педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»
проект (старшая группа) на тему

Боркова Ольга Евгеньевна

Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляем их культуру, быт, традиции с русской народной культурой. Находим не только очевидные различия, но и «созвучие» этих культур, точки соприкосновения и общность.

С помощью музейной педагогики мы решили проблему в выборе условий этновоспитания детей. Произошло погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к народам Кузбасса, этнокультуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

Практическая значимость внедрения проекта в том, что дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, умение ненасильственного разрешения конфликтов. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №200

«Детский сад комбинированного вида»

Педагогический проект

«Музейная педагогика в этнокультурном воспитании

детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»

Автор:

Боркова Ольга Евгеньевна

воспитатель

Кемерово

2017г.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………….3

Содержание проекта………………………………………………….7

Обеспечение проекта………………………………………………....20

Аннотация

Россия, многонациональная страна, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Наша малая Родина - Кузбасс является так же многонациональным регионом, здесь живут не только переселенцы из разных уголков России (русские, татары, украинцы, чуваши), но и коренные малочисленные народы – Шорцы и Телеуты. Из-за непринятия людьми разных национальностей друг друга, в обществе нарастает социальная напряженность, не прекращаются межэтнические конфликты.

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой — именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.

Поэтому актуальным становится вопрос об этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Используя сравнение традиций народов Кузбасса в педагогической работе, мы получаем возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные и этнические.

         Введение культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом коренных народов Кузбасса, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению исторической памяти. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. В старшем дошкольном возрасте оно направлено на развитие этнокультурной компетенции. Это  не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.

Дошкольное образование, неразрывно связанно с социальными процессами и культурой общества. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям».

В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Ш. Амонашвили и другие).

Проблема этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста, состоит в выборе и создании таких условий, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Что является одной из основных задач воспитательного процесса. Реализуя государственный образовательный  стандарт в дошкольных учреждениях по разделу: «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», а также работая над нравственно - патриотическим воспитанием дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения, и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Музей как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к различным культурам в условиях музея.

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к народам Кузбасса, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

За основу проекта был взят региональный компонент и материалы краеведения. Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляем их культуру, быт, традиции с русской народной культурой. Находим не только очевидные различия, но и «созвучие» этих культур, точки соприкосновения и общность.

Цель: создание организованной музейной среды для приобщения  к культуре коренных жителей Кузбасса и этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Дать представление о том, что Кузбасс – это часть большой страны России.
  2. Познакомить с коренными народами Кузбасса – шорцами и телеутами.
  3. Дать понятие – «коренные народы» (Они жили в Кузбассе всегда, а остальные переселились из других частей страны – русские, татары, украинцы, чуваши и др.);
  4. Дать представления о национальных традициях, культуре, истории;
  5. Обратить внимание детей не только на различия в национальных культурах, но и на то, что их объединяет; обращать внимание на единство в разнообразии;
  6. Воспитывать патриотов, толерантных по отношению к людям других национальностей, знающих и уважающих традиции других народов;
  7. Заложить основы национального самосознания и любви к Родине.

Исходя из вышесказанного мы можем сформировать гипотезу: если организовать приобщение детей к национальным традициям народов Кузбасса средствами музейной педагогики, которая будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и в специально организованной деятельности, то мы заложим в детях основы национального самосознания, покажем единство в разнообразии разных национальных культур Кузбасса. Мы заложим основы этнокультурного воспитания.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Имеют представление о том, что Кемерово, Кузбасс – это часть большой страны России.
  2. Знают, что наш родной край – Кузбасс населяют разные народы народы, Коренные народы жили здесь всегда – шорцы и телеуты, а остальные переселились из других частей страны – русские, татары, украинцы, чуваши;
  3. Иметь представление, что у каждого народа есть свой язык, национальные жилища, костюм, промыслы, вера и праздники;
  4. Умеют видеть не только различия в национальных культурах, но и то что их объединяет;
  5. Имеют основы национального самосознания и любви к Родине через взаимоотношения, уважение между людьми разных национальностей.

Содержание проекта

Участниками проекта являются дети старшей группы «Знайки», родители, воспитатели,  музыкальный руководитель ДОО, дети подготовительной группы.

Исполнители проекта воспитатели группы, музыкальный руководитель ДОО, родители, дети.

