Сообщение "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности"
консультация
Разрешение проблемных ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и ребёнка при оптимальной самостоятельности дошкольника и под руководством воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
Сообщение
«Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности»
Воспитатель:
Петрова Светлана Юрьевна
высшая квалификационная категория
педагогический совет «Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях»
г.о. Электрогорск
28.02.2020 г.
Чтобы стимулировать познавательную активность детей и приучить их к самостоятельному поиску решения проблемы, необходимо создать проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудную для него задачу, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей при оптимальной самостоятельности дошкольников и под руководством воспитателя.
Проблемная игровая ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка, то есть ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей при максимальной активности своего интеллектуального и творческого потенциала. Благодаря помощи взрослого, ребенок справляется с проблемной ситуацией, обучаясь в зоне ближайшего развития, именно эта форма, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
В создании проблемной ситуации может присутствовать противоречие, то есть положение, при котором одно исключает другое. Например, в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть», которую знают дети, герои попадают в ситуацию: «Как перейти через реку?». Воспитатель просит помочь героям сказки. Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, из чего они сделаны, кто и как может спокойно переплыть реку.
В подтверждение этой гипотезы, дети опускают в тазик с водой соломку, надуваем и опускаем в воду воздушные шарики, находят в группе деревянные предметы и проверяют -тонут они или плавают.
Или другая ситуация: в руках у воспитателя два воздушных шара разной величины. Он ими играет для создания игровой ситуации, постановки задачи, и предлагает вспомнить сказочного героя, у которого улетел шарик. Это Пятачок. А почему эти шарики называют воздушными? А почему они не падают? А почему они разного размера? Дети дают свои ответы – предположения.
Дети надувают шары (доказательство того, что в них есть воздух) и зажимают пальцами, погружают шары «горлышком» в воду и постепенно разжимают пальцы. Воздух выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки.
Кто-то из детей может вспомнить, что видел такие пузырьки в аквариуме, когда приходил с мамой в детский сад, а если не вспомнит, то надо им помочь.
Проблемные ситуации можно спланировать, придумать, подготовив необходимый материал (но сценарий должен быть гибким), а можно житейскую ситуацию превратить в проблемную, связанную с жизнью детей.
Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и, в то же время, быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении.
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности).
Этапы постановки и решения проблемной образной ситуации:
1 – постановка, формулирование проблемы;
2 – актуализация знаний детей;
3 – выдвижение гипотез, предположений;
4 – выбор, проверка решения, обоснование гипотез;
5 – введение знаний в систему.
Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Применяя в практике метод проблемных ситуаций на основе технологии проблемного обучения у дошкольников возрастает интерес к элементарной познавательно – исследовательской деятельности; дети замечают и осознают противоречия в суждениях, используя разные проверки предположений; умело высказывают и отстаивают свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на занятиях с детьми 5-7 лет Фролова Р.З.
Проблемная ситуация на занятиях...
Тема: «По дороге с облаками» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельности
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельностиЗадачи:создать условия для развития познавательного интереса об облаках (познавательное ...
Примеры создания проблемных ситуаций на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Проблемную ситуацию на занятиях по развитию речи с дошкольниками можно создать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также мнений ве...
выступление: "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций в повседневной деятельности детей"
Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.В соответствии с принципами дошкольного образования, определенным...
«Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях.
Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.В соответствии с принципами дошкольного образования, определенным...
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...
"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)
quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...