Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод"
статья
В статье описывается опыт работы по этнокультурному воспитанию дошкольников с использованием одной из эффективных форм работы - Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод" - ежегодного традиционного события, в котором принимают участие педагоги, дети и родители, целью которого является воспитание у детей основ гражданственности и патриотизма через знакомство с культурой и обычаями народов, проживающих на территории Прикамья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_parmskiy_horood.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения Фестиваля народов Прикамья
«Пармский хоровод».
В ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:
- приобщение детей к культуре своего народа;
- развитие национального самосознания;
-воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Дошкольный возраст характеризуется чувствительностью и любознательностью, интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной компетентности.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения, – всё зависит от нас.
Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Целью такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное, художественно-эстетичекое воспитание детей на основе традиций народной культуры.
Одной из эффективных форм работы по этнокультурному воспитанию дошкольников, на наш взгляд, является проведение Фестиваля народов Прикамья «Пармский хоровод». Проведение такого мероприятия дает детям колоссальный эмоциональный заряд, что, в свою очередь, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес детей к этнокультурным явлениям.
Фестиваль народов Прикамья «Пармский хоровод» - это традиционное ежегодное событие, которое проводится в нашем детском саду с целью воспитания у детей чувства гражданственности и патриотизма через знакомство с культурой и обычаями народов Прикамья. Он проводится осенью, в начале ноября, в преддверии государственного праздника – День народного единства и согласия. Ежегодно Фестиваль собирает семьи разных национальностей детей нашего детского сада.
Целями и задачами Фестиваля являются:
- формирование познавательного интереса всех субъектов образовательного процесса к изучению истории и культуры, обычаям и традициям прикамских народов;
- содействие формированию межэтнической толерантности;
- расширение сферы использования средств интерсоциального воспитания;
-презентация новых форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Фестиваль проводится во всех возрастных группах. Принять участие в нем могут все участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
Для организации и проведения Фестиваля в ДОУ создается Рабочая группа педагогов. Она разрабатывает Положение по проведению Фестиваля, в котором определены цели и задачи, этапы проведения Фестиваля, номинации, условия и порядок его проведения. В Фестивале предусмотрены различные номинации, как очные, так и заочные. Очные номинации включают в себя:
-организацию и проведение народной подвижной игры;
-декламацию стихов на национальном языке народа, проживающего на территории Перми и Пермского края;
-исполнение фольклорного музыкального произведения (песни, частушки, дразнилки и т.д.);
- дефиле «Все любуйтесь на меня!» – презентация национального костюма.
Кроме очных предусмотрены и заочные номинации:
-кукла в национальном костюме для участия в экспозиции «Трогательного музея», находящегося на 3 этаже нашего корпуса;
-тематические альбомы для рассматривания: национальные костюмы, кухня, игры, сказки, традиции, быт, обычаи, обряды, утварь, урашения и т.д.
-электронные средства обучения (презентации, викторины, компьютерные игры и т.д.) по теме «Знакомьтесь – мой народ!».
Первый этап – Фестиваль проводится в группах. Готовятся номера, отправляются Заявки для участия в Гала-Концерте и фестивальные материалы заочных номинаций.
На втором этапе предусмотрена работа Фестивальной комиссии для отбора участников Гала-Концерта.
Заканчивается Фестиваль Гала-Концертом. Гала-Концерт – яркое событие нашего детского сада! Все участники Фестиваля щедро делятся своими народными и семейными традициями.
Наша группа «Парма-Звонкая» - активный участник всех «пармских хороводов»! В первые годы проведения Фестиваля мы участвовали, в основном, в заочных номинациях: представляли куклу в национальном костюме для участия в экспозиции «Трогательного музея», оформляли тематические альбомы, создавали электронные презентации «Знакомьтесь – мой народ», в которых знакомили с народами, традиционно проживающими на территории Пермского края, «Коми-язьвинцы», «Пермские марийцы». Теперь мы участвуем уже во всех номинациях, как заочных, так и очных. С каждым годом количество участников становится все больше и больше. Пермский край многонациональный. Но это территория, где не только народы, исконно проживающие совместно с русскими – татары, удмурты, коми-пермяки, башкиры, марийцы, но и, в соответствии с сегодняшними реалиями, народы бывших союзных республик, стран СНГ. Уже второй год наша группа является самой Многонациональной в детском саду – ее посещают воспитанники разных национальностей – татары, азербайджанка, армянин, киргиз, узбечка и даже индус! В этом учебном году мы приняли участие во всех очных номинациях. К участию в Фестивале мы привлекаем своих родителей. На первом родительском собрании, в родительском чате, личных беседах мы подробно рассказываем родителям о Фестивале, номинациях, времени его проведения, и они активно включаются в его подготовку: подбирают номера, разучивают с детьми стихи, песни, танцы, готовят костюмы и атрибуты. Участвуют не только дети, но и сами родители. Мы считаем это очень важным. Ведь не секрет, что детям, для которых русский язык – не родной, труднее адаптироваться в группе сверстников, реализовать себя, а участие в таких мероприятиях делает их увереннее, повышает их самооценку, они видят, что их ценят, они интересны другим детям. Другие дети поддерживают их, болеют за них, переживают, одобряют. Это важно и для родителей! Они понимают, что их детей любят, принимают, понимают. Русский язык в нашей группе стал по-настоящему языком национального общения! В этом году осенний праздник в нашей группе проходил в формате «Капустника» - традиционного русского народного мероприятия. И все наши дети, в том числе и других национальностей, в русских народных костюмах пели частушки, танцевали русские танцы, играли в традиционные русские народные игры.
Такие мероприятия, как Пармский хоровод – очень важны для нашего будущего, будущего наших детей, какой бы национальности они не были! Мы все с ними на одной волне, волне дошкольного детства! И нам важно, чтобы все люди на нашей планете, независимо от национальности, цвета волос, языка, на котором разговаривают, места жительства, уважали, ценили друг друга, жили в мире и согласии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок". В работе описаны этапы педагогической...
педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»
Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
План по самообразованию "Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста....
Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Этнокультурное воспитание детейстаршего дошкольного возраста...
СХЕМА Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста
СХЕМА Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста...