ПРОЕКТ по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста «Родной край»
проект
ПРОЕКТ
по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста
«Родной край»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokulturnoe_vospitanie-proekt.docx | 505.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»
ПРОЕКТ
по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста
«Родной край»
Разработчик:
Скворцова Нина Николаевна.
г. Стрежевой 2019 год
Оглавление
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Ошибка! Закладка не определена.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессмысленным, должно быть народным… Только народное воспитание является живым органом в историческом
процессе народного организма»
К. Д. Ушинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:
- Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».
- Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.
ФГОС дошкольного образования, принятый в 2013 году, определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. Содержание пяти образовательных областей и образовательные задачи определяются основной образовательной программой дошкольного образования в объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательных отношений. Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению детей русскому языку, краеведению, истории и традициям народа, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений.
Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.
В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:
- приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
- гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей.
То есть, важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Таким образом, содержание проекта социально-личностного развития детей дошкольного возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Цель проекта: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.
Задачи:
- Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим родного края.
- Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
- Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
- Воспитывать положительное, толерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного учреждения.
- Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитанники-семья.
- Наладить партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской культуры, повышать педагогическую культуру родителей.
- Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДОУ.
Сроки: 3 года (средняя – подготовительные группы).
Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №7 «Рябинушка», музей г. Стрежевого. Концертный зал, д\и «Современник».
Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в ДОУ и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды и т.д.
Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода:
Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность
Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению
Народное искусство способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление ребенка дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.
Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием, участвуя в календарных праздниках, детям легче представить, как жили люди.
Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:
- Образовательные: знакомить с жизнью и бытом, самобытной
культурой, изделиями прикладного искусства русского народа;
- Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;
- Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.
Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.
Метод проектов
Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.
Проектирование - это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.
Метод проектов способствует формированию следующих умений:
- анализировать ситуацию;
- обнаруживать противоречия и формулировать проблему;
- предлагать пути её решения;
- работать в команде;
- давать экспертную оценку;
- выявить результативность;
Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:
- требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
- проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
- широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
- реализация проектов способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Технология сетевых и партнерских взаимодействий
Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- взаимодействие с учреждениями культуры.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап подготовительный (организационный):
Задачи:
- Изучение опыта педагогов этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию.
- Определение интересов, представлений детей с помощью педагогической диагностики.
- Анкетирование родителей с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетическом развитии.
- Составление перспективного плана работы.
- Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных развлечений и т.д.
- Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно - и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.
- Формирование развивающей среды по этнокультурному и нравственно патриотическому воспитанию.
- Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.
II этап (продуктивный) Задачи:
- Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
- Создание условий для успешного овладения детьми этнокультуры средствами разнообразной деятельности: декоративно прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
- Проведение выставок детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие управленческих способностей.
- Развитие речевого взаимодействия.
III этап (заключительный):
Задачи:
- Проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей.
- Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании полученных данных делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
- Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
- Описание полученного опыта.
- Проектирование программы дальнейшей деятельности.
Формы реализации проекта
- Проведение организованной образовательной деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, истоками народной культуры.
- Организация кружковой работы:
- по ознакомлению детей с краем (кружок по теме: «У деда краеведа» (в средней группе), «Народоведение» (в старших группах);
- Ознакомление детей с фольклорными традициями народа (проведение народных праздников).
- Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: мини-уголок «Русская изба», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
- Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства народа через организацию экскурсий в музей г. Стрежевого.
- Участие детей в праздниках, дидактических, подвижных играх на основе традиционной культуры родного края.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
- Педагогическая диагностика (до начала работы над проектом и после окончания).
- Тематические беседы.
- Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация).
- Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителей, руководителя по физическому воспитанию).
- Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, народных песен.
- Чтение художественной литературы, стихотворений, р. н. сказок.
- Игры: настольные, дидактические, подвижные, хороводные, сюжетно — ролевые.
- Экспериментирование с различными художественными материалами.
- Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду).
- Конкурс рисунков совместно с родителями «Декоративно-прикладное искусство народов родного края».
- Экскурсии в музей г. Стрежевого.
- Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
- Организация тематических вечеров.
- Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
Формы работа с родителями по реализации проекта:
- Анкетирование с целью уточнения знаний о народном творчестве.
- Консультирование родителей.
- Участие в сборе предметов народного творчества и быта.
- Беседы.
- Мастер — класс для родителей по изготовлению куклы-скрутки.
- Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.
- Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов.
- Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.
- Участие родителей в деловой игре: « Люби и знай свой край родной».
- Участие в конкурсе совместных рисунков «Декоративно-прикладное искусство народов родного края».
- Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе.
- Выпуск папок-передвижек по ознакомлению детей с бытом, декоративно прикладным искусством и традициями народов родного края.
