Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в подготовительной группе «Весёлая математика»
материал по математике (подготовительная группа)

Москалева Наталья Юрьевна
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования «Плесецкий район»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Савинская средняя школа»

структурное подразделение дошкольного образования

«Детский сад «Солнышко»

ПРИНЯТА

протокол заседания

Педагогического совета

СП ДО «Солнышко»

от ___________№ ____

УТВЕРЖДЕНА

Приказом

от _____________№ ________

Программа  дополнительного образования

по познавательно-исследовательской деятельности

(РЭМП)

в подготовительной  группе

«Весёлая математика»

Срок реализации программы: 2020-2021 г.

Автор-составитель:

Воспитатель : Москалёва Н.Ю.

Рецензенты:

Заместитель директора по дошкольному образованию  Бондаренко Т.С.

                                                     

                                                 Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………….3

2.Актуальность………………………………………………….3

3.Возрастные особенности детей 6-7 лет……………….........4

4.Цель программы………………………………………...........6

5.Задача программы…………………………………………….6

6.Форма организации……………………………………….…..7

7.Ожидаемые результаты…………………………………........7

8.Работа с родителями…………………………………………..8

9.Форма работы………………………………………………….8

10.ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД ………..8

11.Срок реализации………………………………………………11

12.Перспективное планирование …………………………........11

13.Используемая литература…………………………………....15

1.Пояснительная записка.

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Использование стихов, загадок, сказок способствуют развитию у детей памяти, логического мышления, а упражнения на штриховку и печатание цифр по клеточкам – укреплению мелкой моторики и координации движений рук, что очень важно для детей, готовящихся к школе.

2.Актуальность

Актуальность программы состоит в том, что данная программа  способствует развитию у дошкольников памяти, внимания. Логического мышления, математических представлений посредством занятий в коллективе. Новизна программы заключается в том, что предлагаемые детям знания даются через комплекс дидактических игр и упражнений, в работе используются увлекательная проблемно игровая деятельность.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию старших школьников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

3.Возрастные особенности детей 6-7лет

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

 Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями.

Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др.

 Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин).

Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом.

 Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму. Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.

У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

 Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

 К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени.

К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево —направо», «вперед —назад» и т. п. Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

 К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени.

К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости.

 Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево —направо», «вперед —назад» и т. п. Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

 Математические знания стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Фактически, основная цель дошкольного образования в области математики -развитие интеллекта ребенка, его мышления. Полноценное развитие последнего невозможно без формирования известной логической культуры, поскольку логика -это универсальный элемент мышления.

 Приемы анализа и синтеза, умозаключения, полученные путем сопоставления известных фактов и явлений, искусство построения гипотез, ясных и стройных доказательств, различение известного и неизвестного и много другое человек осваивает в значительной мере именно благодаря изучению математики.

Развитию навыков рационального мышления и корректного выражения мыслей, а также интуиции способствует опыт, приобретаемый по ходу решения математических задач. Кроме того, математика стимулирует воображение, она своего рода путь к первым опытам научного творчества. Что в конечном итоге способствует пониманию научной картины мира.

 Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

В подготовительной группе необходимо содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовить детей к школе. Для этого нужно углублять и расширять знания детей о количестве, величине, форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени.

4.Цель программы

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

5.Задачи программы

Образовательные:

-Сформировать у детей старшего дошкольного возраста базисные математические представления;

-Активизировать речь элементарными математическими терминами;

-Стимулировать к активному использованию знаний и умений, полученных на занятиях по ФЭМП.

Развивающие:

Развиватьмыслительныеоперации(анализисинтез,сравнения,обобщение,классификация,аналогия);

-Развивать наблюдательность, настойчивость и находчивость;

-Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

-Способствовать стремлению к достижению положительного результата.

 Воспитательные:

-Воспитыватьу детей потребность к сотрудничеству, взаимодействию, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

-Воспитывать аккуратность, трудолюбие, желание добиваться успеха.

6.Форма организации

подгрупповая

проводится 1 раза в неделю во второй половине дня

7.Ожидаемые результаты: 

   К концу года дети смогут:

1.   сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала

и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого. Умение

использовать для записи сравнения знаки >, <, =.

2.  выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе

предметных действий.

3.   записывать сложение и вычитание при помощи знаков +,-,=.

