Выступление на педагогических чтениях на тему: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»
материал (средняя группа)
Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с конструктором «ТИКО»и многофункциональным его назначением в разных образовательных областях;
- сформировать представления педагогов о формах и методах работы с
«ТИКО»-конструктором, как инновационной образовательной технологии;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в образовательной деятельности с детьми конструктора - «ТИКО».
В настоящее время в условиях модернизации дошкольного образования образовательный процесс немыслим без использования новых современных педагогических технологий. Поэтому сегодня в дошкольной образовательной организации перед педагогами стоит задача – не просто дать детям хороший багаж знаний и умений, но и проектировать образовательный процесс таким образом, чтобы он был увлекательным и обязательно имел развивающую направленность. Это, в свою очередь, будет способствовать наиболее легкому и быстрому усвоению детьми материала образовательной программы.
Одним из принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Педагог находится в постоянном поиске, придумывании оригинальных способов решения педагогических задач, новых подходов к подаче материала, а также выстраивает образовательную деятельность так, чтобы каждый дошкольник активно и увлеченно занимался.
Современным средством, используемым в образовательном процессе дошкольного образования, является инновационная игровая технология ТИКО-конструирование. Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» является набором ярких плоскостных фигур из пластмассы, шарнирно соединяющихся между собой. В результате для любого дошкольника становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
В своей практике я активно использую возможности ТИКО-конструктора в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Применение конструктора я начала с 2020 года при работе кружка «Тико- мастера» в дополнительном образовании.С младшей группы наши дети начали осваивать ТИКО-конструктор, и вот уже два года он положительно зарекомендовал себя.На первом этапе знакомства дети рассматривали конструктор, потом учились классифицировать детали по цветам и форме. После того как конструктор был изучен, приступили к обучению конструировать. У кого - то получилось сразу, кому-то потребовалось время, чтобы научиться.
В средней группе дети учатся правильно соединять детали, строить плоскостные изображения, читать простейшие схемы. Постепенно я учу их объемному конструированию.
В образовательной деятельности использую следующие формы работы с конструктором:
- конструирование с помощью слухового диктанта;
- конструирование по образцу;
- конструирование по собственному представлению.
Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную и совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. У детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
В процессе конструирования для ребенка важно, чтобы результат его деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.И как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные Тико- изобретения мы используем в образовательной и свободной деятельности, сюжетно-ролевых и театрализованных играх.
В 2021 году я стала применять различные приемы работы с конструктором на занятиях по всем образовательным областям.
Например, по познавательному развитию, при формировании элементарных математических преставлений я использую конструктор ТИКО в различных разделах:
- «Количество и счет»:
- «Цифровая дорожка» - закреплять умения составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 5 и обратно;
- «Цифровой конструктор» - запоминать цифры через выкладывание их из отдельных деталей конструктора;
«Геометрические фигуры»:
- «Найди предмет» - учить сопоставлению форм предметов – плоскостных с объемными;
«Ориентировка в пространстве»:
- «Что изменилось?» - закрепление пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади».
«Величина»:
- «Похож – непохож» - формирование умений к сравнению предметов, признаков сходства по цвету, форме, величине;
- «Умные квадраты» - формирование умений к сравнению отрезков различной длины.
С помощью этого конструктора собираем самые разные модели животных и насекомых: кошку, зайца, лису, бабочку и т.д
Также детям предлагаю такие задания: конструирование длинной и короткой дорожки; выкладывание широкой и узкой дорожки; построение высокого и низкого гаража – для маленькой машинки и для большой машинки и т.д.
На занятиях по развитию речи активно применяю возможности ТИКО-конструктора. Например, для развития монологической и диалогической речи на материале русских народных сказок используется игра «Расскажи сказку». Перед дошкольником разложены ТИКО-детали с изображением героев сказки. Предлагаю ребёнку начать рассказ сказки, каждый сюжетный момент выкладываемой ТИКО-деталью с картинкой по предложенной схеме.
В художественно – эстетическом развитии конструируем красочные узоры и орнаменты из ТИКО.В театрализованной деятельности конструируем из ТИКО-деталей персонажей для сказок и декорации.
По физическому развитию, для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей. Дети сами собирают атрибуты, физ. оборудование – тем самым развивая мелкую моторику обеих рук, творческие способности, умение работать в команде, тренируют дисциплину.Использование нетрадиционного физкультурного оборудования способствует формированию физических качеств, повышается интерес детей к выполнению основных движений и игр.
Применение конструктора ТИКО во всех образовательных областях способствует решению проблемы обучения в игровой форме. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования.
Дети знакомятся с окружающим миром, геометрическими фигурами, лучше запоминают цифры, буквы, закрепляют пройденный материал, лексические темы. Развивается мелкая моторика, укрепляются детские пальчики и кисти, развивается память. Дети учатся подбирать цвета, составлять разноцветные орнаменты, при этом они активно анализируют, отбирают материал, действуют, сравнивают, обобщают и, конечно, имеют возможность наглядно оценить результат своего творчества и творчество своего товарища.
Также, хотелось бы отметить тот факт, что в процессе ТИКО-конструирования у детей тренируется дисциплина за счёт сильной вовлечённости в создание постройки. Стремясь добиться определенного результата, ребенок становится настойчивым и целеустремленным.
Вместе с «Тико» ребенок учится фантазировать, запоминает легко названия цветов, геометрических фигур, учится считать и конструирует много интересных игровых поделок.
Я с уверенностью могу сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает– оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.
В заключение моего выступления хотелось бы отметить, что ТИКО - моделирование является на сегодняшний день одним из востребованных видов конструирования в дошкольном образовании, которое дает колоссальный скачок для развития и успешного становления будущего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение инновационных технологий в развитии детей дошкольного возраста
Когда мы заглянули в эпоху высоких технологий ХХI века, нам становится ясно, что людям не обойтись без хорошо разветых творческих навыков....
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...
Педагогический совет на тему: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста»
1.Информационная частьПодведение итогов по теме: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста» (ответственный: старший воспитатель, воспитатели и специалисты)2.А...
Тема статьи: «Внедрение LEGO-конструирования в организации образовательного процесса и развития детей дошкольного возраста»
Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные по...
Статья: "Инновационные образовательные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста"
В статье описаны новые технологии социализации ребёнка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучен...
План самообразования воспитателя ДОУ. Тема по конструированию: «Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОУ».
Участники: дети подготовительного возраста, педагоги, родители.Цель: повысить профессиональную квалификацию по художественным и творческим способностям в искусстве работы с бумагой в разных техниках д...
Протокол заседания районного методического объединения СППС ДОУ Берёзовского района по теме "Инновационные технологии сенсорного развития детей дошкольного возраста" №1 от 30.11.2023 года
РМО проходило в форме практико-ориентированного семинара....