Особенности поддержки игры в образовательной деятельности детского сада.
консультация (средняя группа)
Ребенок раннего возраста в игре в основном манипулирует с предметами, далее происходит использование предметов-заместителей в игре, появляется символическая игра, простые сюжеты, затем (начиная со второй младшей, средней группы) рождается сюжетно-ролевая игра, развернутая сюжетно ролевая игра, игра с правилами, режиссерская игра высшего уровня. В игре дошкольник развивает умение чувствовать, мыслить, осознавать свои чувства, учится занимать позицию другого, у ребенка появляется возможность выразить свой внутренний мир. После режиссерской игры следует образная игра – ребенок принимает на себя разные образы, отождествляет себя с разными персонажами. С помощью творческих проб происходит освоение культурных норм, ребенок учится справляться с собственными эмоциями, проигрывает опасные ситуации в безопасной для него игровой ситуации, овладевает своим поведением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_podderzhki_igry_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_detskogo_sada.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности поддержки игры в образовательной деятельности детского сада.
Игра играет огромную роль в развитии ребенка-дошкольника. Свободная игра – инициативная активность детей в среде, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Ребенок имеет свободы входа, выхода, осознает и реализует свой выбор, проигрывает важные для себя смыслы.
Ребенок раннего возраста в игре в основном манипулирует с предметами, далее происходит использование предметов-заместителей в игре, появляется символическая игра, простые сюжеты, затем (начиная со второй младшей, средней группы) рождается сюжетно-ролевая игра, развернутая сюжетно ролевая игра, игра с правилами, режиссерская игра высшего уровня. В игре дошкольник развивает умение чувствовать, мыслить, осознавать свои чувства, учится занимать позицию другого, у ребенка появляется возможность выразить свой внутренний мир. После режиссерской игры следует образная игра – ребенок принимает на себя разные образы, отождествляет себя с разными персонажами. С помощью творческих проб происходит освоение культурных норм, ребенок учится справляться с собственными эмоциями, проигрывает опасные ситуации в безопасной для него игровой ситуации, овладевает своим поведением.
Кроме этого, в игре происходит становление детской субъектности, ребенок в игре сам «режиссирует» игровые замыслы, проигрывает эмоционально значимые ситуации, присваивает нормы, преображает пространство и предметы.
Значимость игры для ребенка дошкольного возраста неоспорима, какие же условия необходимы для развитой игры?
- Достаточное время для развитой игры – от 1-1,5 часа в день (без перерыва).
- Игровое пространство обустроено таким образом, что дети имеют возможность построить домик, постройку для игры, выделить укромные уголки, при этом не мешая другим детям. Постройки не должны быть разрушены или изменены по причине режимных моментов – прогулки, обеда, сна. Оборудование группы должно быть подвижным, мобильным, легко изменяемым в соответствии с игровым замыслом.
- Игровые материалы – полифункциональные, превращаемые в различные объекты
- Игровая компетентность взрослого. Педагог обладает умением придумывать, подхватывать сюжет, охотно подыгрывает, чувствителен к партнеру (оценивает каждого ребенка и не «перетягивает» на себя роли, дает ребенку возможность играть, является помощником)
- Создание условий для естественной трансляции игровой культуры – походы в гости в другие группы, совместные прогулки и т.д.
Для организации собственной игры ребенка педагог должен создать необходимые условия:
- игровые центры насыщены разнообразными материалами, удобно обустроены, есть пространство для игры;
- воспитатель поддерживает свободную игру, помогает вводить вариации, находится в диалоге с детьми;
- воспитатель помогает обогащать игру – использует материалы и оборудование, чтобы что-то дорисовать, смастерить и т.д.
- воспитатель участвует в игре по сюжету детей, развивает детскую инициативу;
- воспитатель помогает детям включиться в игру – через ввод нового сюжета, интересного ребенку, через диалог в игре, через параллельную игру.
Поддержка игры в образовательной деятельности детского сада проявляется так же в степени и характере включенности взрослого в игру детей. Взрослый может выступать в роли «равноправного игрока», который дает образец ролевого поведения, создания и решения проблемной ситуации.
