«Использование технологии ТИКО-моделирования в дошкольном учреждении для развития исследовательских навыков детей»
консультация по конструированию, ручному труду
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiko_modelirovanie.docx | 156.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологии ТИКО-моделирования в дошкольном учреждении для развития исследовательских навыков детей»
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов, концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах дальнейшей жизни. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Образовательная задача заключается в организации условий, провоцирующих детское действие. В связи с этим огромное значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится конструктивно-модельная деятельность.
Конструирование в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
В современной педагогической практике все чаще используется в работе линия образовательных конструкторов — ЛЕГО. Действительно, конструктор ЛЕГО зарекомендовал себя как образовательный продукт. Он помогает маленьким детям почувствовать себя настоящими исследователями. Универсальный конструктор пробуждает любознательность, развивает творческую фантазию.
Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие конструкторско-модельной деятельности дошкольников, позволил мне познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным конструктором ТИКО педагогов города Великий Новгород.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
В процессе работы с конструктором у дошкольников развиваются:
Творческие умения – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым развивая воображение и творческое мышление.
Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять; что нужно сделать для того, чтобы фигура была прочной и устойчивой.
Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы они активно общаются, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы, развивая тем самым коммуникативные умения. В играх дошкольники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами.
Кроме того, актуальность предложенной технологии ТИКО-моделирования значима в свете реализации ФГОС ДО, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:
познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;
физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Методы и формы работы с детьми
Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах организации детей:
− в индивидуальной работе с детьми
− в совместной деятельности воспитателя и детей
− при организации совместной работы детей в виде совместного выполнения одного задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей взаимопроверкой;
− при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей;
Работа с ТИКО-конструктором:
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:
1) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей;
2) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель;
3) свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого воспитанники делают модели по собственным проектам.
Инновационность использования технологии ТИКО-моделирования заключается в следующем:
- создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие математических и конструктивных, исследовательских способностей детей, реализации их творческого потенциала;
- организация целенаправленной работы с ТИКО-конструкторами;
- расширение содержания математической и конструктивно-модельной деятельности
дошкольников за счет внедрения образовательного конструктора нового поколения ТИКО;
- привлечение родителей к совместной деятельности с использованием ТИКО-конструктора в целях развития детей.
В качестве содержательной базы в технологии «ТИКО-моделирование» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления дошкольников. С этой целью через практическую деятельность с конструктором ТИКО дети знакомятся с плоскостным и объемным моделированием.
Работу с детьми по ТИКО-моделированию начинаем с блока «Плоскостное моделирование»: знакомимся с геометрическими фигурами и их свойствами, исследуем формы и свойства многоугольников, сравниваем, классифицируем, выявляем закономерности, выполняем задания на пространственное ориентирование, выделяем части и целое.
Дальнейшая работа продолжается с блоком «Объемное моделирование»: исследование и конструирование сложных многогранников, предметов, имеющих форму призмы, предметов пирамидальной формы.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор «ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различные тематики, которые можно объединить в эффектные масштабные экспозиции. Используя конструктор «ТИКО» в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Например, тема «Народные праздники на Руси: Святки, колядки»
Тема «Защитники Отечества»
Герои сказки «Заюшкина избушка»
Таким образом, созданные ТИКО - изобретения дети используют в сюжетно - ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-детали в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Используемая литература:
1. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО» - ИПЦ Маска, 2013
2. Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования. www.ticorantis.ru
3. Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014
4. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"
Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...
«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...
Консультация для воспитателей «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...
Консультация для педагогов "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...
«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство постоянно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения....
Доклад на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...
Консультация для педагогов «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...