«Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях.
консультация (младшая группа)
Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.
В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_situatsii_na_zanyatiyah_pechat.docx | 6.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Красноярский Краевой дом ребенка №2
Выступление по теме:
Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях.
Педсовет:
«Педагогические условия для создания
проблемных ситуаций на занятиях.
Воспитатель: Атласова Анастасия Владимировна
Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.
В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования.
Наиболее эффективным способом построения модели образования для развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знания является проблемное обучение.
Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют.
Так что же такое проблема?
Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).
Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:
- привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
- побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
- помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:
- Возникает состояние интеллектуального затруднения;
- Возникает противоречивая ситуация;
- Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1) воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2) воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3) ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4) ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- постановка проблемных задач.
Плюсы проблемного обучения:
- Педагог является равноправным партнером;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами открывают новые знания и способы действия;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются
Проблемные ситуации можно создавать в повседневной деятельности дошкольников:
- Во время дежурства. У ребенка в руке ложки, вопрос как ты думаешь, хватит ли ложек на всех ребят? Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации.
- Во время прогулки: На прогулочном участке много воды что нам делать?
- Потерялась игра, есть только схема как ее найти. Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации.
- После прогулки: Всели дети положили варежки сушить? Дети предлагают свои варианты поиска ответов.
Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативной деятельности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...
Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Образовательная ситуация к занятию №16 «Линия характера (История книги)»
Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Блок № III «История в деталях» Образовательная ситуация к занятию...
Деловая игра для педагогов «Психолого-педагогические условия создания ситуации успеха»
конспект деловой игры для педагогов ДОУ...
Особенности психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям у старших дошкольников в рамках основного и дополнительного образования в детском саду.
Аннотация: в статье раскрывается опыт работы и возможности создания в детском саду психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям старших дошкольников, описаны методы, с...
Мастер-класс «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игре»
Детская инициатива в игре проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учи...
Сообщение "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности"
Разрешение проблемных ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и ребёнка при оптимальной самостоятельности дошкольника и под руководством воспитателя....
выступление: "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций в повседневной деятельности детей"
Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.В соответствии с принципами дошкольного образования, определенным...