Взрослый может занимать позицию «помощника» - задавать вопросы на осмысление сюжета, ролевых взаимодействий в игре, необходимых атрибутов, организации пространства. Педагог может ненавязчиво подсказывать ребенку, указывать на идеи, расширяющие игру, акцентировать внимание на идеи других детей. Кроме этого, педагог-помощник указывает на возможности использования многофункционального материала, помогает в создании атрибутов игры своими руками и т.д.
Кроме этого, педагог может выступать в роли наблюдателя – анализирует игровую ситуацию, решает, требуется ли его включение.
В зависимости от возраста ребенка, его уровня развития инициативности в игре, педагог занимает ту или иную позицию. Чаще всего ребенку в игре требуется взрослый- «помощник», который будет способствовать воплощению игровых идей и замыслов ребенка в игре. Взрослый-партнер требуется детям раннего и младшего возраста, когда ребенок не имеет представления о игре, как о средстве.
Следует особенно отметить, что воплощение придуманного ребенком сюжета требует от окружающей предметной реальности наличия материалов, из которых можно сделать абсолютно все (многофункциональный материал) и наличия пространства ля реализации любой идеи ребенка (ребенок имеет возможность переносить героев игры в «другие миры»). Исходя из этого педагог должен особое внимание уделять созданию развивающей предметно-пространственной среды. Для стимуляции воображения нужно иметь: ширмы, разного цвета ткани, коробки, большие куски картона, которые можно резать, раскрашивать, крупный конструктор, деревянные доски, скрепляющие материалы (скотч, веревки, скрепки). Кроме этого, педагог должен разрешать трансформировать пространство для игры – переставлять, нагромождать, переворачивать какие-то крупные формы, помогающие изменить пространство.
Пример использования включения педагога в игру для поддержки воплощения игрового замысла детьми (на примере конкретной игровой темы).
Дети четырех лет играют в пикник. Поели и собрались ночевать. Придумали сделать палатку из столов и ткани. Девочки берут ткань и идут к столам.
- Вот на этот стол, - сказал мальчик.
Ткань большая, гладкая, соскальзывает со стола, дети не могут натянуть ее.
- Давайте я вам помогу, - воспитатель берет ткань и накидывает ее на два сдвинутых стола.
Дети радостно устремляются под столы. Всем там оказывается мало места, тесно и воспитатель спрашивает:
- Что же делать?
Два мальчика придвигают третий стол, девочка помогает расправить ткань палатки.
Костровой подходит к костру и обнимает его руками- защищает от разрушения, чтобы не задело столом, который как раз мимо костра двигают.
- Эй, вы слишком близко!
- Ребята, посмотрите, у вас костер очень близко к палатке, нужно его подальше переместить, - обращает внимание воспитатель.
Костровой и еще один мальчик передвигают костер на безопасное расстояние.
(пример из «Практики субъектности в образовании» М.М. Миркес, глава 1.2.3. Игра как место становления инициативности дошкольников, с.90)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты образовательной деятельности детского сада за 2010-2011 учебный год
Презентация содержит краткий отчёт о результатах работы детского сада за 2010-2011 учебный год. Презентация была представлена на Августовском совещании работников образования Осинского муниципа...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
Опыт работы детского сада....
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности детского сада
Сказкотерапия - очень интересный вид здоровьесберегающих технологий. Это «лечение» сказкой, которое используется для повышения внимания детей, развития эмоциональной отзывчивости, воображения, фантази...
Основы ФГОС ДО: вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей
Работа с родителями...
Модели образовательной деятельности детского сада с социальными партнерами
Материал из опыта работы с родителями и социальными партнерами по воспитанию маленького читателя...
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности детского сада
Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, ...
Деловая коллективная игра по проблемам формирования звуковой культуры речи детей в образовательной деятельности детского сада
Деловая коллективная игра по проблемам формирования звуковой культуры речи детей с воспитателями детского сада...