Партнерами проекта являются музей-заповедник «Томская писаница», ансамбль «Кудесы», Кемеровский краеведческий музей.

Вид проекта: информационно-творческий.

Сроки реализации: долгосрочный (1год).

Таблица 1

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Направление работы на разных этапах проекта

1 этап подготовительный

Поиск,  обобщение и систематизация материала по этнокультуре коренных народов Кузбасса.

Разработка направлений по воспитанию толерантности детей старшего дошкольного возраста и сотрудничеству с родителями по вопросам реализации данного проекта.

Формирование системы использования различных методов и приемов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре и традициям в организации учебно-воспитательного процесса.

2 этап

деятельностный

Внедрение активных форм работы с семьей ( проведение мастер-классов   «Тряпичная кукла Берегиня»; консультации «Воспитание толерантности в детском коллективе»; проведение совместных праздников и развлечений, «Масленица» Тилгаяк, «Чыл пажы» (Новый год), Ярмарка « Мы умельцы, мы творцы, мы большие молодцы».

Развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада (создание условий для продуктивного общения детей и родителей на основе общего дела: сбор предметов для мини-музеев, совместная подготовка мероприятий, посещение музеев г. Кемерово и предоставление фото отчета, помощь в подготовке материала для создания лепбука.

Для развития познавательной сферы детей использовали различные методы и формы:

НОД по познавательному развитию «Мы – жители Земли Кузнецкой» «Убранство и быт в русской избе и шорском улусе», «Народные куклы обереги и тотемы коренных жителей Кузбасса».

Познавательная беседа с использованием ИКТ «Шорцы и телеуты – коренные жители Кузбасса»

Вводная беседа и рассматривание шорского, телеутского, русского национальных костюмов с использованием ИКТ.

Рассматривание куклы Масленица и беседа о значении в празднике «Масленица».

 Знакомство с национальным  праздником шорцев Тил пажы (Новый год);

Экскурсия в музей – заповедник «Томская Писаница»;

Организация и оформление экспозиций музея на темы: «Национальные жилища народов Кузбасса»,  «Убранство и быт жилищ народов Сибири», «Национальные костюмы народов Кузбасса», «Национальные куклы-обереги и тотемы».

Экскурсия для подготовительной группы в музей «Национальные жилища народов Кузбасса», «Национальные куклы-обереги и тотемы».

Организация и проведение разных видов игр:

Квест  игра для студентов КПК «Здесь и избы и улусы». Итог по разделу «Национальные жилища народов Кузбасса».

Квест игра « По следам народных мастеров». Итог по разделу «Убранство и быт жилищ народов Сибири».

Квест игра «Путешествие в мир национального костюма».Итог по разделу«Национальные костюмы народов Кузбасса».

Хороводные народные игры: «Заря-заряница», «Рыбалка», «Тетера», «Метелица», «Ручеек».

Шорские народные игры: игра с бубном «Повтори ритм», «Белый шаман»,

«Перетягивание палки» ( Тайак тартканы),  «Оргас - Лентяй»;  «Меткий стрелок»;

Широкое использование в работе разнообразных видов детской продуктивной деятельности:

Конструирование улус «Кезек», «Агыс», русская печь, очаг, «Убранство русской избы», «Убранство Улуса»;

Рисование «Русский сарафан»;

Аппликация «Тяк» (воротник);

Роспись деревянной ложки  «Ложечка точеная - ручка золоченая»;

Изготовление из папье - маше домашнюю утварь коренных народов Кузбасса;

3 этап

заключительный

Ярмарка « Мы умельцы, мы творцы, мы большие молодцы»;

Создание лепбука «Народы Кузбасса»

Подвести результаты проектной деятельности  и сформулировать цель для дальнейшего развития проекта.

Таблица 2

План мероприятия

Старшая группа

сроки

мероприятие

содержание

участники

ответственные

1

сентябрь

Вводное ознакомление детей старшей группы с природой, историей Кузбасса.

1.НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Мы – жители Земли Кузнецкой».

Дети, воспитатель.

Воспитатель

2.Чтение В. Лаврина «История Кузбасса в рассказах для детей». Освоение Земли Кузнецкой. Первые переселенцы.

Дети, воспитатель.

Воспитатель

3.Изготовление макета « Кузбасс многонациональный».

