Проектная деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике на тему
Статья раскрывает специфику внедрения проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников с ОВЗ».
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Принимая во внимание, что дети с ОНР отличаются от нормально развивающихся сверстников характером психических процессов, воспитание и образование в ДОУ должны осуществляться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Таким образом, одна из основных задач педагогов дошкольного учреждения – коррекция речевых нарушений и психологических особенностей дошкольников с ОНР на основе личностно ориентированного подхода к каждому ребенку с использованием эффективных форм совместной деятельности.
Организация проектной деятельности оказывает положительное влияние на развитие личности, способностей детей с ОНР, способствует коррекции недостатков их речевого развития.
В начале работы по внедрению проектной деятельности перед педагогами были поставлены следующие задачи:
- эффективная организация проектной, познавательно-исследовательской деятельности;
- расширение кругозора детей, имеющих речевые дефекты, развитие их познавательных, коммуникативных и социальных способностей через проектную деятельность;
- обогащение содержания игровой деятельности воспитанников;
- развитие детско-родительских отношений;
Проектный метод служит способом организации педагогического процесса, взаимодействия ребенка с окружающей средой, как в детском саду, так и в домашних условиях. Поэтому в процессе воспитания, обучения и коррекции должны принимать участие все педагоги ДОУ и родители воспитанников.
С целью эффективного внедрения проектной деятельности в работу с детьми с ОНР были разработаны следующие этапы:
- Постановка цели проекта
- Разработка плана достижения цели
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
- Составление плана-схемы проекта
- Сбор, накопление материала
- Включение в план-схему проекта непосредственно образовательной деятельности, игр, и других видов детской деятельности
- Презентация проекта
Следует отметить, что работа по внедрению проектной деятельности в группах для детей с ОНР имеет свою специфику, особое внимание в группах компенсирующей направленности должно уделяться коррекционным процессам, важно правильно планировать воспитательно-образовательную работу с детьми. При составлении расписания непрерывной образовательной деятельности следует ориентироваться на значимость ее вида, тематику, направление работы ДОУ и возрастные особенности воспитанников с ОНР. В процессе выполнения проектной деятельности дети совместно с педагогами и родителями учатся планировать свои действия : обсуждают информацию, делятся впечатлениями, проводят досуги и праздники. Реализация каждого проекта предусматривает разные виды детской деятельности. Изучение лексических тем воспитанниками, закрепление полученных знаний и умений в рамках того или иного проекта способствует расширению у них словарного запаса, развитию связной речи, формирование грамматического строя речи. Совместными усилиями педагогов ДОУ, детей и их родителей были реализованы такие проекты как :
«Цирк зажигает огни», «Мы все разные, но мы вместе», «Игра и игрушка», тематические проектные недели «Что такое Новый год», «Всем нужен мир»
и др.Реализованные проекты способствовали созданию атмосферы психологического благополучия воспитанников, развитию у них познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков, коррекции речевых нарушений.
Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.
Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение проектной деятельности в работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, позволяет им социально адаптироваться среди сверстников, преодолеть неуверенность в себе, стать активными и самостоятельными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников.
С...
Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников.
Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь в эти годы закладывается основа, на которую позже будут накладываться знания...
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников.
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но ...
Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников
Доклад на тему: «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников»...
Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...