«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»
материал (подготовительная группа)
«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»
Слайд 1 (титульный лист):
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в процессе творческой игровой деятельности».
(слайд 2):
- Эмоциональный интеллект - это навык будущего. Сегодня мы, педагоги, работаем с детьми, которые в корне отличаются от нас самих. Это новое цифровое поколение. Они играют в онлайн - игры и по-другому воспринимают и анализируют информацию.
Но никакой самый современный компьютер не научит ребёнка понимать свои эмоции и управлять своим настроением, дружить и уважать окружающих людей. А впереди - целая жизнь, в которой эмоциональная сфера в союзе с логическим мышлением станут той палочкой-выручалочкой, которая поможет в сложных жизненных ситуациях.
(слайд 3):
В педагогике ведутся поиски и внедряются новые технологии по:
- взаимодействию с детьми,
- способам донесения информации.
Очень интересные открытия рождаются на стыке двух наук, например, педагогика - психология, педагогики - актёрского мастерства. Сейчас самое время педагогам самим быть яркими и артистичными.
! Педагог должен донести до детей информацию!
Вопрос: КАК это сделать наиболее эффективно?
Американские учёные утверждают, что 80% информации современные дети воспринимает визуально:
- с одной стороны - это движения тела, мимика, внешний вид человека;
- с другой - предметы, приспособления для передачи информации, которыми можно манипулировать (взять в руки, изменить, сложить) - игры, пособия.
(слайд 4):
Сегодня мы хотим представить образцы творческих игр для работы с эмоциями. Эти игры направлены на:
- формирование навыка распознавать эмоции;
- на переключение внимания, управление эмоциями;
- снятие эмоционального и физического напряжения;
- развитие творческого мышления;
- сплочение детского коллектива.
(слайд 5):
Все эмоции в совокупности образуют одно тематическое пространство. Представив это пространство в какой-то форме понятной для детей, мы получаем замечательный инструмент управления настроением, например, - часы эмоций.
На этих часиках есть все основные эмоции настроения:
- отрицательные эмоции - обозначены красным цветом (осторожно, опасность!): злость, обида, страх, грусть, скука, усталость (всего 6 основных эмоций).
- положительные эмоции - зелёным цветом (это наши ориентиры, к ним надо стремиться!): покой, интерес, бодрость, удовольствие, радость, смех (тоже 6 эмоций).
Как же эти часики работают?
Если вдруг испортилось настроение, надо:
1 шаг - постараться понять, какая плохая эмоция у вас появилась, в чём причина плохого настроения. А ещё лучше посмотреть в зеркало!
(слайд 6):
- Давайте попытаемся почувствовать эмоцию и передать её с помощью мимики. Игра " Тренируем эмоции".
Ход игры:
- Пожалуйста, попробуйте:
- нахмуриться, как осенняя туча;
- улыбнуться, как Буратино;
- испугаться, как заяц, увидевший волка!
- удивиться, как будто вы увидели чудо...
- Спасибо! Здорово получилось! А Вы заметили зависимость между физическим действием и эмоцией? Вы начали играть, и появилась улыбка! А если взрослым нравиться играть, то детям - тем более!
От эмоций зависит наше настроение, а от настроения - отношение к жизни, к окружающим людям.
Итак, 2 этап - учимся переключать плохую эмоцию на хорошую.
А теперь - главный секрет! Как же нам переключаться на хорошие эмоции? Здесь тоже есть самые разные способы!
(слайд 7):
СПОСОБ 1 (эмоция "ПОКОЙ)":
Например, мы испытываем волнение, тогда нам надо переключиться на покой.
Очень хорошо успокоиться нам помогают разные дыхательные упражнения, например, "Насос", "Свеча", "Воздушный шарик".
Я вас сейчас научу.
"Воздушный шарик"
Чтобы успокоиться, необходимо сделать дыхание ровным и спокойным.
Набираем побольше воздуха и надуваем шарик (в два кулачка). Выдуваем воздух долго-долго и потихоньку успокаиваемся.
(слайд 8):
Есть ещё хорошее упражнение - "Солнышко и снег".
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте - снег. Но снег не простой, а весенний. Он нас морозит, нам неприятно. Снег - это плохие эмоции: обида, грусть, усталость, страх.
Но вот солнечные лучи начинают топить снег, а вместе со снегом тают и наши негативные эмоции. И скоро от них не останется следа, как от весеннего снега! Наступает - покой.
Вот сколько способов есть, как обрести покой.
(слайд 9):
СПОСОБ 2 - (эмоция "ИНТЕРЕС"):
А если кому-то скучно, то необходимо поменять скуку, например, на интерес.
Есть много способов, как обрести интерес. Некоторые из них можно найти в "Спинере грусти":
1) почитать интересную книгу.