Дети, воспитатель, родители.

Воспитатель

4.Экскурсия в музей – заповедник «Томская Писаница»

Дети и их родители.

Родители

2

октябрь

Экспозиция музея на тему «Национальные жилища народов Кузбасса».

1.Познавательная беседа с использованием ИКТ «Шорцы и телеуты – коренные жители Кузбасса»

Дети, воспитатель,

Воспитатель

2.Конструирование работа по подгруппам: улус «Кезек», «Чум», русская  печь, очаг.

Дети, воспитатель.

Воспитатель

3.Экскурсия для подготовительной группы в музей «Национальные жилища народов Кузбасса».

Детистаршей и подготовительной групп, воспитатель

Воспитатель

Квест  игра для студентов КПК «Здесь и избы и улусы». Итог по разделу «Национальные жилища народов Кузбасса».

За каждое успешно пройденное испытание детям дается определенная буква. В конце квеста они складывают слово «ДОМ» и получают стикерную мозайка»Пряничный дом» в качестве приза.

1 задание – складывание пазл двумя командами.

2 задание- РНИ «Заря-заряница» с бубном, украшенным лентами.

3 задание- отгадывание загадок с целью открыть картину, закрытую черными квадратами.

4 задание – шорская народная игра «Белый шаман» и танец с шаманом.

Дети, воспитатель, студенты КПК.

Воспитатель, музыкальный работник.

3

ноябрь

 Экспозиция музея

на тему  «Убранство и быт жилищ народов Сибири»

 

1.НОД по познавательному развитию «Убранство и быт в русской избе и шорском улусе»

Дети, воспитатель, родители.

Воспитатель.

2.Изготовление из папье  маше домашней утвари шорцев, телеутов, русских «Тепши – блюдо».

Дети, воспитатель.

Воспитатель.

3.Роспись деревянной ложки  «Ложечка точеная - ручка золоченая»;

Дети, воспитатель.

Воспитатель.

4.Конструирование макет «Убранство русской избы», «Убранство Улуса»

Дети, воспитатель.

Воспитатель.

Квест игра « По следам народных мастеров». Итог по разделу «Убранство и быт жилищ народов Сибири».

1 Станция «Мастерская по дереву». Найти предметы быта из представленных, которые сделаны из дерева. Обратить внимание к какой культуре относятся.

2 станция « Золотая хохлома».  Назвать элементы росписи.

3 станция « Охотники, рыболовы». Шорская игра « Меткий стрелок», п.и. «Рыбалка».

4 станция «мини-музея «Убранство и быт жилищ народов Сибири».

Награда за квест-раскраски по теме убранство жилищ, промыслы.

Дети, воспитатель.

Воспитатель.

4

декабрь

Знакомство с национальным  праздником шорцев «Чыл пажы» (Новый год)

В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия. Наши предки верили, что зимой добрые Духи покидают землю. Возвращаются они  только весной. В их отсутствие на земле тешатся темные злые силы, которые проникают в жилища людей, приносят несчастья, порождают зло. Шаман, который говорил с духами и знал язык зверей и птиц проводил обряд сожжения всего плохого в черном (маленьком) костре и зажигал белый  (большой) огонь, на котором готовились праздничные блюда. Перед праздником от мала до велика готовили 4 ленты, одна была черная. На ней завязывались в узлы грехи, обиды, болезни и ленте сжигалась в черном костре. После того, как черные ленты со всем плохим сожгут, костер тушили. Цветные ленты вязались на священную березу. 

Новый год у древних славянначинался 25 декабря – день зимнего солнцестояния. Назывался он Коляда и длился двенадцать дней. То есть последним днем считалось шестое января. У наших предков число 12 было особенным, магическим. С 26 декабря происходило увеличение продолжительности светового дня, что ассоциировалось у древних с «нарождением» нового солнца.

Существовала легенда, что ночь с 25 на 26 декабря – это борьба молодого бога Коляды с Кощным богом. В результате этого день становился длиннее.
Символом солнца на Новый год у древних славян было полено, называемое Бадняк. Искали его обычно в лесу. Его нужно было зажечь: в огне начинает рождаться новое солнце, которое дает жизнь и удачу. По крайней мере, так гласит предание.

Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Воспитатель, музыкальный работник.