4.   использовать числовой отрезок для присчитывания и

отсчитывания одной или нескольких единиц.

5.  Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему

(вместимости), площади.

6.   практически измерять длину, массу и объем различными мерками

(шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах

измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

7.   наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником,

овалом узнавать и называть другие  геометрические

тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в

окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

8.  по заданному образцу конструировать из простых фигур более

сложные фигуры.

9. различать отрезок, кривую, прямую линию

10. называть двузначные и однозначные числа

11.работать с десятками.

12.Умение называть четные и нечетные числа

8.Работа с родителями

- родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.

9.Форма работы

консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.

В конце учебного года провести опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.

10. Программные задачи на учебный год

Количество и счёт

Закреплять:

- умение писать цифры от 1 до 10;

- представление о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств;

- умение делать из неравенства равенство.

Продолжать учить:

- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;

- понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счёта;

- сравнивать группы разнородных предметов;

- отгадывать математические загадки;

- записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;

- правильно использовать и писать математические знаки плюс, минус. равно, больше, меньше;

- сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

- устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

- решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;- решать логические задачи.

Учить:

- считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке;- определять место того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;

- различать количественный и порядковый счёт в пределах десяти;

- различать количественный и порядковый счёт в пределах двадцати, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счёту?;

- совершать количество движений по названному числу.

Продолжать знакомить:

- с составлением числа из двух меньших (до 10);

- стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Знакомить:

- с числами от одиннадцати до двадцати и новой счётной единицей – десятком;

- числами второго десятка и их записью.

Величина

Продолжать учить:

- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте, употреблять сравнения (большой,

меньше, ещё меньше, самый маленький; высокий,ниже, ещё ниже, самый низкий и др.), развивать глазомер;

- делить предмет на 2, 4, 6. 8 частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

Учить:

- измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

- изображать отрезки заданной длины с помощью линейки. Геометрические фигуры

Закреплять:

- знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция); знакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник);

- умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

- рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

- выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры;

- преобразовывать одни фигуры в другие путём складывания, разрезания.

Учить:

- классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

- называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, углы).

Ориентировка во времени

Задачи:

- закреплять и углублять представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах;

- продолжать учить устанавливать различные временные отношения;- знакомить с часами (стрелки, циферблат);

- учить определять время с точностью до получаса. Ориентировка в пространстве

Задачи:

- упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;- продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Закреплять умения:

- ориентироваться на листе бумаги;

- определять словом положение предмета относительно себя, другого лица (справа, слева, впереди, сзади).

11.Срок реализации:

3 года

2018-2019 г. г.- средняя группа

2019-2020 г. г.- старшая группа

2020-2021 г.г.- подготовительная группа

Длительность занятий:

Средняя группа  15 – 20 минут

Старшая группа  20-30 минут

Подготовительная группа 30-40 минут

12.Перспективное планирование старшая группа

Тема и цели занятия кружковой работы

Используемая литература, страница

СЕНТЯБРЬ

I-неделя

Диагностика

II-неделя

Занятие № 1

Цели:  Числа от 1 до10; математическая загадка; знаки больше, меньше; работа со счётными палочками. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

Стр2-3

III-неделя

Занятие № 2

Цели: Знаки +,=,-; математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.

Стр4-5

IV-неделя

Занятие № 3

Цели: Счёт по образцу и названному числу; независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение предметов с фигурами. Части суток.

Стр 6-7

ОКТЯБРЬ

I-неделя

Занятие № 4

Цели: Знаки больше, меньше, равно; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших. Треугольник, трапеция.

Стр 8-9

II-неделя

Занятие № 5

Цели: Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ознакомление с часами.

Стр 10-11

III-неделя

Занятие № 6

Цели: Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Дни недели. Положение предметов по отношению к себе и другому лицу.

Стр12-13

IV-неделя

Занятие № 7

Цели: Порядковый счёт, счёт по названному числу; состав числа из двух меньших. Овал. Установление связей и зависимости.

Стр 14-15

ноябрь

I-неделя

Занятие № 8

Цели:  Арифметические задачи; решение примеров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги.

Стр 16-17

II-неделя

Занятие № 9

Цели: Цифры от 1 до9; числа 10, 11.Часы; определение времени.

