Познавательно-исследовательская активность ребенка раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность путем создания проблемных ситуаций и экспериментирование.
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа)
Развитие познавательной активности у детей важный вопрос на сегодняшний день.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_2_gruppa_eksperimentirovanie_1_wecompress.com_.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Развитие познавательной активности у детей важный вопрос на сегодняшний день. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания окружающего мира.
Цель: в ызвать интерес детей к экспериментированию, расширить и углубить их знания и представления об окружающем мире. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей.
ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: • Познакомить детей с некоторыми явлениями и свойствами неживой природы. • Познакомить с правилами безопасного поведения во время проведения экспериментов. • Формировать у детей навыки экспериментирования, умение делать простейшие выводы. РАЗВИВАЮЩИЕ: • Развивать игровой опыт каждого ребёнка. • Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мышление, воображение, речь. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: • Воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать. • Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость и аккуратность.
Методы и приёмы СЛОВЕСНЫЙ: Вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово). НАГЛЯДНЫЙ: Наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности. ПРАКТИЧЕСКИЙ: Экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка. ИГРОВОЙ: Создание игровой ситуации, привлечение сказочных героев, смена деятельности. ПРИНЦИП ПОВТОРА Ко многим опытам и экспериментам надо возвращаться, предлагать рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях . Воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод.
Темы для опытов и экспериментирования Вода Песок Воздух Бумага Ткань Природные и неприродные материалы
Опыт №1 Тема: «Почему вода прозрачная?» Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Опыт №2 Тема: «Как вода меняет цвет?» Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней красящих веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности. Оборудование: краска, две ёмкости с водой, различные мелкие предметы.
Опыт №3 Тема: «Какой вкус у воды?» Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности .
Опыт № 4 Тема: «Во что превращаются снег и лёд?» Цель: Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе. Оборудование: тарелочка, снег, лёд.
Опыт № 5 Тема: «Какой бывает песок?» Цель: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.
Опыт № 6 Тема: «Как отделить песок?» Цель: Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь. Оборудование: Различные сита, ведёрки, миски, совочки, песок сухой, ёмкость с крупой (горох) и песком.
Опыт № 7 Тема: «Как рисовать песком?» Цель: Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к работам своих товарищей. Оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки для лепки.
Опыт № 8 Тема: «Где находится воздух?» Цель: Дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. Воспитывать интерес к опытнической деятельности. Оборудование: Ёмкость с водой, трубочки для коктейля.
Опыт № 9 Тема: «Как образуются мыльные пузыри?» Цель: Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира. Оборудование: Мыльные пузыри.
Опыт №1 0 Тема: «Как заставить лодочку плыть?» Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением( движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. Оборудование: Бумажные кораблики и лодочки-скорлупки грецкого ореха, ванночка с водой.
Опыт №1 1 Тема: «Разноцветные лоскутки» Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря. Оборудование: кусочки ткани разной фактуры
Опыт №1 2 Тема: «Свойства ткани» Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется). Оборудование: кусочки ткани разной фактуры
Опыт №1 3 Тема: «Свойства ткани» Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (намокает). Оборудование: кусочки ткани, емкость с водой.
Опыт №1 4 Тема: «Из чего состоит ткань» Цель: Объяснить детям, что ткань состоит из ниток. Оборудование: кусочки ткани из хлопка с бахромой, тарелочки.
Опыт №1 5 Тема: «почему камешки тонут в воде?» Цель: формировать представления детей о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь между предметами, сортировать камушки по величине. Воспитывать интерес к играм с природным материалом.
Опыт №1 6 Тема: «Тонет-не тонет» Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Оборудование: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, метала, мячи из этих материалов .
Опыт №1 7 Тема: «Какими свойствами обладает мел?» Цель: Познакомить детей с о свойствами мела (твёрдый, но может крошиться, оставляет следы на разных предметах, может окрашивать песок, сырой не рисует). Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать причинно- следственные связи между предметами. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Оборудование: Мелки, доска для рисования, ёмкости с водой и пустая, кусочки ткани, тёмная бумага, ложка столовая.
Опыт №1 8 Тема: «Волшебная бумага» Цель: Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами. Оборудование: цветная бумага, картон, салфетки, бархатная бумага, крепбумага .
Опыт № 19 Тема: «Свойства бумаги» Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная. Оборудование: бумага разной плотности .
Опыт № 20 Тема: «Свойства бумаги» Цель: Познакомить детей со свойством бумаги намокать. Оборудование: салфетки, емкость с водой.
РЕЗУЛЬТАТЫ В ходе экспериментирования у детей сформировались первичные представления об элементарных опытах. Дети приобрели знания о снеге, льде, воздухе, бумаге, камнях и их свойствах, начали проявлять интерес к экспериментальной деятельности. Игры-эксперименты способствовали воспитанию у детей эмоционального настроя, любознательности, стремления к экспериментированию, развитию сенсорных навыков, мелкой моторики рук. У детей значительно увеличился словарный запас, сформировалось умение выстраивать простые предложения и делать элементарные выводы с помощью воспитателя. Дети стали более самостоятельными, научились сотрудничать с другими детьми.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...
Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры
В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...
Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...
План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...
«Развитие познавательной активности дошкольников младшего-среднего возраста через опытно-экспериментальную деятельность как инновационная технология образовательного процесса в ДОУ»
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день....