выступление: "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций в повседневной деятельности детей"
методическая разработка (средняя группа)
Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.
В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_problemnye_situatsii.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
Выступление по теме:
Педагогические условия для создания проблемных ситуаций в повседневной деятельности детей.
Педсовет:
«Педагогические условия для создания
проблемных ситуаций на занятиях.
Воспитатель МДОУ
Детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
ДАВЫДОВА Л.Г.
Г.О ЭЛЕКТРОГОРСК
2020 ГОД
Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.
В соответствии с принципами дошкольного образования, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования.
Наиболее эффективным способом построения модели образования для развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знания является проблемное обучение.
Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют.
Так что же такое проблема?
Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).
Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:
- привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
- побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
- помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Характерные признаки проблемности образовательной ситуации:
- Возникает состояние интеллектуального затруднения;
- Возникает противоречивая ситуация;
- Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1) воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2) воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3) ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4) ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- постановка проблемных задач.
Плюсы проблемного обучения:
- Педагог является равноправным партнером;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами открывают новые знания и способы действия;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются
Проблемные ситуации можно создавать в повседневной деятельности дошкольников:
- Во время дежурства. У ребенка в руке ложки, вопрос как ты думаешь, хватит ли ложек на всех ребят? Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации.
- Во время прогулки: На прогулочном участке много воды что нам делать?
- Потерялась игра, есть только схема как ее найти. Ребенок самостоятельно находит решения в данной проблемной ситуации.
- После прогулки: Всели дети положили варежки сушить? Дети предлагают свои варианты поиска ответов.
Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативной деятельности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.
Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...
Семинар – практикум: «Методические основы создания проблемных ситуаций, и использования поисковых вопросов в проектной деятельности».
Семинар - практикум поможет педагогам уовершенствовать свои умения в использовании проектной деятельности краеведческого содержания (умения создавать проблемные ситуации, поисковые в...
«Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности»
При проведении занятий по экспериментированию очень важното, как преподносится учебный материал. Для того,чтобы лучше заинтересовать детей , мы создаем проблемные ситуациию...
«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»
Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...
Сообщение "Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности"
Разрешение проблемных ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и ребёнка при оптимальной самостоятельности дошкольника и под руководством воспитателя....
«Педагогические условия для создания проблемных ситуаций на занятиях.
Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной.В соответствии с принципами дошкольного образования, определенным...
"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)
quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...