Особенности вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада
статья

Петрова Тамара Владимировна

Взаимодействие представляет собой двусторонний, двунаправленный процесс, в котором осуществляется обмен действиями, операциями и их вербальными и невербальными сигналами между участниками деятельности, это и обмен установок, эмоциональных состояний, смыслов, ценностей, то есть всего того, что оказывает влияние на внутренний мир человека. Эффективно организованное вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_petrova.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Тамара Владимировна

Воспитатель

МБДОУ детский сад № 126

г. Иркутск, Иркутская область

ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА

Аннотация: Взаимодействие представляет собой двусторонний, двунаправленный процесс, в котором осуществляется обмен действиями, операциями и их вербальными и невербальными сигналами между участниками деятельности, это и обмен установок, эмоциональных состояний, смыслов, ценностей, то есть всего того, что оказывает влияние на внутренний мир человека. Эффективно организованное вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Ключевые слова: Партисипативный подход, поиск согласия, индивидуальная и коллективная мудрость, действенное делигирование прав, вовлечение родителей.

На современном этапе многие авторы признают, необходимость включения родителей в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения (Е. П. Арнаутова [1], Т.Н. Доронова [2], О. Л. Зверева [3] В. П. Дуброва [4], А.А. Майер [5]), построенного на принципах активности, комплексности, проблемности, индивидуализации и рефлексии их результатов в условиях открытого педагогического пространства.

Вовлечение рассматривается ими в контексте активного участия родителей (законных представителей) воспитанников в различных мероприятиях ДОО как составляющая взаимодействия, а так же предполагает предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; развитие психолого-педагогической компетентности родителей, осуществление совместного и контроля и оценки результатов работы.

В основе вовлечение родителей в образовательное пространство лежит партисипативный подход, утверждающий необходимость поиска согласия, попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех членов группы; обеспечивающий совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий для их решения; создание установок, механизма улучшения сотрудничества между субъектами деятельности [6]. А так же проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения, разработанный Е.В.Бурмистровой [7], М.Р.Битяновой [8],  ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самостоятельности», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Таким образом, эффективно организованное вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Между тем О. С. Зверева, изучая проблему вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ пришла к выводу о том, что педагоги вовлекают родителей только преимущественно в досуговые мероприятия, тогда как другие мероприятия ими практически не используются [3]. А.А. Майер, О.И.Давыдова считают, что эффективное вовлечение позволит членам семьи стать прямыми участниками педагогического процесса, увеличить свой педагогический опыт, выявить неизвестные стороны своих детей, получить ощущение удовлетворенности от достигших результатов и успехов ребенка. В результате действуя согласовано, субъекты могут прийти к качественному образовательному процессу, обучению и развитию дошкольников [10].

Т.Н. Доронова [2], А.А. Майер [5], Е.П. Арнаутова [1], О.Л. Зверева [3] предлагают формы и методы плодотворного вовлечения семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Е.П. Арнаутова [32], О.Л. Зверева [3] раскрывают необходимость саморазвития воспитателей по проблеме привлечения и взаимодействия с родителями. В. А. Деркунская [6], Т.Н. Доронова [2], А.А.Майер [5], О.И.Давыдова [9] предлагают интерактивные и современные формы вовлечения родителей в образовательной пространство.

Несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблеме взаимодействия с семьей, на наш взгляд, недостаточно изучены и раскрыты особенности вовлечения родителей в образовательное пространство. В связи с этим проблема является актуальной.

На наш взгляд, вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада будет успешным при следующих, педагогических условиях:

1. если осуществлять повышение педагогической компетентности педагогов в этом направлении;

2. если одной из эффективных форм психолого-педагогического взаимодействия будет являться семейный клуб «Мы вместе», ориентированный на вовлечение родителей в разные формы его организации при этом процесс планирования деятельности клуба будет осуществляться совместно с родителями при положительной установке взаимодействующих сторон на совместную работу, осознание её целей и личностной заинтересованности;

3. если родители будут находиться в субъектной позиции и будут вовлечены в самостоятельное ведение некоторых форм образовательной деятельности.

Исследование осуществлялось на базе МБДОУ г. Иркутска детский сад
№ 126 в старших группах
.

В исследовании принимали участие 2 группы родителей детей старшего дошкольного возраста, которые составили 2 группы, контрольную и экспериментальную по 25 человек в каждой. В исследовании также принимали участие педагоги дошкольной организации в количестве 10 человек.

Изучение особенностей вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада осущесвлялось по следующим направлениям: компетентность педагогов в области вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада; открытость и удовлетворенность родителей в области вовлечения в образовательное пространство детского сада.

Для изучения первого направления использовались методики: опросник «Психолого-педагогическая компетентность педагога» (адаптированный вариант Т. Н. Доронова), «Удовлетворены ли вы…?» (автор Е.С.  Евдокимова), «Готовность к …» (автор Е. А. Забуслаева).

Для изучения второго направления исползовалась методики: Анкета для родителей по взаимодействию детского сада и семьи (адаптированный вариант Т. Н. Доронова); Опросник «Удовлетворены ли вы…?» (автор Т. Н. Доронова), Опросник для  родителей «Готовность к …» (автор Е. А. Забуслаева).

По результатам исследования, совокупности проведения всех методик, мы отнесли педагогов и родителей к уровням компетентности педагогов и открытости и удовлетворенности родителей в области вовлечения в образовательное пространство.

На высоком уровне находится 20% педагогов (2 чел.) и 24 % (6 чел.) родителей экспериментальной группы и 32% родителей (8 чел.) контрольной группы. На среднем 70% педагогов (7 чел.) и 60 % (15 чел.) родителей экспериментальной группы и 48 % родителей (12 чел.) контрольной группы. На низком уровне 10% педагогов (1 чел.) и 16% родителей экспериментальной группы и 20% родителей (6 чел.) контрольной группы.

Нами были выявлены следующие особенности:

- у педагогов специальный термин «вовлечение родителей» не используется, а заменяется как «пригласить», «попросить помощи»;

- педагоги имеют недостаточное представление о методах, приемах и технологиях вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ, хотя интуитивно понимают ее необходимость внедрения в ДОУ;

- педагоги частично удовлетворены качеством взаимодействия и вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ. Родители так же частично удовлетворены качеством взаимодействия с ДОУ;

- у части педагогов и родителей наблюдаются сложности во взаимоотношениях;

- педагоги частично готовы к вовлечению родителей в образовательное пространство ДОУ, это объясняется тем, что нет теоретической базы у педагогов по данной проблеме. Родители так же частично готовы, но считают, что этот процесс будет интересным и познавательным.

Таким образом, результаты диагностики показали, что родители и педагоги осознают проблему вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ, однако не все педагоги готовы осуществлять работу в данном направлении, в связи с этим необходимо вести целенаправленную работу с педагогами по повышению их компетентности по вопросам взаимодействия с родителями, и в ее рамках эффективного вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ.

Список литературы

  1. Арнаутова, Е.П., Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М., 2008. – 173 с.
  2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2007. – 298 с.
  3. Бурмистрова Е.В., Ситуации личностного развития как предметная деятельность психолога экстренной психологической помощи [Текст] / Е.В. Бурмистрова // Московский психотерапевтический журнал. - 2006. - №4. - С. 26-40.
  4. Давыдова, О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богословец, А. А. Майер – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
  5. Доронова, Т.Н. Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Т. Н. Доронова. М.: Линка-Пресс, 2001.
  6. Дуброва, В.П.  Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учеб. пособие [Текст] / В.П. Дуброва. - Минск.  2007. – 153 с.
  7. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. [Текст]/ Е.С. Евдокимова - М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
  8. 3верева, О.Л. Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями. Лекция [Текст] Повышение квалификации на рабочем месте. -Выпуск №1-.2011. -11с.
  9. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / А. А.  Майер // Управление ДОУ. – 2007. - № 1. – С. 8-14.
  10. Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета [Текст] / под ред. В. А. Деркунской. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 — 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение родителей в единое пространство детского развития

Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.(Е.А. Мухачёва). Актуальность проблемы Проблема взаимодействи...

Консультация для воспитателей: «Вовлечение в единое образовательное пространство «Детский сад — семья»

Консультация для воспитателей МКДОУ «Д/с №8» «Вовлечение в единое образовательное пространство «Детский сад — семья»Необходимо формировать позицию сотрудн...

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО САДА

Главным в работе любого ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Ус...

Проектная деятельность как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада

Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение....

Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»

1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду?  Да, сложно.  Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...

Отчет из опыта работы на тему «Вовлечение родителей в педагогический процесс детского сада, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом»

Вовлечение родителей в педагогический процесс детского сада, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом     Сегодня существует несколько критериев для опре...