Развитие самоанализа как основа формирования эмоционального интеллекта у дошкольников
статья (подготовительная группа)
Эмоциональный интеллект – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. Что из себя представляет эмоциональный интеллект и как его можно формировать в дошкольном возрасте описано в статье. Вам представлен опыт работы в студии по подготовке к школе во Дворце творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 86.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Аввакумова Е.С.,
методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»
г. Санкт-Петербург
Развитие самоанализа как основа формирования эмоционального интеллекта у дошкольников
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Дэниел Гоулман писатель, психолог, научный журналист (США)
Эмоциональный интеллект – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году [5].
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [5].
Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Дэниела Гоулмана (американского писателя), представленная схематично ниже.
[7]
Всего Гоулман выделяет пять компонентов, разделенных на более мелкие элементы.
Самосознание:
- уверенность в себе: это свойство личности, ядром которого выступает позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон;
- правильная самооценка: осознание своих возможностей и сильных сторон;
- эмоциональное самосознание: анализ своих эмоций и осознание их воздействия, а также использование интуиции.
Самоконтроль:
- оптимизм: умение с позитивом и надеждой смотреть на реальность или сложную ситуацию;
- открытость: надежность, проявление прямоты и честности;
- обуздание эмоций: умение контролировать деструктивные импульсы и эмоции;
- воля к победе: стремление улучшать личную эффективность ради того, чтобы соответствовать внутренним стандартам качества;
- адаптивность: умение приспособиться к меняющимся обстоятельствам;
- инициативность: полная готовность к активным действиям;
- социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.
Социальная чуткость:
- предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных;
- деловая осведомленность: осознание и понимание иерархии ответственности и политики, текущих событий;
- сопереживание: проявление участливого отношения к проблемам других людей, умение прислушаться к их чувствам.
Управление отношениями:
- влияние: это владение рядом тактик убеждения;
- воодушевление: умение вести за собой других людей, рисуя прекрасную картину будущего;
- воздействие изменениям: способность вести людей в новом направлении и инициировать изменения в карьере и личной жизни;
- помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей;
- укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей;
- урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий;
- сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду;
- эмпатия: способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать;
- мотивация: умение побуждать себя к действию [6].
Действительно, для того, чтобы понимать роль эмоций в жизни человека, уметь их распознавать и управлять ими, на наш взгляд, нужно начать с осознания и принятия собственных чувств и настроений. Когда человек понимает, что испытывает в эмоциональном плане и как это сказывается на его деятельности и контактах, он в состоянии вывести эмоцию из бессознательной сферы в сознание, проработать и отпустить её.
И чем раньше начать такую работу над собой, тем лучше. Именно поэтому в работе с дошкольниками я использую такие методики, как: «Солнце настроения» и «Башни». Рассмотрим подробнее каждую.
Методика «Солнце настроения» [1]. Вначале каждого занятия сразу после приветствия дети получают образец солнца для раскрашивания и инструкцию из двух частей:
- Подумай, пожалуйста, с каким настроением сегодня ты пришел на занятие.
Тут следует обговорить, если дети выполняют это задание впервые, то педагогу важно провести беседу о том, что настроение и эмоции у людей бывают разные, возможно, перечислить состояния.
- И вторая часть задания: Если для твоего настроения сегодня выбрать цвет, то какой бы он был? Раскрась, пожалуйста, солнышко. Помни, что солнце твоего настроения может быть любого цвета.
Далее каждый ребенок рассказывает о своем настроении (эмоции) и о выбранном цвете. Момент раскрашивания является психотерапевтичным, так как снимается определенное напряжение: внутреннее состояние находит физический выплеск через работу с цветом и эмоциональный – через рассказ о себе. Дошкольники тем самым учатся:
- выражать свое внутреннее состояние;
- связывать его с внешними проявлениями;
- принимать, слышать и понимать настроения окружающих;
- эмпатии;
- самоанализу и критическому мышлению.