5

январь

Экспозиция музея на тему  «Национальные костюмы народов Кузбасса»

1.Вводная беседа и рассматривание шорского, телеутского, русского национальных костюмов с использованием ИКТ.

Дети, воспитатель.

Воспитатель.

2.Работа по подгруппам:

Рисование «Русский сарафан»

Аппликация «Тяк» (воротник).

Дети, воспитатель.

Воспитатель.

3.Показ мод народных костюмов.

Дети, воспитатель, родители.

Воспитатель. музыкальный руководител ь

Квест игра «Путешествие в мир национального костюма».Итог по разделу«Национальные костюмы народов Кузбасса».

1 Станция « Угадай ка». Отгадывание по элементам, чей это костюм (шорский или русский).

2 Станция «Обувайкино». Эстафета в лаптях и сапогах.

3 Станция « Магазин мод». Команды одевают кукол в русский и шорский национальный костюм.

Приз за квест элементы шорской и русской одежды в уголок ряжения.

Дети, воспитатель, родители.

Воспитатель

6

Февраль-март

Экспозиция музея на тему  «Национальные куклы-обереги и тотемы».

1.НОД по познавательному развитию с рассматриванием славянских кукол и тотемов шорцев и телеутов «Народные куклы обереги и тотемы коренных жителей Кузбасса».

Дети, воспитатель,.

воспитатель

2. Знакомство родителей с куклами оберегами (пеленашка, неразлучники – славянские, тор-кижилеры –шорские , енекилеры-телеутские) и проведение мастер-класса «Изготовление тряпичной куклы Берегини».

Дети, воспитатель, родители.

Воспитатель

3. Рассматривание куклы Масленица и беседа о значении в празднике «Масленица». 

Дети, воспитате ль, родители.

Воспитатель

4.Презентация музея детям подготовительной группы. Совместные народные игры «Тетера», «Белый шаман».

Дети старшей и подготовительной групп, воспитатель

Воспитатель

7

февраль

Развлечение с родителями «Широкая Масленица», «Тилгаяк».

1.Вводная часть. Вспомнить о празднике Масленица в традициях русского народа. Обратить внимание на то, что и у шорцев есть такой праздник и он называется «Тилгаяк». Это праздник встречи весны.

 2. Народные игры РНИ «Ручеек», «Метелица», Шорская игра «Оргас - Лентяй».

Игра «Найди такую же пословицу». (понять смысл шорской пословицы и вспомнить русскую с таким же смыслом).

Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Воспитатель, музыкальный руководитель.

8

февраль

23 февраля «Богатыри»

Чтение былин о богатырях русских и шорских. Что на защите Родины всегда стояли великие, бесстрашные войны. не только в наше время армия защищает Россию, но и в давние времена были защитники- богатыри. И никакому врагу не удавалось захватить наш земли.

Дети, родители, воспитатель.

Воспитатель.

9

Март-апрель

Создание лепбука «Народы Кузбасса»

1.Картинки с народными жильщами, в них загадки о предметах быта и картинки-отгадки.

2. Д.и. «Угадай чей костюм»

3. Д.и. «Собери картинку»

4. Лото « Промыслы народных мастеров»

5. Народные игры народов Кузбасса.

6. Д.и. «Какому народу принадлежит»

7. Д.и. «Что оберегает кукла или тотем»

8. Д.и. «С кокого костюма узор»

Дети, родители, воспитатель

воспитатель

10

апрель

Ярмарка совместно с родителями  «Мы умельцы, мы творцы, мы большие молодцы».

Дети по очереди рекламируют то, что сделано своими руками в ходе проекта.

Жар-птица вылетает и загадывает загадки о предметах быта и убранстве горницы русских, шорских, телеутских мастеров. Выходит шаман и исполняет вместе с детьми и родителями танец шамана..

Продажа изделий.

Дети, родители, воспитатель.

Воспитатель, музыкальный руководитель.

11

май

Презентация проекта и его результатов сотрудникам ДОУ.

Представляем цель и задачи проекта, фото о проделанной работе и созданию музеев.

Педагогический состав ДОУ

воспитатель

Риски и пути их снижения

Негативные последствия

Способы коррекции

Незаинтересованность родителей в реализации проекта.

Стимулировать активных участников.

Оформить консультации по патриотическому воспитанию детей.

