Примеры создания проблемных ситуаций на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
консультация на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

Проблемную ситуацию на занятиях по развитию речи с дошкольниками можно создать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также мнений великих людей, сказочных героев (Незнайки и Знайки например) и мнений самих дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnye_situatsii.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры создания

                     проблемных ситуаций на занятиях

по развитию речи

с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                     Подготовила:

                                                                     учитель – логопед МЛОУ

                                                                     ДС КВ «Цветок Уренгоя»

                                                                     Хайбуллина А.М.

        Проблемную ситуацию на занятиях по развитию речи с дошкольниками можно создать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также мнений великих людей, сказочных героев (Незнайки и Знайки например) и мнений самих дошкольников. 

Ярким примером такого рода ситуаций является занятие на тему «Предложение» (мастерская слова).

Фрагмент занятия:

Педагог:

- Ребята, все люди общаются между собой с помощью речи. А речь каждого человека состоит из предложений. Давайте выясним, что же такое предложение. Из чего состоит предложение?  (Ответы детей: предложение состоит из слов).

- Хорошо, вот  послушайте  я  говорю слова: мама, стол, яблоко, взять. Как вы думаете: я сказала предложение? (Нет). Почему вы так считаете? Потому,  что не понятно, что  вы сказали).

- Значит, можно ли  несколько слов считать за предложение? (Нет)  

В процессе обсуждения приходят к выводу, что в  предложении слова связаны между собой  по смыслу.

- Давайте теперь попробуем из этих слов составить предложение. (Мама взяла со стола яблоко). Можно ли это считать за предложение? Почему? (ответы детей).

- Поведем итог: предложение состоит из слов. Предложение имеет законченную мысль.

Педагог обращает внимание детей на сюжетную картинку:

- Какие предложения можно составить по этой картинке? (ответы детей).

Предложения можно составить с помощью схем. Каждое слово мы будем обозначать с помощью горизонтальной линии. Первое слово всегда пишется с заглавной буквы, поэтому в начале первой линии мы будем ставить вертикальную палочку. В конце предложения ставится точка. Давайте выберем любое предложение и составим  схему к нему.

Дети записывают с помощью схем  несколько простых  предложений  без предлогов. Например: Наступила зима.  Дети играют. ( 1______  _______ .)

Убедившись в том, что все научились этому, педагог дает предложение с предлогом и предлагает сосчитать, сколько слов в этом предложении, и записать его с помощью схемы. Например, берется предложение:

Ваня катается на санках.

Дети, как правило говорят, что в предложении три слова, так как предлог они присоединяют к слову «санках».

- Попробуйте произнести предложение без маленького слова «на». (Ваня катается санках).

Таким образом дети приходят к выводу, что даже от маленького слова в предложении  зависит смысл предложения. Затем педагог предлагает исправить ошибки Незнайки:

-Заяц сидел __ кустом. Птица сидит __ гнезде. Бабочка летит __ кустом и т.д.

        Проблемные ситуации можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям.

Фрагмент занятия по теме: «Многозначные слова»:

- Ребята, все слова имеют какое – то свое значение. Например, я вам говорю слово: «ручка», что вы представили? (Дети: « ручка, которой пишут, у ребенка ручка, дверная ручка»). Как вы думаете, ребята, почему вы представили разные предметы, несмотря на то, что я назвала одно слово. (Ответы детей).

Выставляются картинки с изображением разных ручек.

- Посмотрите на картинки. Давайте скажем про эту ручку, какая она?

 Дети подбирают слова – определения к каждому слову:

 ручка ребенка – маленькая, пухлая, мягкая;

 ручка  для письма – пластмассовая, автоматическая, удобная и т.д.

Затем педагог предлагает составить предложения со словом «ручка» в разном значении. ( У маленькой Маши замерзли маленькие ручки. Петя пишет ручкой письмо бабушке.)

              В дальнейшем предлагаются вниманию детей картинки:

- коса (девичья, для  косьбы);

- лук (овощ, снаряд для стрельбы);

- ключ (для замка, родник)

- ножка (у ребенка, у стула или стола, у гриба).

К этим словам  дошкольники подбирают слова – признаки,  составляют предложения.  

          В итоге дети приходят к выводу, что слова могут иметь одинаковое звучание, но разный смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник проблемных ситуаций и их решений для детей старшего дошкольного возраста по безопасности "Что делать, если..."

Как говорить с детьми о страхе, обо всём том, что их пугает или объективно может оказаться опасным? Говорить так, чтобы не усиливать страх, чтобы предупредить, но не запугать?Книга для детей того само...

Статья "Создание и использование Буктрейлеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий коротко о книге, заинтересовать и заинтриговать читателя.включающий в себя яркие моменты,...

Образовательная ситуация «Что такое радость?» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: создание условий для  эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребёнка-дошкольника.Задачи:Развивающие:развивать речь, мышление, воображение;развивать творческие способности....

Проект по ПДД: создание мультфильма «Ёжик идет в гости» с детьми старшего дошкольного возраста.

АктуальностьПо статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильн...

Презентация мастер класса для педагогов использование технологии по созданию дидактического синквейна на занятии по развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Повышение профессионального мастерства педагогов, использование в практике  технологии по созданию дидактического синквейна  на занятии по развитию  речи с детьми старшего дошкольного в...

Создание настольной игры-ходилки "Сбежавшие микробы" с детьми старшего дошкольного возраста

Создание игры-ходилки с правилами, которые помогут детям сохранять своё здоровье и избежать встреч с микробами в жизни...