Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы
материал

Никонова Ольга Николаевна

Пояснительная записка

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)- это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации младших дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

•Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

•Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

•Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

•Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

•Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

-государственным заказом;

-потребностями и запросами родителей;

-индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

-возможностями ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ.marshr.trudnogo.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы

на 2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)- это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации младших дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

•Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

•Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

•Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

•Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

•Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

-государственным заказом;

-потребностями и запросами родителей;

-индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

-возможностями ДОУ.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

•формирование деятельности ребенка к которой относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности;

•развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

•формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

•формирование представлений о пространстве, времени.

Методы, используемые в работе:

•Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

•Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

•Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

•Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка.

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка;

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа проведенной диагностики был выделен ребенок, для которого был построен индивидуальный образовательный маршрут.

Количество занятий в неделю: 2

Ф.И. воспитанника – Кирилл Николаев

Возраст ребенка- 4,5 лет

Формы работы – дополнительные и индивидуальные занятия.

Сопровождающий педагог – воспитатель Чекменева Надежда Викторовна

Физическое состояние ребенка:

Сформированность движений: координация движений недостаточно развита, уверенность при выполнении дозированных движений, средняя скорость, средний уровень ловкости; испытывает затруднения при выполнении движений по словесным инструкциям.

Состояние моторики:

- ведущая рука правая

-точность движений:

 наблюдается плохая координация пальцев, кисти рук, недостаточно развитая мелкая моторика (не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, развязывать и завязывать шнурки, вырезывать ножницами по прямой, по кругу);

- работа на листе бумаги: не ориентируется на листе бумаги, не сформирован навык держать карандаш, плохо раскрашивает, выходит за границы, не умеет выполнять замкнутые фигуры (круг, квадрат).

Особенности познавательной сферы:

Познавательные интересы, любознательность: у ребенка средний уровень развития познавательной активности, средняя  любознательность.

Особенности внимания:

-с трудом концентрирует, но быстро переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым;

-проявляет интерес к заданиям, справляется при поддержке взрослого, торопится.

Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:

- отмечается низкая целеустремленность, средняя самостоятельность;

 -умение слушать и усваивать полученную информацию; не доводит все начатое до конца.

В обучении показывает ниже среднего результаты:

- восприятие величины, формы цвета не знает, но показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры, соотносит предметы относительно величины с небольшими ошибками.

- не умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом) ребенок умеет дифференцировать предметы по признакам только показывая, но не может сказать.

Уровень обобщений допустимый:

в среднем умеет классифицировать предметы, не пользуется обобщающими словами.

- самостоятельно не может справиться с заданиями, спрашивает одобрения.

Особенности памяти:

- преобладающий тип памяти «смешанная»;

- низкая скорость запоминания;

- запоминает, но сказать не может

Особенности речи:

- хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и на организованных занятиях.

- низкая активность речевого сотрудничества со взрослым, выполняет поручения, понимает и выполняет элементарные инструкции.

- звукопроизношение нечеткое, произносит только отдельные слоги.

- не умеет составлять простые и сложные предложения разных видов, не называет в последовательности слова в предложении.

- не умеет составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, не анализирует тексты на доступном уровне; не сочетает описательные и повествовательные монологи.

 - наличие заикания: отсутствует.

Элементарные математические представления:

- механический пересчет, так же с помощью показа;

- знает и умеет соотносить каждое последующее число с предметом;

- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;

- счетные операции: не может решать задачи на прибавление, вычитание, не умеет найти насколько больше, насколько меньше, в силу отсутствия речи;

- понимает, но не использует понятия в речи: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, больше на /меньше на.

Сформированость представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:

- у ребенка не имеются представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа, не может рассказать о себе, о своей семье, не знает свое место проживания (город, поселок, улица, дом).

- временные представления разбирается во времени, с помощью взрослого определяет и фиксирует и определяет части суток, время года.

Особенности игровой деятельности:

- действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение игрушек. Наблюдается не устойчивый интерес к игре и игрушкам. Нечеткое и неточное выполнение игровых действий и правил.

- в играх присутствует сюжет, иногда присутствует логическая цепочка действий, не следует своей роли до конца, игровые действия не сопровождаются речью.

- не всегда умеет подчиняться игровым правилам.

Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:

- ребенок не умеет создавать рисунок, умеет создать конструкцию, постройку по образцу, действует по словесной инструкции; умеет и любит создавать продукт в коллективно.

- не ориентируется в пространстве, выбор формы и цвета соответствуют образцу.

- не умеет обыгрывать постройку, не может объяснить рисунок.

Особенности личности:

- не всегда активен, уравновешен, доброжелателен, легко идет на контакт, потребность в общении высокая.