Проведение совместных мероприятий, экскурсий, выступлений, мастер-классов, игр.

Средства контроля и обеспечение достоверности результатов

Беседы с детьми на предложенную тему.

Анализ самостоятельной деятельности детей.

Анализ поведения, игровой деятельности.

Анкетирование родителей и детей.

Прогнозируемое дальнейшее развитие проекта

В подготовительной группе планируется расширить проект за счет включения большего числа народных праздников, народных игр. Так же будут углубляться знания детей о значении узоров на одежде русского, шорского и телеутского народа. Включить тему «народные промыслы» и добавить экспозицию в музей. Продолжать пополнять музейные экспозиции.

Обеспечение проекта

Учебно-методическое обеспечение проекта:

Разработки НОД, бесед;

Методическая литература по теме;

Методические пособия;

Библиотечный фонд для детей;

Демонстрационный материал;

Раздаточный материал;

Материально-техническое обеспечение проекта:

-Мультимедийный комплекс для демонстрации презентаций и видео материалов;

- медиафайлы;

-Ноутбук;

-цветной принтер;

- бумага (офисная, фото, ватманы);

- интернет ресурсы;

- место для организации этно-музеев;

- Деревянные шпажки для шашлыка тонкие и толстые;

- сено и солома;

- ткань (мех, х/б)

- куклы;

- бубен шамана;

- ложки деревянные, заготовки;

- соль;

-мука;

-гуашь, кисти;

- домашняя утварь жителей Кузбасса;

- изделия народных промыслов (матрешки, ложки, платки, туеса и т.д.);

- элементы костюмов, используемые в квестах и в ярмарке;

Кадровое обеспечение проекта:

- Воспитатели старшей группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель ДОО;

- специалисты музеев и народных коллективов, готовых к сотрудничеству.

Финансово-экономическое обеспечение проекта:

Для реализации проекта привлекались внебюджетные средства для создания развивающей среды от спонсора проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини-музей «Жилища народов Кузбасса» Составитель: Боркова Ольга Евгеньевна Воспитатель МБДОУ №200 «детский сад комбинированного вида »

Слайд 2

Экскурсия с родителями в музей – заповедник «Томская Писаница». Знакомство с природой родного края, коренными народами Кузбасса и русской культурой, бытом, обычаями.

Слайд 3

Жилища Шорцев и Телеутов имеют форму конуса и построены из жердей и досок, русская изба имеет форму квадрата с треугольной крышей и построена из бревен. Улус – летнее жилище, в нем жили до наступления холодов , в русской избе жили и летом и зимой. Конструирование «Улус « Кезек »

Слайд 4

Улус « Кезек » – жилище коренных жителей Кузбасса - шорцев, у русских – изба .

Слайд 5

Конструирование «Чум» Чум строили к зиме, его накрывали берестой и шкурами убитых животных(Медведей ).

Слайд 6

Конструирование « Одаг » Более позднее жилище шорцев.

Слайд 7

Конструирование русской печи и лепка утвари (ухваты и чугунки).

Слайд 8

Оформление русская печь в мини-музее.

Слайд 9

В улусе и чуме очаг, который давал тепло и на котором готовили пищу, был открытым и находился в центре жилища. В русской избе так же в середине стояла печь, выложенная из кирпича. На печи была лежанка и труба, которая выводила дым на улицу . Конструирование очага в шорском улусе.

Слайд 10

Б еседа главным итогом которой является найти единство в разнообразии. Какое бы ни было жилище по форме, материалам - это дом, который защищал от непогоды, животных, кров, в доме собираются родные и близкие у очага. Как и дом очаги бывают разные, но они дают тепло, пищу, уют. Мини-музей « Жилища народов Кузбасса»

Слайд 11

Атрибуты шамана: шаманский бубен и тотем. Итогом деятельности мини-музея Была квест игра «Здесь и избы и улусы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине,  является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...

План по самообразованию "Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста....

Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари

В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики....

Педагогический проект «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

ВведениеВ настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, привела...

Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Этнокультурное воспитание детейстаршего дошкольного возраста...

СХЕМА Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста

СХЕМА Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод"

В статье описывается опыт работы по этнокультурному воспитанию дошкольников с использованием одной из эффективных форм работы - Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод" - ежегодного тра...