Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы
материал
Пояснительная записка
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)- это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации младших дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
•Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
•Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
•Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
•Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
•Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
-государственным заказом;
-потребностями и запросами родителей;
-индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
-возможностями ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individ.marshr.trudnogo.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы
на 2016-2017 уч. год
Пояснительная записка
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)- это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации младших дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
•Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
•Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
•Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
•Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
•Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
-государственным заказом;
-потребностями и запросами родителей;
-индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
-возможностями ДОУ.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
•формирование деятельности ребенка к которой относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности;
•развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
•формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
•формирование представлений о пространстве, времени.
Методы, используемые в работе:
•Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
•Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
•Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
•Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка;
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа проведенной диагностики был выделен ребенок, для которого был построен индивидуальный образовательный маршрут.
Количество занятий в неделю: 2
Ф.И. воспитанника – Кирилл Николаев
Возраст ребенка- 4,5 лет
Формы работы – дополнительные и индивидуальные занятия.
Сопровождающий педагог – воспитатель Чекменева Надежда Викторовна
Физическое состояние ребенка:
Сформированность движений: координация движений недостаточно развита, уверенность при выполнении дозированных движений, средняя скорость, средний уровень ловкости; испытывает затруднения при выполнении движений по словесным инструкциям.
Состояние моторики:
- ведущая рука правая
-точность движений:
наблюдается плохая координация пальцев, кисти рук, недостаточно развитая мелкая моторика (не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, развязывать и завязывать шнурки, вырезывать ножницами по прямой, по кругу);
- работа на листе бумаги: не ориентируется на листе бумаги, не сформирован навык держать карандаш, плохо раскрашивает, выходит за границы, не умеет выполнять замкнутые фигуры (круг, квадрат).
Особенности познавательной сферы:
Познавательные интересы, любознательность: у ребенка средний уровень развития познавательной активности, средняя любознательность.
Особенности внимания:
-с трудом концентрирует, но быстро переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым;
-проявляет интерес к заданиям, справляется при поддержке взрослого, торопится.
Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:
- отмечается низкая целеустремленность, средняя самостоятельность;
-умение слушать и усваивать полученную информацию; не доводит все начатое до конца.
В обучении показывает ниже среднего результаты:
- восприятие величины, формы цвета не знает, но показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры, соотносит предметы относительно величины с небольшими ошибками.
- не умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом) ребенок умеет дифференцировать предметы по признакам только показывая, но не может сказать.
Уровень обобщений допустимый:
в среднем умеет классифицировать предметы, не пользуется обобщающими словами.
- самостоятельно не может справиться с заданиями, спрашивает одобрения.
Особенности памяти:
- преобладающий тип памяти «смешанная»;
- низкая скорость запоминания;
- запоминает, но сказать не может
Особенности речи:
- хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и на организованных занятиях.
- низкая активность речевого сотрудничества со взрослым, выполняет поручения, понимает и выполняет элементарные инструкции.
- звукопроизношение нечеткое, произносит только отдельные слоги.
- не умеет составлять простые и сложные предложения разных видов, не называет в последовательности слова в предложении.
- не умеет составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, не анализирует тексты на доступном уровне; не сочетает описательные и повествовательные монологи.
- наличие заикания: отсутствует.
Элементарные математические представления:
- механический пересчет, так же с помощью показа;
- знает и умеет соотносить каждое последующее число с предметом;
- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;
- счетные операции: не может решать задачи на прибавление, вычитание, не умеет найти насколько больше, насколько меньше, в силу отсутствия речи;
- понимает, но не использует понятия в речи: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, больше на /меньше на.
Сформированость представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:
- у ребенка не имеются представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа, не может рассказать о себе, о своей семье, не знает свое место проживания (город, поселок, улица, дом).
- временные представления разбирается во времени, с помощью взрослого определяет и фиксирует и определяет части суток, время года.
Особенности игровой деятельности:
- действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение игрушек. Наблюдается не устойчивый интерес к игре и игрушкам. Нечеткое и неточное выполнение игровых действий и правил.
- в играх присутствует сюжет, иногда присутствует логическая цепочка действий, не следует своей роли до конца, игровые действия не сопровождаются речью.
- не всегда умеет подчиняться игровым правилам.
Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:
- ребенок не умеет создавать рисунок, умеет создать конструкцию, постройку по образцу, действует по словесной инструкции; умеет и любит создавать продукт в коллективно.
- не ориентируется в пространстве, выбор формы и цвета соответствуют образцу.
- не умеет обыгрывать постройку, не может объяснить рисунок.
Особенности личности:
- не всегда активен, уравновешен, доброжелателен, легко идет на контакт, потребность в общении высокая.
- заниженное к себе отношение, присутствует бережное отношение к своему здоровью, всегда опрятен.
