ориентировка на листе бумаги. | Стр 50-51 | |
IV-неделя | Занятие №26 Цели: Число 19; состав числа из двух меньших чисел. Сравнение предметов по величине. Установление последовательности событий. | Стр 52-53 | |
апрель | |||
I-неделя | Занятие №27 Цели: Число 19. Измерение линейкой. Дорисовывание квадратов. | Стр 54-55 | |
II-неделя | Занятие №28 Цели: Число 20; решение примеров, задачи. Установление связей и зависимостей. | Стр 56-57 | |
III-неделя | Занятие №29 Цели: Решение арифметической задачи; решение примеров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги; работа в тетради в клетку. Установление связей и зависимостей. | Стр 58-59 | |
IV-неделя | Занятие №30 Цели: Знаки +,-; математическая загадка; соотнесение количества предметов с цифрой. Измерение линейкой. Определение времени на часах. | Стр 60-61 | |
май | |||
I-неделя | Занятие №30 Цели: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Дни недели. | Стр 62-63 | |
II-неделя | Занятие №31 Цели: Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому лицу. Установление связей и зависимостей. | Стр 64 | |
III-неделя | Диагностика | ||
IV-неделя | Диагностика |
Используемая литература
Е.В. Колесникова ПРОГРАММА «Математические ступеньки»
Е.В. Колесникова «Математика для детей 6-7 лет»
Е.В. Колесникова «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....
Занятие № 9 по сказке «Гуси-лебеди» программа дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе «Весёлая математика»
Презентация к занятию по программе дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе "Веселая математика". Презентация содержит макросы. Выполнена на шаблоке DragAndDrop.ppt. Может использ...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Перпективный план агробизнес-образования и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников ( старшая группа)
Мы готовим детей к труду, чтобы они были хозяевами на земле....
Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП)
Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...
Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в старшей группе «Весёлая математика»
Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...