Формы работы с педагогами по реализации проекта:
- Проведение консультаций.
- Проведение мастер-классов.
- Методическое обеспечение педагогической работы.
- Дидактическое обеспечение педагогической работы.
- Организация самообразования.
- Участие в конкурсах педагогического мастерства.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 этап. Организационный | |||
1 | Организация творческой группы | сентябрь | воспитатель |
2 | Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по направлению | в течение сентября | воспитатель |
3 | Изучение теоретических вопросов по темам самообразования | в течение сентября | воспитатели |
4 | Подготовка нормативной методической документации (проекты и программы) | в течение сентября | воспитатель |
5 | Разработка планов работы (перспективный, тематический, план работы с родителями) | октябрь | воспитатель, воспитатели |
6 | Определение ответственных за реализацию направлений работы | октябрь | воспитатель |
7 | Определение ресурсного обеспечения | октябрь | воспитатель |
8 | Организация взаимодействия с социальными партнерами (музей, концертный зал дома культуры « Современник». | октябрь | воспитатель |
| 2 этап. Продуктивный | ||
1 | Работа творческой группы в соответствии с планом | ноябрь- апрель | рук. творческой группы |
2 | Разработка конспектов занятий по | ноябрь- | воспитатели |
образовательным темам рабочих программ | апрель | ||
3 | Реализация плана-графика ООД | ноябрь- апрель | воспитатели |
4 | Реализация работы с родителями по проекту | ноябрь- апрель | воспитатели |
5 | Организация образовательного этнокультурного пространства в ДОУ (мини-музей «Русская изба», этнокультурный уголок в группе) | октябрь- ноябрь | воспитатель, воспитатели |
6 | Наработка практического материала для педагогов | ноябрь- апрель | воспитатель |
8 | Реализация плановых взаимодействий с социальными партнерами | ноябрь- апрель | воспитатель |
| 3 этап. Итоговый | ||
1 | Проведение итогового мероприятия | май | воспитатель, воспитатели |
2 | Составление отчета по результатам проекта | май | воспитатель |
3 | Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете | май | воспитатель |
Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:
Мини-уголка «Русская изба»
Цель: создание представлений об образе жизни, организации быта народа родного края.
Формы организации: создание мини-уголка оформленного в стиле убранства русской народной избы, обязательно наличие типовых моделей: красного угла, печи, стола, лавки, посудной утвари, элементы народного декоративно прикладного искусства.
Условия организации развивающей среды в группе:
- наличие дидактических и развивающих игр;
- разработка таблиц с элементами народных узоров;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
- наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства;
- альбомы о городе Стрежевой;
- художественная литература;
- альбомы о знаменитых земляках;
- государственные символы России и г. Стрежевой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты для детей:
- Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной.
- Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах русского народа, умения различать изделия народных промыслов.
- Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре родного края.
- Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве.
- Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами.
- Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.
Форма подведения итогов – педагогическая диагностика детей по направлениям реализации проекта, для которой разработаны контрольные и индивидуальные беседы, критерии оценки.
Методы педагогической диагностики:
- беседы с детьми;
- наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
Критерии и способы изучения эффективности этнокультурного образования дошкольников:
Ежегодно проводится педагогическая диагностика на основе методики, разработанной Н. Нищевой. Педагогическая диагностика проводится в два этапа. На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально – культурной, художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью дидактических игр, бесед с детьми. На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребенка в процессе продуктивной деятельности.
Вопросы к беседе «Приобщение к основам русской народной культуры»
1. Нравиться ли тебе в детском саду узнавать новое о своём городе, о народных мастерах?
2.Есть ли дома, у бабушки предметы старинной посуды, какие-то другие предметы быта русского народа?
3.Знаешь ли ты народные праздники?
- сам любишь принимать участие в народных праздниках в детском саду?
- Какие народные игры тебе известны? Играете ли ты в них?
- Знаешь ли ты народные сказки, пословицы, загадки, потешки?
- Надо ли беречь предметы старины?
8.Ходишь ли ты с родителями в музей родного города?
Вопросы к беседе «Народное искусство в твоей жизни»
1. Какие виды народного искусства ты знаешь?
2.Какие предметы декоративно – прикладного искусства тебе нравятся?
- Есть ли в Вашей семье предметы, изготовленные народными мастерами?
- Тебе читают русские народные сказки?
- Знаешь ли ты народные пословицы и поговорки?
- Нравятся ли тебе русские народные костюмы?
Система оценки качества этнокультурных представлений детей: Знания и умения детей дошкольного возраста оцениваются по следующим параметрам:
- Знание обрядов и праздников русского народа.
- Знание элементарных народоведческих и этнографических знаний.
