«Первый шаг в мир робототехники с детьми старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)
в статье говорится о том, как педагоги знакомят детей дошкольного возраста с робототехникой на первой ступени обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Первый шаг в мир робототехники с детьми старшего дошкольного возраста»
Аннотация: в статье говорится о том, как педагоги знакомят детей дошкольного возраста с робототехникой на первой ступени обучения.
Ключевые слова: робототехника, конструирование, дошкольники, логическое мышление.
В связи с активным внедрением новых технологий в жизнь общества постоянно увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. Многие студенты стремятся попасть на специальности, связанные с информационными технологиями. Между тем, игры в роботы, конструирование и изобретательство присущи подавляющему большинству современных детей.
Таким образом, появилась возможность начать непрерывное образование в сфере робототехники, начиная с первой ступени обучения. Это позволит дошкольникам изучить азы робототехники со специальными конструкторами.
Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. Поэтому большое развитие получает использование роботехники в детском саду.
Робототехника – это научная и техническая база для проектирования, производства и применения роботов. Слово «Робот» впервые использовал чешский драматург Карл Чапек в 1921 году. В написанной им книге «Универсальные роботы Россума» говорилось об искусственно созданных человекоподобных [1].
Конструирование и робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Луллия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. [1]
Технологии образовательной робототехники способствуют эффективному овладению детей универсальными учебными действиями, так как объединяют разные способы деятельности при решении конкретной задачи. Использование разных конструкторов значительно повышает мотивацию к изучению отдельных образовательных предметов, способствует развитию коллективного мышления и самоконтроля.
Поэтому целью нашей работы стало: обеспечение непрерывного развития цифровых компетенций обучающихся дошкольного и начального уровней образования.
На начальном этапе была проведена входная диагностика по показателям технической компетентности. Она показала следующие результаты: высокие показатели от 80% до 100% у 3 детей; средние показатели от 60% до 80% у 4 детей, а с низким показателем от 0 до 60% составило 5 детей. Мы пришли к выводу, что необходимо усилить работу по обучению детей «чтению» простейших схем, научить выбирать соответствующие техническому замыслу материалы, планировать деятельность, развивать логическое мышления детей.
На формирующем этапе исследования были разработаны и апробированы перспективный план работы с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием конструктора WeDo 2.0. и конспекты образовательной деятельности с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием конструктора WeDo 2.0.
Каждое занятие состоит из четырех частей: организационный момент, вводная часть, практическая часть и заключительная часть (рефлексия).
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.
Практическая часть состоит из двух видов деятельности:
1. Практические задания и логические упражнения для развития пространственного и логического мышления.
2. Работа по теме занятия с конструктором «WeDo 2.0». Составление программы.
Самым интересным для детей стало программирование заданного поведения моделей с использованием ноутбука. Дети с удовольствием излагали мысли, отстаивали свою точку зрения, учились анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. В качестве самоконтроля после сборки модели дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение её конструкции. То есть если модель собрана неверно, она не сможет выполнять запрограммированные действия. Такие ситуации учат не расстраиваться, признавать и терпеливо исправлять свои ошибки.
Созданные модели дети использовали в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к элементарным математическим представлениям, ознакомлении с окружающим миром.
Многие родители конечно беспокоятся, не придется ли ребенку на занятиях просиживать часами за компьютером, составляя программы для своего робота. Безусловно, это вредно, работа за компьютером для таких маленьких детей не должна длиться более 15 минут. Но занятия робототехникой в детском саду чаще ориентированы исключительно на конструирование, а не программирование.
Таким образом, робототехника для детей дошкольного возраста-это в первую очередь творческое занятие, развивающее интеллект ребенка: улучшается память и пространственное мышление, тренируется упорство и усидчивость, что подготавливает ребенка к школе, где эти качества очень будут нужны. Конструкторы для робототехники так же хороши, как и обычные конструкторы. Но они еще и развивают технические способности детей и способствуют развитию творчества, фантазии, желанию творить что-то своё. Поэтому вопросы, связанные с первыми шагами в робототехнику с детьми дошкольного возраста обсуждаются уже на государственном уровне.
Список литературы
- Заболоцкая В.В., Николаева Л.В. «РОБОТОТЕХНИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» // Международный студенческий научный вестник. – 2017.
- Программа дополнительного образования «Роботенок» [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programmrobotjonok.html
- Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет» [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: http://avidreaders.ru/download/konstruirovanie-i-ruchnoy-trud-v-detskom.html?f=pdf
- Тарапата В. В. « Знакомство с робототехникой» - http://xn--8sbhby8arey.xn--p1ai/oborud/video-uroki?layout=edit&id=1544
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть первая)
В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: монотипия; рисование ладошкой, пальчиком; оттиск пробкой; рисование тампоном....
Робототехника в детском саду, как новое направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограничен...
Методическая разработка деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по робототехнике Тема «Транспорт будущего»
quot;Давайте лучше изобретать будущее, а не беспокоиться о том, что случилось вчера!"...
Конспект интегрированного занятия по робототехнике с детьми старшего дошкольного возраста
Задачи: Обучающие задачи:Обогащать представления детей о профессии инженера-конструктора.Закрепить знания, умения и навыки при работе с конструктором UARO Формировать умение конструиров...
Технологическая карта по ООД организованная по робототехнике с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема ООД: «Вратарь»Культурная практика: Реализация культурных практик по видам деятельность.Культурно смысловой конспект: Развивать проектную деятельность дошкольников.Цель: Создание услов...
«Первые шаги в мир робототехники с детьми старшего дошкольного возраста»
В статье говорится о том, как педагоги знакомят детей дошкольного возраста с робототехникой на первой ступени обучения....
Мастер-класс для педагогов "Использование Робототехники "bee-bot" в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста
Мастер – класс для педагогов «Использование робототехники «bee-bot» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»...