План по самообразованию "Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ринчино Лариса Викторовна

Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Курумканский детский сад «Росинка»

Республика Бурятия, Курумканский район, 671640 с. Курумкан, ул. Балдакова, д.61 р.т. 8 (30149) 41-7-65 e-mail: kursrosinka@yandex.ru, интернет сайт: https://bur-kurumka.tvoysadik.ru

План работы воспитателя Л.В.Бельковой по самообразованию

 подготовительной группы №4 «Пчелки» на 2020-2021 год.

Тема: Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Работа начата: 1.09.2020.

Предполагается закончить: 31.05.2021.

Актуальность темы. Национально-региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна. Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории; формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.    

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.    

Цели и задачи

Цели:

-приобщение педагогов, родителей и детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

-формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Задачи:

-формирование чувства национальной гордости за родной язык и культуру, углубление знаний об истории, традициях и культуре родного края.

-создавать условия в ДОУ по совершенствованию работы педагогического коллектива по этнокультурному воспитанию.

- способствовать формированию толерантности в процессе духовно – нравственного развития личности.

-расширять знания и представления педагогов, детей и родителей об истории и культуре родного края.

- воспитывать у детей интерес и уважение к традициям и культуре родного края.

 

Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.   Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций.   Слово «Родина» у каждого человека связано с представлением о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть маленькая деревенька или посёлок, город, где родился или окружающая природа с её неповторимой красотой. Сейчас очень часто дети имеют общие представления о своей России, могут назвать Президента страны, рассказать о флаге, гербе и не знать таких простых вещей, как название своей улицы, заслуженных людей, живущих в городе или селе, истории своей малой Родины, своего края.  Можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. Это родовое место мы называем малой Родиной. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. В настоящее время национально-региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна.    Региональный компонент в образовательной деятельности является одним из основных средств социализации детей дошкольного возраста. При разработке планов учитывается деятельностный подход, способствующий активному вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность. Проекты, связанные с семейными традициями, культурными объектами села (города), способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения.     Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством коренных народов; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Бурятии.   Для того чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру своего народа. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей. В детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально регионального компонента, ведется по нескольким направлениям. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, народные сказки и игры.   Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении начинается с краеведческого уголка. Приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов: • принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

• принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;

• принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства;

• принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• принципа учета этнокультурной ситуации развития детей. А для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: создание культурно-развивающей среды в ДОУ; подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования; организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума; интеграция регионального компонента в образовательную деятельность; организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

Вывод.

Таким образом национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. Реализация регионального компонента в развитии дошкольников будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО:  

- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

-различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Все формы взаимодействия с родителями, используемые нами в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Хорошо налаженное общение, взаимодействие между семьей и группой детского сада, способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.

План работы

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Создание папки передвижки «Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Октябрь

«Я живу в Бурятии»

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о природе родного края республики Бурятия; воспитывать у детей любовь к природе, учить бережному отношению к ней, учить охранять природу, закрепить правила поведения в природе; сформировать у детей убеждение: красота природы бесценна, поэтому её надо охранять;

«Растительный мир Бурятии»,

«Животные Бурятии», «Красная Книга Бурятии»

«Озеро Байкал и его обитатели».

Выставки детского творчества «Солнечная Бурятия»,

 

Ноябрь

«Република Бурятия», «Мой Курумкан»

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о столице, флаге, гербе Бурятии, Курумканского района.

«Столица Бурятии – город Улан-Удэ», «Флаг, герб, гимн Бурятии», «Курумкан и Крумканский район», «Достопримечательности Куруманского района».

Создание альбомов, дидактических игр «Мой Курумкан».

Выставка детского творчества «Прогулки по Курумкану».

Декабрь

«Обычаи и традиции бурят»

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о традициях и обычаях бурят, о национальной одежде, жилище бурят.

«Юрта», «Бурятский костюм», «Обычаи и традиции бурятского народа».

Создание альбомов «Обычаи и традиции моей семьи». Создание дидактических игр «Бурятский костюм», «Белая юрта».

Январь

«Месяц народной бурятской сказки»

Цель: знакомство с бурятскими народными сказками, легендами, играми.

Чтение сборника «Народные бурятские сказки».

Выставка детского творчества «В гостях у сказки».

Игра –викторина «Из какой сказки гость?»

Февраль

«Сагаалган – праздник Белого месяца».

Разучивание песен, танцев к празднику Сагаалган.

Утренник «Сагаалган»

Март

Месяц бурятской поэзии.

Цель: знакомство с творчеством поэтов и композиторов Бурятии.

Разучивание стихов, песен бурятских авторов.

Открытое занятие «Пою тебя, моя Бурятия!»

Апрель

«Бурятия в красках».

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о художниках Бурятии. Познакомить с бурятским орнаментом, его значением.

«Бурятский орнамент», «Пейзажи Бурятии», «Образы детей в работах бурятских художников».

Выставки детского творчества «Мы – дети Солнечной Бурятии». Создание альбомов, дидактических игр.

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

Подведение итогов о проделанной работе.

Итоговое открытое занятие «Моя Бурятия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «Ржев – город воинской славы!»

Познавательный материал для знакомства дошкольников с городом Ржевом Тверской области и его достопримечательностями...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе 2014 ...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по экологическому воспитанию пождготовительная группа...

Перспективный план по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»1 неделя – хозяйственно-бытовой труд2 неделя – труд в природе3 неделя – коллективный труд4 неделя – ознакомление с ...