Познавательно-исследовательская активность ребенка раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность путем создания проблемных ситуаций и экспериментирование.
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа)

Васильченко Ольга Владимировна

Развитие познавательной активности у детей важный вопрос  на сегодняшний день.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания окружающего мира.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛИ: Васильченко О.В. и Салтанова Н.А.

Слайд 2

Актуальность Развитие познавательной активности у детей важный вопрос на сегодняшний день. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания окружающего мира.

Слайд 3

Цель: в ызвать интерес детей к экспериментированию, расширить и углубить их знания и представления об окружающем мире. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей.

Слайд 4

ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: • Познакомить детей с некоторыми явлениями и свойствами неживой природы. • Познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экспериментов. • Формировать у детей навыки экспериментирования, умение делать простейшие выводы. РАЗВИВАЮЩИЕ: • Развивать игровой опыт каждого ребёнка. • Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мышление, воображение, речь. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: • Воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать. • Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость и аккуратность.

Слайд 5

Методы и приёмы СЛОВЕСНЫЙ: Вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово). НАГЛЯДНЫЙ: Наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности. ПРАКТИЧЕСКИЙ: Экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка. ИГРОВОЙ: Создание игровой ситуации, привлечение сказочных героев, смена деятельности. ПРИНЦИП ПОВТОРА Ко многим опытам и экспериментам надо возвращаться, предлагать рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях . Воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод.

Слайд 6

Темы для опытов и экспериментирования Вода Песок Воздух Бумага Ткань Природные и неприродные материалы

Слайд 7

Опыт №1 Тема: «Почему вода прозрачная?» Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Слайд 8

Опыт №2 Тема: «Как вода меняет цвет?» Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней красящих веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности. Оборудование: краска, две ёмкости с водой, различные мелкие предметы.

Слайд 9

Опыт №3 Тема: «Какой вкус у воды?» Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности .

Слайд 10

Опыт № 4 Тема: «Во что превращаются снег и лёд?» Цель: Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе. Оборудование: тарелочка, снег, лёд.

Слайд 11

Опыт № 5 Тема: «Какой бывает песок?» Цель: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Слайд 12

Опыт № 6 Тема: «Как отделить песок?» Цель: Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь. Оборудование: Различные сита, ведёрки, миски, совочки, песок сухой, ёмкость с крупой (горох) и песком.

Слайд 13

Опыт № 7 Тема: «Как рисовать песком?» Цель: Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к работам своих товарищей. Оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки для лепки.

Слайд 14

Опыт № 8 Тема: «Где находится воздух?» Цель: Дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Воспитывать интерес к опытнической деятельности. Оборудование: Ёмкость с водой, трубочки для коктейля.

Слайд 15

Опыт № 9 Тема: «Как образуются мыльные пузыри?» Цель: Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира. Оборудование: Мыльные пузыри.

Слайд 16

Опыт №1 0 Тема: «Как заставить лодочку плыть?» Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением( движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. Оборудование: Бумажные кораблики и лодочки-скорлупки грецкого ореха, ванночка с водой.

Слайд 17

Опыт №1 1 Тема: «Разноцветные лоскутки» Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря. Оборудование: кусочки ткани разной фактуры

Слайд 18

Опыт №1 2 Тема: «Свойства ткани» Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется). Оборудование: кусочки ткани разной фактуры

Слайд 19

Опыт №1 3 Тема: «Свойства ткани» Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (намокает). Оборудование: кусочки ткани, емкость с водой.

Слайд 20

Опыт №1 4 Тема: «Из чего состоит ткань» Цель: Объяснить детям, что ткань состоит из ниток. Оборудование: кусочки ткани из хлопка с бахромой, тарелочки.

Слайд 21

Опыт №1 5 Тема: «почему камешки тонут в воде?» Цель: формировать представления детей о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь между предметами, сортировать камушки по величине. Воспитывать интерес к играм с природным материалом.

Слайд 22

Опыт №1 6 Тема: «Тонет-не тонет» Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Оборудование: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, метала, мячи из этих материалов .

Слайд 23

Опыт №1 7 Тема: «Какими свойствами обладает мел?» Цель: Познакомить детей с о свойствами мела (твёрдый, но может крошиться, оставляет следы на разных предметах, может окрашивать песок, сырой не рисует). Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать причинно- следственные связи между предметами. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Оборудование: Мелки, доска для рисования, ёмкости с водой и пустая, кусочки ткани, тёмная бумага, ложка столовая.

Слайд 24

Опыт №1 8 Тема: «Волшебная бумага» Цель: Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами. Оборудование: цветная бумага, картон, салфетки, бархатная бумага, крепбумага .

Слайд 25

Опыт № 19 Тема: «Свойства бумаги» Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная. Оборудование: бумага разной плотности .

Слайд 26

Опыт № 20 Тема: «Свойства бумаги» Цель: Познакомить детей со свойством бумаги намокать. Оборудование: салфетки, емкость с водой.

Слайд 27

РЕЗУЛЬТАТЫ В ходе экспериментирования у детей сформировались первичные представления об элементарных опытах. Дети приобрели знания о снеге, льде, воздухе, бумаге, камнях и их свойствах, начали проявлять интерес к экспериментальной деятельности. Игры-эксперименты способствовали воспитанию у детей эмоционального настроя, любознательности, стремления к экспериментированию, развитию сенсорных навыков, мелкой моторики рук. У детей значительно увеличился словарный запас, сформировалось умение выстраивать простые предложения и делать элементарные выводы с помощью воспитателя. Дети стали более самостоятельными, научились сотрудничать с другими детьми.

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры

В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...

Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...