Стр 18-19

III-неделя

Занятие № 10

Цели: Независимость числа от пространственного расположения предметов; математическая загадка,

 отношение между числами; состав числа из двух меньших.

Стр 20-21

IV-неделя

Занятие № 11

Цели: Число12. Дорисовывание кругов. Определение времени на часах. Дорисовка недостающего предмета.

Стр 22-23

декабрь

I-неделя

Занятие №12

Цели: Отношение между числами; математическая загадка; состав числа из двух меньших. Измерение длины отрезка. Осенние месяца.

Стр 24-25

II-неделя

Занятие №13

Цели: Число 13, математическая задача, решение примеров. Рисование в тетради в клетку. Разделение предмета на части.

Стр 26-27

III-неделя

Занятие №14

Цели: Число 13, математическая задача, решение примеров. Рисование в тетради в клетку. Разделение предмета на части.

Стр 28-29

IV-неделя

Занятие №15

Цели: Решение примеров, знаки +, -; соответствие между цифрой и количеством предметов. Выше, глубже. Элементы треугольника. Сравнение, установление последовательности событий.

Стр 30-31

январь

II-неделя

Занятие №16

Цели: Число14. Дни недели. Сравнение, установление последовательности событий.

Стр 32-33

III-неделя

Занятие №17

Цели: Счёт по образцу и названому числу; арифметическая задача, состав числа из двух меньших. Дорисовывание прямоугольника.

Стр 34-35

IV-неделя

Занятие №18

Цели: Число 15; соотнесение количества предметов с цифрой. Рисование символического изображения кошки.

Стр 36-37

февраль

I-неделя

Занятие №19

Цели: Числа от 1 до 15; решение примеров. Дорисовывание овалов. Установление связей и зависимостей.

Стр 38-39

II-неделя

Занятие №20

Цели: Число 16.Измерение линейкой. Определение времени по часам. Установление связей и зависимостей.

Стр 40-41

III-неделя

Занятие №21

Цели: Математическая загадка; знаки +,-, состав числа из двух меньших. Дорисовывание треугольника.

Стр 42-43

IV-неделя

Занятие №22

Цели:  Число 17; решение примеров; счёт по образцу и названному числу. Часы. Поиск недостающей фигуры.

Стр 44-45

март

I-неделя

Занятие №23

Цели: Число 17. Символическое изображение собачки. Ориентировка на листе бумаги.

Стр 46-47

II-неделя

Занятие №24

Цели: Число 18; состав числа из двух меньших, счёт по названому числу. Вершины, стороны, углы. Поиск недостающей фигуры.

Стр 48-49

III-неделя

Занятие №25

Цели: Число 18, решение примеров. Времена года. Ориентировка на листе бумаги.

Стр 50-51

IV-неделя

Занятие №26

Цели: Число 19; состав числа из двух меньших чисел. Сравнение предметов по величине. Установление последовательности событий.

Стр 52-53

апрель

I-неделя

Занятие №27

Цели: Число 19. Измерение линейкой. Дорисовывание квадратов.

Стр 54-55

II-неделя

Занятие №28

Цели: Число 20; решение примеров, задачи. Установление связей и зависимостей.

Стр 56-57

III-неделя

Занятие №29

Цели: Решение арифметической задачи; решение примеров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги; работа в тетради в клетку. Установление связей и зависимостей.

Стр 58-59

IV-неделя

Занятие №30

Цели: Знаки +,-; математическая загадка; соотнесение количества предметов с цифрой. Измерение линейкой. Определение времени на часах.

Стр 60-61

май

I-неделя

Занятие №30

Цели: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Дни недели.

Стр 62-63

II-неделя

Занятие №31

Цели: Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому лицу. Установление связей и зависимостей.

Стр 64

III-неделя

Диагностика

IV-неделя

Диагностика

Используемая литература

Е.В. Колесникова ПРОГРАММА  «Математические ступеньки»

Е.В. Колесникова «Математика для детей 6-7 лет»

Е.В. Колесникова «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....

Занятие № 9 по сказке «Гуси-лебеди» программа дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе «Весёлая математика»

Презентация к занятию по программе дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе "Веселая математика". Презентация содержит макросы. Выполнена на шаблоке DragAndDrop.ppt. Может использ...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП)

Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в старшей группе «Весёлая математика»

Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...