План по самообразованию "Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Курумканский детский сад «Росинка»
Республика Бурятия, Курумканский район, 671640 с. Курумкан, ул. Балдакова, д.61 р.т. 8 (30149) 41-7-65 e-mail: kursrosinka@yandex.ru, интернет сайт: https://bur-kurumka.tvoysadik.ru
План работы воспитателя Л.В.Бельковой по самообразованию
подготовительной группы №4 «Пчелки» на 2020-2021 год.
Тема: Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Работа начата: 1.09.2020.
Предполагается закончить: 31.05.2021.
Актуальность темы. Национально-региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна. Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории; формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Цели и задачи
Цели:
-приобщение педагогов, родителей и детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.
-формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Задачи:
-формирование чувства национальной гордости за родной язык и культуру, углубление знаний об истории, традициях и культуре родного края.
-создавать условия в ДОУ по совершенствованию работы педагогического коллектива по этнокультурному воспитанию.
- способствовать формированию толерантности в процессе духовно – нравственного развития личности.
-расширять знания и представления педагогов, детей и родителей об истории и культуре родного края.
- воспитывать у детей интерес и уважение к традициям и культуре родного края.
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Слово «Родина» у каждого человека связано с представлением о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть маленькая деревенька или посёлок, город, где родился или окружающая природа с её неповторимой красотой. Сейчас очень часто дети имеют общие представления о своей России, могут назвать Президента страны, рассказать о флаге, гербе и не знать таких простых вещей, как название своей улицы, заслуженных людей, живущих в городе или селе, истории своей малой Родины, своего края. Можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. Это родовое место мы называем малой Родиной. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. В настоящее время национально-региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна. Региональный компонент в образовательной деятельности является одним из основных средств социализации детей дошкольного возраста. При разработке планов учитывается деятельностный подход, способствующий активному вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность. Проекты, связанные с семейными традициями, культурными объектами села (города), способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством коренных народов; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Бурятии. Для того чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру своего народа. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей. В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально регионального компонента, ведется по нескольким направлениям. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, народные сказки и игры. Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении начинается с краеведческого уголка. Приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов: • принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
• принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства;
• принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• принципа учета этнокультурной ситуации развития детей. А для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: создание культурно-развивающей среды в ДОУ; подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования; организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума; интеграция регионального компонента в образовательную деятельность; организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
Вывод.
Таким образом национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. Реализация регионального компонента в развитии дошкольников будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО:
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Все формы взаимодействия с родителями, используемые нами в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Хорошо налаженное общение, взаимодействие между семьей и группой детского сада, способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.
План работы
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. | Создание папки передвижки «Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста» | |
Октябрь | «Я живу в Бурятии» Цель: систематизировать и закрепить знания детей о природе родного края республики Бурятия; воспитывать у детей любовь к природе, учить бережному отношению к ней, учить охранять природу, закрепить правила поведения в природе; сформировать у детей убеждение: красота природы бесценна, поэтому её надо охранять; | «Растительный мир Бурятии», «Животные Бурятии», «Красная Книга Бурятии» «Озеро Байкал и его обитатели». | Выставки детского творчества «Солнечная Бурятия»,
|
Ноябрь | «Република Бурятия», «Мой Курумкан» Цель: систематизировать и закрепить знания детей о столице, флаге, гербе Бурятии, Курумканского района. | «Столица Бурятии – город Улан-Удэ», «Флаг, герб, гимн Бурятии», «Курумкан и Крумканский район», «Достопримечательности Куруманского района». | Создание альбомов, дидактических игр «Мой Курумкан». Выставка детского творчества «Прогулки по Курумкану». |
Декабрь | «Обычаи и традиции бурят» Цель: систематизировать и закрепить знания детей о традициях и обычаях бурят, о национальной одежде, жилище бурят. | «Юрта», «Бурятский костюм», «Обычаи и традиции бурятского народа». | Создание альбомов «Обычаи и традиции моей семьи». Создание дидактических игр «Бурятский костюм», «Белая юрта». |
Январь | «Месяц народной бурятской сказки» Цель: знакомство с бурятскими народными сказками, легендами, играми. | Чтение сборника «Народные бурятские сказки». | Выставка детского творчества «В гостях у сказки». Игра –викторина «Из какой сказки гость?» |
Февраль | «Сагаалган – праздник Белого месяца». | Разучивание песен, танцев к празднику Сагаалган. | Утренник «Сагаалган» |
Март | Месяц бурятской поэзии. Цель: знакомство с творчеством поэтов и композиторов Бурятии. | Разучивание стихов, песен бурятских авторов. | Открытое занятие «Пою тебя, моя Бурятия!» |
Апрель | «Бурятия в красках». Цель: систематизировать и закрепить знания детей о художниках Бурятии. Познакомить с бурятским орнаментом, его значением. | «Бурятский орнамент», «Пейзажи Бурятии», «Образы детей в работах бурятских художников». | Выставки детского творчества «Мы – дети Солнечной Бурятии». Создание альбомов, дидактических игр. |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. | Подведение итогов о проделанной работе. | Итоговое открытое занятие «Моя Бурятия» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «Ржев – город воинской славы!»
Познавательный материал для знакомства дошкольников с городом Ржевом Тверской области и его достопримечательностями...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-311746-1617560710.jpg)
Перпетивный план "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".
План на весь учебный год с целями и задачами....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/18/picture-91561-1400395875.jpg)
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна г. Туапсе 2014 ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/08/picture-938361-1502171955.jpg)
Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план по экологическому воспитанию пождготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1237587-1586424531.jpg)
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Перспективный план нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/25/picture-1343134-1629900619.jpg)
Перспективный план по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»1 неделя – хозяйственно-бытовой труд2 неделя – труд в природе3 неделя – коллективный труд4 неделя – ознакомление с ...