проект «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС»2014г
проект
Тема: «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию всех участников педагогического процесса. С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей, организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности. Выбор проектов связан с лексическими темами, поэтому они краткосрочны.
Проблема: Нарушение связной речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Малиновский детский сад»
Проект по приоритетному направлению
«Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС»
Воспитатель:
Абрахимова Р.М.
Ачинский р-он
пос. Малиновка
2014-2019 год.
Тема: «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
Цель: Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию всех участников педагогического процесса. С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей, организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности. Выбор проектов связан с лексическими темами, поэтому они краткосрочны.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Продолжать работать по приоритетному направлению по своей программе «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей» с учетом требований ФГОС ;
- Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи;
- Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей;
- Помогать осваивать детьми окружающую действительность;
- Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать;
- Помогать увидеть проблему комплексно с разных сторон;
- Обновить и продолжать работу по проекту « МЫ ВМЕСТЕ» в Клубе общения ;
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно - речевого развития детей»;
- выступление на педагогическом совете «Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию раннего возраста»;
- Подготовить (принять участие) в семинаре «
»;
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: « …. «
Проблема: Нарушение связной речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры.
Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе- это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психо - эмоциональную базу его будущей жизни.
В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.
Гипотеза: Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей познавательно - речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.
Задачи:
- Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.
- Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
- Помогать осваивать детьми окружающую действительность.
- Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,
- Помогать увидеть проблему комплексно с разных сторон.
Проект/ месяц | Тема | Цели и задачи | Формы и методы работы. Пути достижения. | Предметно-развивающая среда | Взаимодействия с родителями
|
«Мы знакомимся»- сентябрь
| 1. Беседа о детском саде. | - формировать у детей умение отвечать педагогу на вопросы, задавать вопросы педагогу; узнавать и на
| Входящая диагностика. - чтение стихотворений о д/с, - экскурсия по д/с, Дидактические игры: «Скажи какой?», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Магазин», «Где Петрушка?», «С мишкой», «Где мишка искал свой мяч?», «Кто больше?», «Один-много», «Что у вас?». - пальчиковые игры.
| Игрушка медведь, иллюстрированные книги А. Барто, цикл стихов «Игрушки», окружающие предметы, предметные картинки. | Экскурсия по д/с. Консультация для родителей. «Первый раз в детский сад», «Адаптационный период» Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей. Памятка «Как родителям самостоятельно подготовить ребенка в ДОУ» |
2. Составление описательного рассказа «Игрушки» | - учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке; отвечать на вопросы; развивать умение правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные, - воспитывать интерес к занятиям. | - чтение отрывка из сказки «О глупом мышонке», - работа с использованием мнемотаблиц и опорных схем. | Различные игрушки | Рассматривание игрушек. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников
Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». | |
3. Малые фольклорные формы | - уточнить представление детей о загадках, формировать навык отгадывать описательные загадки; - познакомить с жанром «Потешки», помочь запомнить потешку «Котик»; - воспитывать интерес к народному творчеству. | - описательные загадки, -вопросы детям по загадкам; - рассказывание педагогом потешки «Коток»; - чтение потешек детьми. | - игрушки. | - разучивание загадок. | |
4.Режиссерская игра русской народной сказки «Теремок» на новый лад. | - формировать у детей навык эмоционально воспринимать содержание сказки; - развивать умение запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования, упражнять в словообразовании; - воспитывать чувство сопереживания героям сказки. | -рассказ педагога с показом иллюстраций, - вопросы детям; - моделирование сказки на фланелеграфе; - игра-драматизация по сказке. | - модели к сказке; - книга с иллюстрациями; - фланелеграф; - шапочки героев сказки; | - изготовление атрибутов к игре-драматизации | |
