Консультация для родителей "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности"
консультация
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана система работы «Удивительное рядом», построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов: исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Вся работа строится на следующих принципах:
- принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
- принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
- принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
- принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
- принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:
- развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
- научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
- развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
- повысить уровень коммуникабельности.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.
На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы «Удивительное рядом», позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраста.
Так во второй младшей группе были разработаны исследовательско-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и ролево-игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта « Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; с помощью проекта «Котя-котенька» дети познакомились с разнообразным миром домашних животных и основами ухода за ними.
Особый интерес детей вызвал исследовательско-игровой проект «Волшебная капелька!», где на первом этапе был создан центр воды и песка, изготовлена «Капелька» – игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.
На втором этапе – детям давались знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, проводились опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учились делать выводы, воспитывалось бережное отношение к воде, особой популярностью у детей пользовались игры с водой «Веселые капельки», экспериментальная деятельность «Разноцветные капельки», во время которой проводился опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками, «Будем учиться заваривать чай», где дети знакомились со свойствами горячей воды и правилами безопасности при обращении с ней.
На третьем, заключительном этапе знания детей были обобщены при помощи интегративной деятельности по теме «Капелька в гостях у деток».
В средней группе реализовывались творческо-исследовательские проекты. Такие как:
– «В гостях у сказки», где дети учились находить основное отличие сказок, понимать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты, движения; у них формировались навыки совместного участия в театрализованных действиях, навыки содружества педагогов и детей; повышалась детская самооценка, воспитывалось доброжелательное отношение к персонажам;
– «Праздник непослушания», с помощью которого дети знакомились с правилами этикета, исследовались основы безопасности жизнедеятельности, формировалось умение делать простейшие выводы в процессе специально смоделированной проблемной ситуации, коммуникативные навыки. Результатом проекта стало проведение детского праздника совместно с родителями.
Особенно запомнился детям исследовательский творческо-игровой проект «Михайло Потапыч и другие», в ходе которого дети познакомились со сказочным образом медведя в различных произведениях искусства. Были созданы условия для игровой и творческо-исследовательской деятельности детей. На первом этапе был выпущен информационный лист для родителей о начале работы проекта. Затем совместно с детьми и родителями был организован в группе мини-музей «Медвежий угол», где была собрана различная информация о видовом разнообразии медведей, осуществлен подбор художественной литературы, энциклопедических данных о медведях, аудио и видеоматериалов, создана картотека речевых, дидактических и подвижных игр.
На втором этапе приоритетной деятельностью была игровая. Дети с удовольствием играли в игры: «Как медведь рычит?» (для развития моторики речедвигательного аппарата), подвижную игру «Медведь и пчелы», где дети учились действовать, согласно правилам игры, музыкально – ритмическую «Кто уснул под кустом?», познавательную «Мишка, мишенька, медведь», с помощью которой формировались умения детей анализировать поступки сказочных героев (медведей), делать выводы, заключения. Также дети собирали пазлы «Сказочные медведи», просматривали мультфильмы, видеофильмы, слушали и разучивали песни, стихи о медведях. С детьми проводилась игровая утренняя гимнастика «У медведя во бору»?
На заключительном этапе проекта была организованна игра-драматизация «Теремок» для показа малышам, выставка творческих работ, совместно с родителями и детьми была создана рукописная книга «Каким бывает медведь?».
Используя принцип от простого к сложному, в старшей группе были разработаны исследовательско-информационные и практико-ориентированные проекты, цель которых – собрать и исследовать информацию о каком-либо объекте, явлении, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты, ознакомить с ними участников и реализовать в практической деятельности. Проекты этого типа требуют четкой структуры, обозначенных целей, продуманных методов сбора информации. Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей ее фиксировать. Способствуют приобретению таких навыков следующие упражнения: «Напиши другу письмо», «Прочти, что тебе написал друг», «Угадай, что это», «Запишем сказку», «Говорящие рисунки» и другие.
Учитывая интересы детей и актуальность тематики, были разработаны следующие проекты:
– информационно-практико-ориентированный проект «Здоровые спинки», где формировались обобщенные понятия о строении своего организма и сохранении его здоровья, основы правильной осанки, воспитание уверенности в себе. В результате проекта дети смогли на практике применять коррекционные игры и упражнения в течение дня – на прогулках, утренних гимнастиках, во время двигательной деятельности;
– исследовательско-информационный проект «Веселая семейка», задачей которого было собрать и исследовать информацию о понятиях: «род», »родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие», о семейных традициях, семейных реликвиях:
– индивидуальный информационно-исследовательский проект о художниках, инициатором которого выступил ребенок. Интерес к этой теме возник у него после экскурсии на художественную выставку в детской художественной школе им. Г. В. Перова. Там были выставлены картины не только нарисованные красками, но и выполненные разнообразными материалами: соломкой, из камня, из меха и ткани. Ребенок заинтересовался: «Кого же можно называть художником? Когда появились первые рисунки? Где учатся на художника?». С помощью педагога была выдвинута гипотеза, поставлена цель, определены задачи проекта.
Сначала совместно с педагогом им была собрана информация о художниках в энциклопедиях, в детской познавательной литературе о появлении первых рисунков в истории человечества, стилевом разнообразии художников. Проанализировав информацию, ребёнок пришел к выводу – для того, чтобы стать настоящим художником нужно не только уметь рисовать, но еще необходимо учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-350223-1384969165.jpg)
Развитие речевой творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Типовая программа определяет задачи развития языка и речевой деятельности дошкольника как умение формировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-569670-1421926662.jpg)
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности"
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/29/picture-659290-1440877373.jpg)
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрализовано-игровой деятельности».
Рекомендации для педагогов...
Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности"
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный пе...
Консультация для педагогов Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
Экологическое воспитание...
Презентация "Развитие познавательной активности и общих интеллектуальных способностей дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности"
подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/01/picture-1331933-1619895952.jpg)
Доклад "Развитие познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности."
Развитие познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности....