ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
статья по теме
Опыт работы детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.
Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
- формировать основы безопасности жизнедеятельности;
- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Основные принципы работы
принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей
Система образовательной деятельности в детском саду по здоровьесбережению включает в себя след. мероприятия:
Физкультурно-оздоровительные:
НОД (В нашем детском саду реализуется Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.
Цель:
развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи:
Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;
Развивать способности к поисковой деятельности;
Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;
Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;
Повышать уровень произвольности действий детей;
Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;
Учить проявлять инициативу при придумывании различных вариантов тренажеров для оздоровления организма;
Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.
Этот долгосрочный проект помогает ребенку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, инструкторов по физической культуры, медсестры – делает проект более познавательным и ярким. Реализация проекта « Познай себя» помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.)
Этапы проекта
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. | 1. Вхождение в проблему. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. | 5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
прогулка с использованием подвижных игр
утренняя гимнастика
пальчиковая гимнастика
гимнастика для глаз
гимнастика в кроватках после сна (Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений: Разминка в постели и самомассаж, Игровые упражнения, Сюжетно-игровая гимнастика, Пробежки по массажным дорожкам.)
дыхательная гимнастика
точечный массаж (упрощённый вариант)
физкультминутки (или динамические паузы)
музыкотерапия (муз.сопровождение режимных моментов; муз. оформление фона НОД)
спортивные праздники и развлечения
тренажёры
плавание
коррекционная гимнастика
дополнительное образование (кружки)
Закаливающие:
прогулки на свежем воздухе
облегчённая одежда на занятиях
босохождение
ходьба по массажным коврикам (Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, дорожки здоровья, изготовленные из бросового материала с помощью родителей для профилактики нарушений осанки у детей и укрепления свода стопы, что позволяет проводить индивидуальную работу с детьми. )
световоздушные ванны (проветривание помещений;
прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. Наличие спортивных площадок позволяет проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе. В летний период в ДОУ организуется работа оздоровительных площадок по темам: •«Чистота – залог здоровья» •«Полезные советы Айболита» •«Изучаем свой организм» •«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Проводятся тематические недели: •«Хочу всё знать» •«Советы доктора Воды» •«Что я знаю о витаминах» Реализуются летние экологические проекты: •«Путешествие Капельки» •«Мир бабочек» •«Солнце, воздух и вода»)
умывание холодной водой
полоскание рта водой
Социально-психологическое благополучие ребенка:
сказкотерапия
игротерапия
релаксация
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
рефлексотерапия
тренинги
Валеологическое просвещение родителей.
оказание консультативной помощи;
информационные стенды;
выпуск тематических листовок.
Традицией детского сада стало проведение совместных спортивных праздников: «Мама, папа, я – спортивная семья!», которые способствуют воспитанию здорового образа жизни семьи.
(Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия всех заинтересованных сторон. осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило нам установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.)
Анализ нашей работы доказывает, что вследствие проводимых в ДОУ мероприятий по здоровьесбережению нам удается избегать повышения уровня заболеваемости детей.
Количество дней пребывания ребенком в детском саду в среднем за год
Динамика простудных заболеваний за 3 года
Диагностика уровня физического развития
Мы считаем, что созданная в нашем детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе.
Вывод: Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная как на классических так и на инновационных подходах способствует гармоничному физическому развитию детей ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Здоровьесберегающие технологии способствуют гармоничному физическому развитию детей...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему "Создание условий и использование инновационных подходов к здоровьесбережению в системе НОД и игровой деятельности"
Здоровый ребёнок – главная задача ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей к...
Аппликация в системе образовательной деятельности детского сада
Аппликация (от латинского applicatio — прикладывание) – вид изобразительной техники, при котором образ получается при помощи прикладывания или присоединения элементов и...
Лепка в системе образовательной деятельности детского сада
Лепка в системе образовательной деятельности детского сада...
Лепка в системе образовательной деятельности детского сада
Материал представляет информацио о сути занятий лепкой в детском саду, цели и задачах по программе "Детство" и "От рождения до школы". Представлены варианты реализации задач по леп...
Лепка в системе образовательной деятельности детского сада
Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И ...
Родительское собрание «Здоровьесберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада».
Цель: познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в нашем ДОУ.Задачи: 1. Показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего...