"Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста"
статья

Мельниченко Елена Геннадьевна

Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего, народа.

В Кабардино – Балкарии  живут представители разных национальностей. Очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.

Дошкольное отделение №21 МБОУ «Гимназия№2»  посещают 151 ребенок. Контингент воспитанников многонациональный. В связи с введением ФГОС  дошкольного образования роль этнокультурного компонента образования для нас стала наиболее  актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_2.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурное воспитание и образование детей  дошкольного возраста

Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего, народа. Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека.

В Кабардино – Балкарии  живут представители разных национальностей. Очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.

Дошкольное отделение №21 МБОУ «Гимназия№2»  посещают 151 ребенок. Контингент воспитанников многонациональный. В связи с введением ФГОС  дошкольного образования роль этнокультурного компонента образования для нас стала наиболее  актуальной.

При организации воспитательно-образовательного процесса в Дошкольном отделении мы стараемся  обеспечить условия формирования национального самосознания. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравстенно-этическим ценностям своего народа осуществляется на всех ступенях обучения путем внедрения национально-гуманитарного материала в содержание непосредственно образовательной деятельности.

В связи с вышесказанным нашим коллективом было выбрано направление:

 «Создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками с учетом этнокультурного компонента».

Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем дошкольном отделении, осуществляющем образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», основывается на таких принципах, как:

- принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой  своего народа, с культурными достижениями всего человечества;

- принцип интеграции этнокультур в образование и воспитание детей.

Нами были определены задачи, ориентированные на формирование этнокультурной компетентности дошкольников:

- наметить последовательность и содержание работы с детьми по социально-нравственному и этнокультурному воспитанию;

- направить педагогический процесс ДО на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций;

-повысить эффективность сотрудничества с родителями воспитанников ДО по проблеме социально-нравственного и этнокультурного воспитания детей и педагогической компетенции взрослых.

- повысить квалификацию педагогов ДО по использованию национально-регионального компонента;

-усовершенствовать предметно-развивающую среду групп;

Одной из  задач детского сада  является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

  При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам.

Использование потенциала семьи осуществляется путем:

- привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);

- участия родителей в выставках семейного творчества;

- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

- предоставления родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериале предметов быта и искусства, хранящихся семье или привезенных из путешествий.

- создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате;

- проведения родителями прогулок экскурсий по маршрутам, предложенных воспитателем;

- совместное с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;

- ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.

Особое внимание было уделено созданию предметно-развивающей среды, с помощью которой ребёнок входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. Так, например, в группах создавались уголки, способствующие приобщению детей к этнокультурным ценностям.

 Уголки творчества обогатили предметами народных художественных промыслов («Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись», адыгейская керамика, игрушки, сделанные народными умельцами и др.), куклами в национальных костюмах, папками с разновидностями национальных костюмов, музыкальными инструментами,  помогающими знакомить детей с историей, культурой народов, которым отводится особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:

- родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»);

- консультации для родителей («Русские и адыгские традиции в воспитании детей», «Семейное чтение», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Прогулки с мамой и папой по родному городу»);

- совместное творчество детей, родителей и педагогов (в рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Национальный костюм», «Генеалогическое древо моей семьи » и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»

Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...

Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста»

Проект  «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста» направлен на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотво...

План по самообразованию "Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста «Родной край»

ПРОЕКТ по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста  «Родной край»...

Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Этнокультурное воспитание детейстаршего дошкольного возраста...

СХЕМА Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста

СХЕМА Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод"

В статье описывается опыт работы по этнокультурному воспитанию дошкольников с использованием одной из эффективных форм работы - Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод" - ежегодного тра...