«Осень золотая» - октябрь. | 1. «Ходит осень по дорожке» | - учить детей отвечать на вопросы, с помощью педагога пересказывать небольшие рассказы; - развивать умение употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными; образовывать формы родительного падежа мн. Числа имён существительных и уменьшительно-ласкательную форму существительных; - воспитывать интерес к занятию. | - слушание стихотворения «Скучная картина…» А. Плещеева и музыкального сопровождения к нему «Времена года» П.И. Чайковского; - д/и «Расскажи про осень» (с опорой на мнемотаблицу), «Измени слово», - рассматривание иллюстраций об осени. | - иллюстрации об осени; - аудиокассета с записью произведений Чайковского П.И. | - рассматривание картин-пейзажей с изображением осенней природы. |
2. Составление описательного рассказа: овощи | - познакомить детей с обобщающим словом «Овощи»; - учить употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными; - формировать умение отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ с опорой на схемы. | -д/и «Узнай овощ по описанию»; «Назови одним словом» - рассматривание овощей, д/и «Чудесный мешочек»; «Собери урожай»; - физкультминутка; - д/и «Узнай по вкусу и форме» | - набор овощей (муляжи) | - разучивание загадок об овощах | |
3. Составление описательного рассказа - фрукты. | - познакомить детей с обобщающим словом «фрукты»; учить детей образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными. | - артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке»; - д/и «Да/нет», «Что растёт в саду», - загадки о фруктах. | - набор фруктов (муляжи), - фланелеграф; - картинки к дидактическим играм | - разучивание загадок о фруктах; | |
4. Чтение стихотворений А. Барто «Наступили холода», А. Плещеева «Миновало лето», В. Мирович «Листопад», | - учить детей эмоционально воспринимать стихотворения ии понимать содержание поэтических текстов; чувствовать ритм стихотворной речи; - учить выразительно рассказывать наизусть стихотворение; - формировать определение к заданному слову; - развивать умение выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях; - воспитывать любовь к природе, поэзии. | - беседа об осени, осенних звуках во время листопада» слушание музыки «Звуки окружающего мира»; Рассматривание иллюстраций; - д/и «Подбери слово» (прилагательные, глаголы); - чтение стихов, вопросы по содержанию; - физминутка «Дождик льёт»; - психоэтюд «Листопад», «Холодно-тепло», - вопросы по содержанию; - итоговая беседа. | - иллюстрации об осени; - аудиозаписи «Звуки окружающего мира», - осенний букет. | - совместные работы из осенних листьев; - прогулки в осенний парк; - чтение произведений и рассматривание картин об осени . | |
5. Рассказывание русской народной сказки «Репка» | - помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; формировать навык выделять и называть характерные признаки персонажей; - развивать умение выразительно передавать диалоги персонажей; - развивать умения выразительно передавать диалоги персонажей; - воспитывать интерес к народному творчеству. | - сюрпризный момент (появление игрушки-мышки); - настольный театр; - беседа после просмотра;, - моделирование сказки; -д/и «Я загадаю - ты отгадай». | - настольный театр «Репка», - модели к сказки;, - игрушка-мышка; -книжка с картинками. | Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику
| |
6. Обобщающие понятия: одежда, обувь |
- формировать навык правильно называть одежду и обувь для разного сезона, подвести к обобщающим понятиям; - формировать представление о функциях предметов; - воспитывать выдержку; | - рассказывание педагога с рассматриванием картинок с изображением различных видов одежды и обуви, вопросы; - И/у «Магазин», д/и «Четвёртый лишний» | - картинки с изображением предметов обуви, одежды. | - рассматривание реальных предметов. | |
«Мир животных и птиц» - ноябрь | 1.Составление описательного рассказа: домашние животные | - учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ о животных с опорой на схемы и с помощью вопросов педагога; - развивать умение употреблять в речи сущ., обозначающие детёнышей животных, развивать артикуляционный аппарат; - воспитывать доброжелательность | - артикуляционная гимнастика «Кошечка лакает молоко»; д/и «Чьи детки?»» - загадки о домашних животных; - рассматривание игрушек-домашних животных; - вопросы на уточнение знаний о домашних животных с последующим составлением элементов рассказа; - психоэтюд «Котенька-коток» | - маски домашних животных; - игрушки домашних животных; | - заучивание загадок и потешек о животных; - наблюдение за повадками домашних животных. |
Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», драматизация. | -учить детей пересказывать знакомые литературные произведения; -формироать умение выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; - воспитывать эмоциональный отклик на знакомые произведения.
