Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)

Павличенко Ирина Александровна

Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_kruzhkovoy_raboty_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                                                         

Перспективный план кружковой работы

«Хочу всё знать»

по экспериментально-исследовательской деятельности

в старшей группе

                                                                     

                                                                                                              Руководитель кружка:

                                                                                                              воспитатель  И. А. Павличенко

                                                     

       

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

 Цель: Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи: 

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- продолжать развивать умение делать выводы и умозаключения в ходе познавательно – экспериментальной деятельности;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

 

Программа построена на основе методической разработки «Познавательно исследовательская деятельность» Н. Е. Веракса, О. Р. Галиягов.

                                                         Темы игр-экспериментирований:      

     

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь        

«Путешествие с капелькой»

«Вода прозрачная, может менять цвет»

«Значение воды в жизни растений»

Игра «Водяной» у нас в гостях

НОД: «

Октябрь

«Ветер, ветер, ветерок»

«Поиск воздуха»

«Летающие семена»        

«Песочная страна»

НОД: «Воздух – невидимка»

Задачи:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Ноябрь

«В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича»

«Плавающие,тонущие предметы»

«Плавающее перо»        

«Мех. Зачем зайчику другая шубка»

Декабрь

«Песок, глина»        

«Волшебная рукавичка»        

«Предметы из металла»

«Действие магнита на металл»

Январь

------------------

«Льдинка и снежинка»        

«Вода, лёд, снег»

«Как снег становится водой»

Февраль

«Волшебная кисточка»

«С водой и без воды»        

«Путешествие в мир стеклянных вещей»        

«Как достать скрепку из воды»

оформление альбома

Март        

«Почему растаяла Снегурочка?»

«Освобождение бусинок из ледяного плена»        

«Тёплая капелька»        

«Стекло, его качество и свойства»

Апрель

«Чудеса растений»

Нужен ли корешкам воздух?»        

«Почва. Песок, глина, камни»        

«Солнечные зайчики»

Май        

«Растениям теплую водичку»        

«Зачем растения вертятся?»        

«Поймаем солнечного зайчика».        

«В мире пластмассы»

Опытно-исследовательская  деятельность:

Живая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Семена растений

«У кого какие детки».

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

 Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

2.

Растения        

«Что любят растения?»

Выявить необходимость света в жизни растений.        

Два комплекта растения, картонная коробка.

3.

Растения

«Что любят растения?»

Выявить значение влаги для роста и жизни растений.        

Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

4.

Растения        

«Хитрые семена».

Познакомить со способом проращивания семян.

Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

5.

Мех

«Зачем зайчику другая шубка?»

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

6.

Гнездо птиц (на дереве)        

«Из чего птицы

строят гнезда?»

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

                        

Неживая природа

Объект        

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода        

«Окрашивание воды».

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.        

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2.

Вода

«Изготовление цветных льдинок».

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).        

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

3.

Снег        

«Возьмем с собой снеговика».        

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, емкость.

4.

Воздух

«Что в пакете?»        

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).        

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

5.

Воздух        

«Поиск воздуха».        

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.         

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

6.

Песок, глина.        

«Почему песок хорошо сыплется?»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.

7.

Песок, глина.

«Где вода?»

Выявить, что песок и глина по  разному впитывают воду.        

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

                          Физические явления

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Цвет

«Волшебная кисточка».

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.

2.

Магнит        

«Волшебная рукавичка».

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.        

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

3.

Свет

«Солнечные зайчики».        

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).        

Зеркала.

Рукотворный мир

  №

Объект

Название опыта        

Цель опытно-исследовательской  деятельности        

Материал и оборудование

1.

Стекло.        

«Стекло, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

2.

Резина.        

«Резина, ее качества и свойства».

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),        

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

3.

Металл.

«Металл, его качества и свойства».

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).        

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста  посредством сказкиСтаршая группа  Месяц   Экономическиекатегории...

Перспективный план сюжетно- ролевых игр с математическим и экономическим содержанием в старшей группе.

Экскурсии, целевая про-гулка к магазинам, рынку. Рассматривание товаров, наблюдение за работой продавцов, кассира. Организовать покупку (яблок, игрушек)....

Перспективный план кружковой работы с детьми по правилам дорожного движения в средней группе (2016-2017 учебный год)

перспективный план кружковой работы с детьми по правилам дорожного движения  в средней группе...

Экспериментально – исследовательский проект в старшей группе «Солнце, воздух и вода – лучшие друзья»

В природе всё взаимосвязано: живая и неживая природа находятся в неразрывном единстве. Каждому живому организму для роста и развития необходимы солнце, воздух и вода. А так ли это? Для того, что...

Презентация среднесрочный проект по экспериментально - исследовательской работе в старшей группе ДОУ (экологическое воспитание) "Вода - источник жизни на Земле"

Презентация среднесрочный проект по экспериментально - исследовательской работе в старшей группе ДОУ (экологическое воспитание) "Вода - источник жизни на Земле" Часть 1. "Свойства воды...

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"Цель:способствовать развитию у детей познавательной...