2) поиграть с друзьями в интересную игру, в которой надо думать, фантазировать самим. А когда мы думаем, мы забываем про всякие неприятности!
Во что поиграть? Очень интересны игры, которые построены на методах "Теории решения изобретательских задач" (ТРИЗ).
(слайд 10):
Игра "Да-да-да! Когда?"
- Игра "Да-да-да! Когда?" основана на "Методе мозгового штурма". Можно использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с целью создания позитивного эмоционального настроя.
- Давайте с вами поиграем. Я буду бросать вам мячик и задавать вопрос, а Вы должны отвечать всегда только "да-да-да!", каким бы нелогичным не показался Вам вопрос в привязке к ответу "да".
Попробуем:
- Человек может поднять автомобиль?
- Когда?
- Дерево может быть лестницей?
- Когда?
- Ветер умеет толкаться?
- Когда?
- Муравей может съесть звезду?
- Когда?
- Руками можно говорить?
- Когда?
- Бумага может быть веником?
- Когда?
- Скажите, Вам сложно было отвечать на мои вопросы?
- Эти сложности возникли потому, что мы привыкли мыслить стандартно. А нам для ответа необходим творческий подход, предполагающий высказывание максимального количества даже самых невероятных идей. И самое главное:
- в игре нет неправильных ответов (ситуация успеха);
- дети учатся аргументировать свои ответы и отстаивать своё мнение в дискуссии;
- формируются навыки общения в коллективе.
(слайд 11):
(Создание интеллект - карты ЭМОЦИЙ - "СМЕХ")
Есть еще самая сильная положительная эмоция - СМЕХ.
И сейчас я предлагаю ВАМ создать целую карту, как навигатор, по поиску смеха! Свои идеи, как найти СМЕХ, нужно будет изобразить на ватмане.
Если кто-то не очень любит рисовать, есть заготовки для аппликации.
ОБЪЯСНИТЬ (на примере заготовки карты - "СМЕХ").
(Показать заготовку):
- Лист ватмана располагаем горизонтально.
- В центре находится главная идея - эмоция СМЕХ.
- От основной идеи отходят ветви. Проявляйте творчество! Им не обязательно быть прямыми, они могут быть изогнутыми и фигурными. У каждой ветви свой цвет (и желательно подписать сверху - имя).
- Рисунки идей лучше делать цветными - более привлекательные.
- "Читать" интеллект-карту ЭМОЦИИ - СМЕХ будем с верхнего правого угла по часовой стрелке.
(Участники рисуют карту. Показывают, обсуждают).
(слайд 12):
А вот какую карту нарисовали дети (эмоция - "Как победить страх").
(слайд 13):
РЕФЛЕКСИЯ
- Я очень люблю играть и придумывать новые игры. Есть у нас такая "Коробка хорошего настроения". Она многофункциональна:
- можно хранить подарки, которые дарят дети: замечательные рисунки от чистого сердца!
- мячики и мягкие игрушки для сюжетной игры (замечательная собачка Соня из рассказов Андрея Усачёва - вызывает море положительных эмоций!);
- ! наполняемость может меняться в зависимости от темы недели и цели использования (например, интересные картинки; или как "Волшебный мешочек" - пощупать предмет: "Что ты чувствуешь?" и т.д.).
(слайд 14):
Еще её можно использовать, в том числе, для игры в "Фанты для педагогов".
(Участники по очереди достают бумажки с вопросами и отвечают на них).
Примерные вопросы:
- Какой момент прошедшего мастер-класса заставил Вас улыбнуться?
- Какими словами можно описать Ваше эмоциональное состояние после прошедшего мастер-класса?
- Какой момент мастер-класса Вас удивил?
- Какую из представленных на мастер-классе идей/ игр Вы сможете использовать в своей педагогической практике?
(слайд 15):
Заключительное слово:
- Я желаю, чтобы Вы придумали ещё больше способов превращения отрицательных эмоций в положительные и почаще применяли их на практике! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в дошкольной организации.
Актуальность. Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследо...
Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности
Данная консультация поможет воспитателям ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...
«Музыкальные игры, как средство формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников»
У детей особенные взаимоотношения с музыкальным творчеством. Они легко откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят му...
Развитие творческой активности дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности
В статье раскрывается сущность музыкально-игровой деятельности дошкольников. Творчество на занятии....
Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности
Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...
СТАТЬЯ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИТЦИОННЫХ ФОРМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР НА ФАРТУКЕ «СКАЗКА О НЕПОСЛУШНОМ МЫШОНКЕ» (по мотивам «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака)
Театр на фартуке – уникальный вид театра, позволяющий творить педагогу вместе с детьми, взаимно обогащаясь и развиваясь. Фартук можно использовать в разных формах работы....