| - выразительное рассказывание педагогом сказки с показом настольного театра; вопросы по его содержанию; - психологический этюд «Курочки и петушки»; - совместное рассказывание с использование настольного театра; - драматизация. | - настольный театр к сказке; - атрибуты к психологическому этюду. | - чтение русских народных сказок. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». Театрализованный показ «Наши любимые сказки» (видеосъемка). | |
3. Составление описательного рассказы: дикие животные | - учить детей отвечать на вопросы, составлять рассказ о животных с опорой на схемы и с помощью вопросов педагога; - формировать умение употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, работать над интонационной выразительность речи; - воспитывать доброжелательное отношение к окружающему | -беседа-активизация знаний детей по теме; -вопросы детям на уточнение знаний; - работа на фланелеграфе «Кто в лесу живёт»; - д/и «Доскажи словечко». | -фланелеграф; - картинки диких животных; | - заучивание загадок о животных; - чтение произведений Е. Чарушина о животных. | |
4. Рассказывание русской народной сказки «Три медведя» | - учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и выразительно воспроизводить слова текста; помочь усвоить содержание с помощью моделирования; - воспитывать умение слушать. | -сюрпризный момент; -рассказывание сказки; -вопросы по содержанию сказки; - психоэтюд «Тим и Том» (грустный и весёлый) с шапочками; - моделирование сказки с помощью геометрических фигур. | - модели к сказке; - красочно иллюстрированная книга; -игрушка медведь. | -посещение зоопарка; -чтение произведений С. Маршака | |
5. Заучивание потешки «Наши утки», рассказывание сказки К. Чуковского «Цыплёнок» | - продолжить детей знакомить с жанром потешки; - учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку; - воспитывать интерес к народному творчеству; -учить детей эмоционально воспринимать сказку, оценивать действия персонажа; - формировать умение правильно согласовывать слова в предложении; - воспитывать умение слушать. | - рассматривание картинок с изображением домашних и недомашних птиц; - чтение потешки, вопросы по содержанию; - и/у «прилетели утушки»; - рассказывание потешки детьми; - чтение сказки с помощью фланелеграфа; - и/у «Подбери слово»; - драматизация этюдов; - рассказывание сказки детьми с помощью схемы. | - картинки с птицами; -фланелеграф; -шапочки героев сказки; - структурно-логическая схема. | - заучивание загадок о домашних птицах; -рассматривание книг с соответств. Иллюстрациями; - разыгрывание этюдов по содержанию сказки; -изготовление шапочек. | |
«Дорожная безопасность» - декабрь | 1.Обобщающее слово – транспорт; грузовой транспорт; легковой и пассажирский транспорт. | - учить детей отвечать на вопросы педагога; - формировать умение составлять короткие рассказы с помощью взрослого; - воспитывать интерес к окружающему. | - работа с фланелеграфом; - работа с картинками; - физминутка; - п/и «Светофор» | - фланелеграф и соответствующий набор картинок; | - наблюдение за транспортом |
2. Обобщающие слова – рабочие инструменты. Кому что нужно? | - учить называть и различать инструменты, их части, конктретные трудовые рперации; - формировать умение правильно согласовывать слова в предложении; - обогащать представление о ближайшем окружении, активизировать словарный запас; - воспитывать интерес к труду взрослых; - закрепить и углубить знания о профессиях. | - рассматривание иллюстраций из серии «профессии», вопросы детям; - физкультминутка: - д/и «Что комУ?» | - набор иллюстраций по теме; - карточки с изображением рабочих инструментов; | - рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Профессии». | |
3. Дорожная безопасность. | - формированать понятие о правилах дорожной безопасности; -воспитывать грамотность юного пешехода; - формировать умение правильно согласовывать слова в предложении; | - рассматривание иллюстраций, - викторина «Дорожная азбука» | - набор соответств. Иллюстраций. | Памятки для родителей. | |
«Зимушка – зима» январь | 1. Зима | -учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять с помощью педагога небольшой рассказ по картинке с использованием опорных схем; - активизировать в речи детей прилагательные; - воспитывать звуковую культуру речи; | - загадки о зиме, - д/и «Подбери слово»; - рассматривание картинок на тему «Зима»; - психогимнатсика «Представьте себе»; - беседа по картине «Снеговик».