Данное упражнение отлично подготавливает и настраивает на учебный процесс. Эта процедура занимает 5 минут, но её значение велико для каждого участника, ведь дети чувствуют собственную значимость, т.к. каждый получает внимание, и причастность к общему делу. Это сближает коллектив.
Я бы отметила такой момент, что поначалу дошкольники отвечают очень сухо, односложно, часто повторяясь, например: настроение веселое, хорошее, доброе и т.д. Но выполняя раз за разом, раскрываются, начинают анализировать, и ответы становятся более развернутыми: «у меня сегодня очень радужное настроение, я рада вас видеть» или: «мое настроение сегодня злое с утра, потому что мама снова рано меня разбудила, и я не выспалась». И, конечно, я подвожу ребят к мысли о том, что можно сделать со своим состоянием, может ли ребенок сам на него повлиять.
Данная техника работы с эмоциями, повторяясь из занятия в занятие, становится ритуалом, дети без напоминания могут начать самостоятельное выполнение, это помогает им настроится на основную деятельность и легко включаться в образовательный процесс.
Эта методика полезна и тем, что плавно подводит детей к более сложному анализу и оценке эмоций и чувств не только своих, но и окружающих людей. Конечно, в использовании данного упражнения нет строгой привязки по возрасту, его можно использовать и с младшими школьниками и даже подростками.
На наших занятиях мы приклеиваем «солнышки» на лепестки цветов, вырезанных из картона, таким образом, получается приятная композиция, которая все время на виду. Всегда можно посмотреть, потрогать и увидеть динамику.
Оценка эмоционального состояния – это первый этап самоанализа, вторым является Оценка собственных достижений через методику «Башни». В заключительной части занятия каждый ребенок получает две башни для раскрашивания: «Башня моих стараний» и «Башня моих достижений». Инструкция следующая:
1. Подумай, на какое количество этажей башни ты сегодня на занятии постарался: на один – мало старался, на два – средне или на три – очень старался и раскрась соответствующее количество этажей на Башне своих стараний.
2. А теперь подумай, на сколько хорошо у тебя сегодня всё получилось. И раскрась Башню своих достижений.
Далее следует обсуждение результатов, каждый ребенок анализирует свои усилия и свои достижения. Педагог подчеркивает, связь между прилагаемыми усилиями и полученным «продуктом».
Результатом использования данной методики является развитие:
- рефлексии;
- критического мышления;
- коммуникативных навыков;
- эмпатии.
По завершению беседы Башни приклеиваются в рабочую тетрадь.
Данная методика также очень проста и легка в исполнении, не требует много времени.
Каждому человеку очень важно признание и понимание его чувств. Эмоции очень сильная движущая сила человека, умение правильно считывать настроения окружающих сильно облегчают коммуникацию. Такая работа по развитию самоанализа через методики «Солнце настроения» и «Башни», несет очень важную роль в развитии эмоционально сферы и эмоционального интеллекта у детей.
Список литературы:
- Алендеева О. М. Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов с учётом основных принципов детской нейропсихологии. / Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. - Чебоксары: Перфектум, 2012.- с 41.
- Алендеева О. М. От простого к сложному. / Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. – Чебоксары: «Новое время», 2010. с 60. (Серия учебно-методический комплект).
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект; АСТ - Москва, 2008. - 478 c.
- Гоулман Дэниел Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; Манн, Иванов и Фербер - Москва, 2013. - 914 c.
Другие источники:
5. https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/
6. https://hr-portal.ru/varticle/model-emocionalnogo-intellekta-goulmana -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмоционального интеллекта дошкольника
Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника...
Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...
Консультация для родителей на тему: "Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников"
5 заповедей Я. Карчака:1. Любить ребёнка вообще. а не тоько своего собственного.2. Наблюдать ребёнка.3. Не давить на ребёнка.4. Быть честным с сабой. чтобы быть чествнм с ребенком.5. Познать себ...
«Музыкальные игры, как средство формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников»
У детей особенные взаимоотношения с музыкальным творчеством. Они легко откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят му...
«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»
laquo;Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»...
Картотека игр на формирование эмоционального интеллекта дошкольников.
Картотека игр на формирование эмоционального интеллекта дошкольников....
Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...