- адекватно реагирует на замечания, прислушивается, старается исправить ситуацию, при одобрении, хвальбе испытывает и не скрывает положительные эмоции.
- выражена адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, защищать других.
Индивидуальный маршрут развития
Месяц Неделя | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь 1 неделя | Работа с мультимедийной презентацией «Что лишнее» | Научи товарища играть в игру. | |
2 неделя | Игра «Собери картинки сам» | Рекомендация игр на развитие внимания. | |
3 неделя | Математическая игра «Мышонок Пик» (состав числа 5) | Игра напрокат «Мышонок Пик» (состав числа 5) | |
4 неделя | Игра раскраска Реши пример раскрась лошадку. | ||
Октябрь 1 неделя | Работа с перфокартами «Закрась окошко» | Закрепление умения выполнять словесную инструкцию | |
2 неделя | Выполнение заданий на раздаточных листах «Найди место для картинки и нарисуй её» | Подготовка к празднику «Осенины» изготовление масок овощей. | |
3 неделя | Мультимедийная презентация «Прочти слово сам» | Проверь товарища, как он справится с чтением слов. | |
4 неделя | Выступление на празднике «Осенины» | ||
Ноябрь 1 неделя | Дидактическая игра «Лото» | Выполнение дидактического упражнения «Найди и вычеркни» | |
2 неделя | Выполнение заданий по инструкции детей. | Объяснение товарищу правил игры «Лошадка», обучение игре. | |
3 неделя | Инструкции для детей в выполнение заданий. | Игра напрокат «Лото» | |
4 неделя. | Работа с раздаточным материалом, раскладывание по инструкции взрослого. | ||
Декабрь 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке» | Презентация «Сколько?» | Игра в гости к нам. |
2 неделя | Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использование построчного моделирования | Научи товарища играть в игру «Сколько?» Повтор стихотворения к новогоднему празднику. | |
3 неделя | Выступление на новогоднем празднике | Разучи стихотворение с другом | |
4 неделя | Работа с презентацией «Чего не хватает?» | Игра напрокат «Чего не хватает?» |
Январь 3 неделя | Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» | Игра «Танграмм» | |
4 неделя | Прогулка «Нарисуй на снегу геометрический замок» | Расскажи друзьям о своём рисунке | |
Февраль 1 неделя | Дидактическая игра «Что изменилось?» | Памятка «Игры на развитие логического мышления» | |
2 неделя | Дежурство в уголке природы Полив растений ориентируясь на описание цветка. | Мультимедийная игра «Ассоциации» | |
3 неделя | Работа с перфокартами «Состав числа» | Научи товарища Работать с карточкой. | |
4 неделя | Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах | Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» | Проверь работу товарища Игра в гости к нам. . |
Март 1 неделя | Работа с перфокартами «Раскрась окошко под временем года соответствующим цветом» | «Найди и вычеркни» Дидактическое упражнение | |
2 неделя | Работа с мультимедийной презентацией «Найди недостающий предмет» | Дидактическое упражнение «Повтори узор» | |
3 неделя | Работа с презентацией «Найди цифру» | Прогулка «Что изменилось на участке детского сада» | |
4 неделя | Работа с презентацией «Найди цифру» | В утренние часы работа с папкой заданий на развитие мышления. | |
Апрель 1 неделя | Исполнение роли скомороха на дне смеха. | Разучивание стихотворения «Ну весна, как дела?» с построчным моделированием | |
2 неделя | Работа с презентацией игрой «Повар из чего продукты» | Научи и расскажи, как играть, в игру «Повар из чего продукты» | Рассказ о полезных продуктах для здоровья в «День здоровья» |
Результаты действия маршрута: повысился уровень развития внимания, Кирилл при осознании значимости своих знаний для решения задания, выполнения поручения, неоднократно повторяет инструкцию взрослого, что способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Мальчик справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.
Ребёнок стал более восприимчив к пониманию задания воспитателя, что явилось результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития. Задания были направлены на устранение причин данной трудности. Повысился уровень развития зрительной памяти, речевого развития.
Педагог вместе с ребёнком подробно анализировал результат деятельности, выяснял, что не получилось, на каком этапе работы было сложно, что необходимо было исправить.
Задания для Кирилла подбирались с постепенным усложнением, что способствовало усвоению определённых знаний.
Ребенок неоднократно выполнял упражнения различного уровня сложности, закрепляя и совершенствуя способы действия.
Согласовано с родителями (законными представителями) __________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"
В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию
Хочу разместить разработанный мною индивидуальный маршрут для ребенка имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы по речевому развитию....
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"
Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы.
Индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения по развитию звуковой культуры речи для воспитанника старшей группы имеющего затруднения в освоении осн...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)...