Примеры создания проблемных ситуаций на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
консультация на тему
Проблемную ситуацию на занятиях по развитию речи с дошкольниками можно создать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также мнений великих людей, сказочных героев (Незнайки и Знайки например) и мнений самих дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_situatsii.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры создания
проблемных ситуаций на занятиях
по развитию речи
с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила:
учитель – логопед МЛОУ
ДС КВ «Цветок Уренгоя»
Хайбуллина А.М.
Проблемную ситуацию на занятиях по развитию речи с дошкольниками можно создать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также мнений великих людей, сказочных героев (Незнайки и Знайки например) и мнений самих дошкольников.
Ярким примером такого рода ситуаций является занятие на тему «Предложение» (мастерская слова).
Фрагмент занятия:
Педагог:
- Ребята, все люди общаются между собой с помощью речи. А речь каждого человека состоит из предложений. Давайте выясним, что же такое предложение. Из чего состоит предложение? (Ответы детей: предложение состоит из слов).
- Хорошо, вот послушайте я говорю слова: мама, стол, яблоко, взять. Как вы думаете: я сказала предложение? (Нет). Почему вы так считаете? Потому, что не понятно, что вы сказали).
- Значит, можно ли несколько слов считать за предложение? (Нет)
В процессе обсуждения приходят к выводу, что в предложении слова связаны между собой по смыслу.
- Давайте теперь попробуем из этих слов составить предложение. (Мама взяла со стола яблоко). Можно ли это считать за предложение? Почему? (ответы детей).
- Поведем итог: предложение состоит из слов. Предложение имеет законченную мысль.
Педагог обращает внимание детей на сюжетную картинку:
- Какие предложения можно составить по этой картинке? (ответы детей).
Предложения можно составить с помощью схем. Каждое слово мы будем обозначать с помощью горизонтальной линии. Первое слово всегда пишется с заглавной буквы, поэтому в начале первой линии мы будем ставить вертикальную палочку. В конце предложения ставится точка. Давайте выберем любое предложение и составим схему к нему.
Дети записывают с помощью схем несколько простых предложений без предлогов. Например: Наступила зима. Дети играют. ( 1______ _______ .)
Убедившись в том, что все научились этому, педагог дает предложение с предлогом и предлагает сосчитать, сколько слов в этом предложении, и записать его с помощью схемы. Например, берется предложение:
Ваня катается на санках.
Дети, как правило говорят, что в предложении три слова, так как предлог они присоединяют к слову «санках».
- Попробуйте произнести предложение без маленького слова «на». (Ваня катается санках).
Таким образом дети приходят к выводу, что даже от маленького слова в предложении зависит смысл предложения. Затем педагог предлагает исправить ошибки Незнайки:
-Заяц сидел __ кустом. Птица сидит __ гнезде. Бабочка летит __ кустом и т.д.
Проблемные ситуации можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям.
Фрагмент занятия по теме: «Многозначные слова»:
- Ребята, все слова имеют какое – то свое значение. Например, я вам говорю слово: «ручка», что вы представили? (Дети: « ручка, которой пишут, у ребенка ручка, дверная ручка»). Как вы думаете, ребята, почему вы представили разные предметы, несмотря на то, что я назвала одно слово. (Ответы детей).
Выставляются картинки с изображением разных ручек.
- Посмотрите на картинки. Давайте скажем про эту ручку, какая она?
Дети подбирают слова – определения к каждому слову:
ручка ребенка – маленькая, пухлая, мягкая;
ручка для письма – пластмассовая, автоматическая, удобная и т.д.
Затем педагог предлагает составить предложения со словом «ручка» в разном значении. ( У маленькой Маши замерзли маленькие ручки. Петя пишет ручкой письмо бабушке.)
В дальнейшем предлагаются вниманию детей картинки:
- коса (девичья, для косьбы);
- лук (овощ, снаряд для стрельбы);
- ключ (для замка, родник)
- ножка (у ребенка, у стула или стола, у гриба).
К этим словам дошкольники подбирают слова – признаки, составляют предложения.
В итоге дети приходят к выводу, что слова могут иметь одинаковое звучание, но разный смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание арт-композиции на музыкальной основе с детьми старшего дошкольного возраста (на примере интегрированных занятий «Времена года»)
Арт-композиции на музыкальной основе - творческий процесс....
Сборник проблемных ситуаций и их решений для детей старшего дошкольного возраста по безопасности "Что делать, если..."
Как говорить с детьми о страхе, обо всём том, что их пугает или объективно может оказаться опасным? Говорить так, чтобы не усиливать страх, чтобы предупредить, но не запугать?Книга для детей того само...
Статья "Создание и использование Буктрейлеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий коротко о книге, заинтересовать и заинтриговать читателя.включающий в себя яркие моменты,...
Образовательная ситуация «Что такое радость?» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребёнка-дошкольника.Задачи:Развивающие:развивать речь, мышление, воображение;развивать творческие способности....
Проект по ПДД: создание мультфильма «Ёжик идет в гости» с детьми старшего дошкольного возраста.
АктуальностьПо статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильн...
Презентация мастер класса для педагогов использование технологии по созданию дидактического синквейна на занятии по развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Повышение профессионального мастерства педагогов, использование в практике технологии по созданию дидактического синквейна на занятии по развитию речи с детьми старшего дошкольного в...
Создание настольной игры-ходилки "Сбежавшие микробы" с детьми старшего дошкольного возраста
Создание игры-ходилки с правилами, которые помогут детям сохранять своё здоровье и избежать встреч с микробами в жизни...