| - картинки с изображением зимы; -- структурно-логическая схема. | - разучивание загадок о зиме; - наблюдение за природными явлениями зимой. |
2. Заучивание стихотворения А. Кондратьевой «Метель», Введенского «На лыжах». | - учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста; - воспитывать интерес к поэтическим текстам; | - психоэтюд «Снежинки»; - чтение стихотворений педагогом, вопросы детям; - рассказывание стихотворения детьми; - рассматривание иллюстраций из серии «Зимние забавы», «Зимой на прогулке».
| - яркие иллюстрации с изображением зимней природы; - бумажные снежинки;
| - чтение произведений о зиме; - вырезание снежинок из бумаги. | |
3. Рассказывание из личного опыта «Что мы делаем зимой» | - учить детей отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога рассказ из личного опыта, используя опорные схемы; - развивать умение использовать в речи прилагательные; | - рассматривание семейных фото; - и/у с пальчиками; | -фотографии из семейного альбома; | - беседы о прогулке; - рассматривание иллюстрации из серии «Зимние забавы». | |
4. Рассказывание рнс «Снегурушка и лиса» | - учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки и представлять образы сказки; - формировать интонационною выразительность; - воспитывать умение слушать и сопереживать персонажам. | - загадки о лисе; - рассказывание сказки педагогом с показом иллюстраций, беседа по содержанию; - психоэтюд «Я лисичка»; - совместное рассказывание сказки с помощью настольного театра. | - соответств. Иллюстрации и игрушки. | - разучивание загадок, - чтение русских народных сказок | |
«Наши добрые дела» - февраль | 1. Семья | - учить детей отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога рассказ из личного опыта; - развивать умение использовать в речи прил., - воспитывать любовь к близким людям; | - рассматривание семейных фото;, - вопросы детям; - и/у с пальчиками - д/и «Скажи со словом «семейный» | - фото из семейного альбома; | - рассматривание семейных фото и диафильмов. |
2. Говори «Спасибо» Труд - врача, повара, воспитателя. | - учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога короткие рассказы по картине; - формировать умение употреблять в речи глаголы, согласовывать их с существительными; - воспитывать уважение к труду взрослых. | - рассматривание соответствующих картин; - вступительная беседа, вопросы, загадки; - составление рассказа. - физ.минутка, д/и «Один – много». | - иллюстрации, - картинки для д/и; | - рассматривание энциклопедии «Профессии» |
Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию детей 1 младшей «Б» группы
Месяц | Задачи | Литературный материал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевой активности дошкольников посредством игровой деятельности"
Сообщение из опыта работы...
«Развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности» «Путешествие колобка»
- развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности...
Проектная деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников с ОВЗ.
Статья раскрывает специфику внедрения проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР....
План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный годТема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»Цель: ...
Перспективное планирование по приоритетному направлению по теме «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно – речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС».
Перспективное планирование по приоритетному направлениюпо теме«Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно – речевой активности дошкольников посредством проектной дея...
"Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через проектную деятельность"
Консультация для педагогов....
Консультация для родителей "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности"
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не же...