- Владение речью, сценические навыки.
- Умение двигаться в хороводе, владеть основными элементами фольклорной хореографии.
- Умение организовывать народные игры в детском коллективе.
- Умение сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания.
Знания и умения детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению оцениваются по следующим параметрам:
- Знание характерных особенностей народного декоративно – прикладного искусства.
- Знание элементов орнамента.
- Умение выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Знать особенности изобразительных материалов.
- Умение выполнять узоры по мотивам народного декоративно прикладного искусства, использовать разнообразные приемы и элементы создания узора.
- Умение создавать изображения по мотивам русского орнамента.
Оценка уровня овладения знаниями певческими, танцевальными и игровыми навыками проводятся 2 раза в год. В начале учебного года (сентябрь) и в конце года (май). Результат оценивается по трем уровням (высокий, средний, низкий). В течение года проводятся отчетные концерты в форме календарно-обрядовых праздников, где отслеживаются навыки и умения детей.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Анализ результатов реализации проекта позволяет выявить уровень этнокультурной образованности дошкольников.
Методическая сторона этнокультурной образованности старших дошкольников (5-7 лет) показала:
- положительные изменения на уровне сформированности этнокультурных позиций детей;
- пополнена предметно-развивающая среда дошкольного учреждения;
- создана система воспитательно-образовательной работы, в которой определены условия для целостного развития личности ребенка через реализацию проекта этнокультурной направленности.
При всей результативности реализации проекта, создании этнокультурной образовательной среды, у нас имеются определённые трудности:
- недостаточная сформированность этнокультурной компетентности у молодых педагогов и родителей вновь поступивших детей;
- недостаточное оснащение предметами развивающей среды, методической литературой, предметами старины, взаимоотношение с учреждениями социума.
В связи с этим намечены следующие пути решения проблем:
- продолжить обогащение предметно-развивающей среды, приобретение методической литературы, расширение партнёрских взаимоотношений с учреждениями социума, родителями,
- расширение сетевого взаимодействия по этнокультурному воспитанию детей на уровне городских и республиканских организаций.
Для оценки уровня этнокультурного образования дошкольников применялась авторская методика «Психолого-педагогическая диагностика этнокультурного образования» Бабуновой Е. С.
Оценка сформированности этнокультурной образованности детей осуществлялась в процессе выполнения детьми различных познавательных заданий, интереса к этнокультурному содержанию бесед, на основе наблюдения, анализа результативности и анализа продуктивной деятельности. Общий уровень этнокультурного образования определяется как среднее значение компонентов данной компетенции.
Таким образом, в ходе проведения оценки качества была установлена устойчивая динамика роста основных линий этнокультурного образования воспитанников посредством реализации проекта. Эффективность работы связана с тем, что представленная система работы по формированию этнокультурной образованности детей имеет положительный результат. Не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 21.
- Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
- Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю. Е. Антонов, Л. В., О. В. Розова, И. А.
Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.
- Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 214 с.
- Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 180 с.
- Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 12-20.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 196 с.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 24-29.
- Комратова, Н. Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры Текст. / Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. №9. - С.92-97.
- Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М.: Феникс, 2003. 180 с.
- Лаврова Л. Н. Проектная деятельность с дошкольниками по
краеведению: учебно-методическое пособие / Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарёва. – 2-е изд. – Липецк: ЛИРО, 2014. – 154с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С.56-68.
- Ознакомление с окружающим миром. Потолицына Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н., Щеглова Н.В., Зайцева Н.Ф., Сыктывкар, 200
- Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий/авт.-сост. Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова, Т.В.Тимофеева, В.Ф.Князева, И.В.Богачёва. – Волгоград: Учитель, 2015. – 173с.
- С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера. 2005. 192с.
- С чего начинается Родина… Детское ручное творчество. Самара:
«Учебная литература», 2007. 212 с.
- Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – №2. – С. 34-42.
- Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Скрипторий, 2003. 196 с.
- Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы // Управление ДОУ-2005. – №1. – С. 23-30.
- Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов, работающих с дошкольниками: программно - методическое пособие \ Под ред. С. И. Мерзляковой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
Электронные информационные ресурсы:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
- Концепция этнокультурного образования в РФ. Режим доступа: http://www.akc.ru/rucont/itm/192126/
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы». Режим доступа:
http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
Приложения. Фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом образовании и воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом во...
МИНИ - МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обобщение опыта работы...
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель, ,Муниципальное бюджетное дошкольн...
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....
Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста
В последнее десятилетие происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Задача ДОУ - создать такие условия, в которых ребенок смог бы...
Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста»
Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста» направлен на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотво...
"Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста"
Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего, народа.В Кабардино – Балкарии живут...