- заниженное к себе отношение, присутствует бережное отношение к своему здоровью, всегда опрятен.

- адекватно реагирует на замечания, прислушивается, старается исправить ситуацию, при одобрении, хвальбе испытывает и не скрывает положительные эмоции.

- выражена адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, защищать других.

Индивидуальный маршрут развития

Месяц

Неделя

Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1 неделя

Работа с мультимедийной презентацией «Что лишнее»

Научи товарища играть в игру.

2 неделя

Игра «Собери картинки сам»

Рекомендация игр на развитие внимания.

3 неделя

Математическая игра «Мышонок Пик» (состав числа 5)

Игра напрокат

«Мышонок Пик» (состав числа 5)

4 неделя

Игра раскраска

Реши пример раскрась лошадку.

Октябрь

1 неделя

Работа с перфокартами «Закрась окошко»

Закрепление умения выполнять словесную инструкцию

2 неделя

Выполнение заданий на раздаточных листах

«Найди место для картинки и нарисуй её»

Подготовка к празднику «Осенины» изготовление масок овощей.

3 неделя

Мультимедийная презентация «Прочти слово сам»

Проверь товарища, как он справится с чтением слов.

4 неделя

Выступление на празднике «Осенины»

Ноябрь

1 неделя

Дидактическая игра «Лото»

Выполнение дидактического упражнения «Найди и вычеркни»

2 неделя

Выполнение заданий по инструкции детей.

Объяснение товарищу правил игры «Лошадка», обучение игре.

3 неделя

Инструкции для детей в выполнение заданий.

Игра напрокат «Лото»

4 неделя.

Работа с раздаточным материалом, раскладывание по инструкции взрослого.

Декабрь

1 неделя

Прогулка

«Что изменилось на участке»

Презентация «Сколько?»

Игра в гости к нам.

2 неделя

Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использование построчного моделирования

Научи товарища играть в игру «Сколько?» Повтор стихотворения к новогоднему празднику.

3 неделя

Выступление на новогоднем празднике

Разучи стихотворение с другом

4 неделя

Работа с презентацией

«Чего не хватает?»

Игра напрокат

«Чего не хватает?»

Январь

3 неделя

Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур»

Игра «Танграмм»

4 неделя

Прогулка

«Нарисуй на снегу геометрический замок»

Расскажи друзьям о своём рисунке

Февраль

1 неделя

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Памятка «Игры на развитие логического мышления»

2 неделя

Дежурство в уголке природы

Полив растений ориентируясь на описание цветка.

Мультимедийная игра «Ассоциации»

3 неделя

Работа с перфокартами

«Состав числа»

Научи товарища

Работать с карточкой.

4 неделя

Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах

Мультимедийная презентация «Весёлый счёт»

Проверь работу товарища Игра в гости к нам.

.

Март

1 неделя

Работа с перфокартами

«Раскрась окошко под временем года соответствующим  цветом»

«Найди и вычеркни»

Дидактическое упражнение

2 неделя

Работа с мультимедийной презентацией «Найди недостающий предмет»

Дидактическое упражнение «Повтори узор»

3 неделя

Работа с презентацией «Найди цифру»

Прогулка «Что изменилось на участке детского сада»

4 неделя

Работа с презентацией «Найди цифру»

В утренние часы работа с папкой заданий на развитие мышления.

Апрель

1 неделя

Исполнение роли скомороха на дне смеха.

Разучивание стихотворения

«Ну весна, как дела?» с построчным моделированием

2 неделя

Работа с презентацией игрой «Повар из чего продукты»

Научи и расскажи, как играть, в игру

«Повар из чего продукты»

Рассказ о полезных продуктах для здоровья в «День здоровья»

Результаты действия маршрута: повысился уровень развития внимания, Кирилл при осознании значимости своих знаний для решения задания, выполнения поручения, неоднократно повторяет инструкцию взрослого, что способствует формированию умения выполнять задания  по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей.   Мальчик справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

Ребёнок стал более восприимчив к пониманию задания воспитателя, что явилось результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития. Задания были направлены на устранение причин данной трудности. Повысился уровень развития зрительной памяти, речевого развития.

Педагог вместе с  ребёнком подробно анализировал результат деятельности, выяснял, что не получилось, на каком этапе работы было сложно, что необходимо было исправить.

Задания для Кирилла подбирались с постепенным  усложнением, что способствовало  усвоению определённых знаний.

Ребенок неоднократно выполнял  упражнения различного уровня сложности, закрепляя и совершенствуя способы действия.

Согласовано с родителями (законными представителями) __________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

   В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию

Хочу разместить разработанный мною индивидуальный маршрут для ребенка имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы.

Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении осн...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка,  имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)...