Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»
статья (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социального познания формируются представления об эмоциях, развитие которых определяют способность ребенка распознавать эмоцию на уровне представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorova_elena_nikolaevna_statya.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова Елена Николаевна, воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга.
Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»
Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Поэтому на сегодняшний день наблюдается тенденция роста интереса к изучению сферы эмоционального интеллекта.
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социального познания формируются представления об эмоциях, развитие которых определяют способность ребенка распознавать эмоцию на уровне представления.
Для детей с функциональным нарушением зрения характерны такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и, как следствие, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-этической сферы, сферы социальных эмоций. Обедненная эмоциональная жизнь ребенка с косоглазием и амблиопией, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы.
На начальном этапе работы была проведена диагностика, результаты которой показали несформированность эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым, недостаточную развитость навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми. Это указало на необходимость проведения соответствующей целенаправленной коррекционной работы, дающей возможность улучшить понимание дошкольниками с нарушениями зрения своих эмоциональных состояний и состояний других людей.
В связи с вышеизложенными данными была сформулирована цель:
- Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с нарушениями зрения, включающего в себя навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
И следующие основные задачи:
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
- Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
- Формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
- Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
- Формирование у детей способности распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
- Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
Воспитательно-образовательная работа по развитию эмоционального интеллекта у детей с нарушениями зрения мной велась в трёх направлениях:
1. Совместная работа со специалистами детского сада.
При активном участии специалистов детского сада создавались комфортные условия для проведения режимных моментов в определённые временные периоды, способствующие снятию накопившегося утомления, предупреждающие возможные психоэмоциональные срывы. Была составлена программа ежедневной физкультурной терапии, которая содержала три обязательных компонента:
-утренняя терапевтическая гимнастика с целью поднятия мышечного тонуса, создания хорошего настроения;
-терапевтические пешие прогулки с выполнением психогимнастических упражнений, этюдов;
- оздоровительные динамические паузы для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.
2. Совместная и индивидуальная игровая деятельность с детьми.
Игры для ежедневной индивидуальной и совместной деятельности педагога с детьми были распределены по четырём блокам:
- Игры на ознакомление и развитие таких базовых эмоций как радость, злость, доверие, страх, удивление, печаль, отвращение, интерес.
Сначала мы знакомились с богатым миром эмоций, учились их различать, понимать, грамотно выражать свои чувства.
«Волшебное зеркало» помогало детям изучить своё лицо, мимику с помощью подсказок.
Разрезные картинки, альбомы эмоций, кубики, конструктор закрепляли умение определять и различать базовые эмоции.
Мы вместе заселяли дом, изучая силу выражения чувств и разнообразие эмоций.
Градусник эмоций, эмоциометр, ежедневное заполнение экрана эмоций увлекли детей и стали основными помощниками в изучении ими своего внутреннего эмоционального мира.
Грамотно справиться со своими переживаниями, научиться безопасно их выражать детям помогали спинер грусти, коробка гнева, дерево любви.
- Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
При проведении игр из данного блока дети старательно избавлялись от телесных зажимов, учились снимать мышечное и эмоциональное напряжение и усталость, развивали умение выражать свои чувства и эмоции с помощью мимики и пантомимики, раскрепощались и улучшали свой и общий эмоциональный фон.
Разноцветные стекла позволяли нам увидеть окружающий мир в неожиданных красках; психогимнастические упражнения помогали лучше ощутить свои движения и развивали воображение; эмоциональные гонки поднимали настроение; игра «Ласковые лапки», работа с аквагрунтом, фасолью, кинетическим песком с поисками интересных предметов помогали расслабиться и развить тактильные ощущения.
- Игры на распознавание эмоций окружающих
В связи с различного рода отклонениями в эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения, самым сложным этапом в развитии эмоционального интеллекта детей стало развитие способности по мимике, жестам, интонациям определять эмоциональное состояние другого человека.
Чтение терапевтических сказок, использование рамок, изображающих зеркала различных размеров, эффективно помогали детям справиться с этой задачей; разыгрывание сценок с использованием рукавичек, масок с изображением различных эмоций, развивали диалоговую речь и умение интонационно выражать заданные чувства; составление фоторобота по подсказкам, отгадывание нарисованных, выложенных различными материалами эмоций, подбор картинок по заданной пиктограмме, скрепыши- всё это стало увлекательной и неотъемлемой частью наших игр, которые ненавязчиво позволяли добиваться намеченных результатов.
- Коммуникативные игры
И, конечно, дети учились выстраивать продуктивную коммуникацию друг с другом, развивать чувства единства, доверия, сплоченности, умение действовать в коллективе.
Игра «Проводник», исключающая зрительный фактор одного из участников, увеличивала степень доверия между детьми; рисование на спине, на руке, украшение друг друга прищепками способствовали налаживанию тактильного контакта между ними; экран добрых дел, театрализованные постановки для малышей, дежурство, уход за растениями помогали воспитывать чувство ответственности и собственной значимости для себя и окружающих; игра «Ласковое слово» (с мячом), «Передай улыбку», «Маски говорят», «Балансир эмоций» закрепляли умение выражать свои чувства вербально.
3. Просветительская и совместная деятельность с родителями воспитанников.
В совместную деятельность активно включались родители наших воспитанников, поскольку детям всегда необходимо чувствовать, что родителей тревожат не только успехи детей в приобретении различных навыков и умений, но и поддержка в таком нелёгком деле как освоение эмоционального мира своего и окружающих. Мы изготавливали для детей персональные карманные эмокнижки-подсказки, с помощью которых они могли закрепить знание базовых эмоций и умение их распознавать у окружающих людей. Создали дерево достижений, которое родители и дети с удовольствием пополняют по сей день. «Выращивали» цветы положительных и отрицательных качеств детей, и клумба с положительными качествами на данный момент гораздо больше. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам своих детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений помогло укрепить в сознании ребят социальную значимость и важность этой необыкновенной сферы- сферы эмоционального отношения к себе и другим.
Созданная мной система работы по развитию эмоционального интеллекта у детей с нарушениями зрения позволила собрать имеющийся материал воедино, переработать и адаптировать его для организации и проведения совместной игровой деятельности воспитателя с детьми. Данный материал был апробирован и представлен на методических объединениях специализированных учреждений города, где был признан актуальным и необходимым в работе воспитателя. Это способствовало созданию печатного сборника «Игры и упражнения на развитие эмоционального интеллекта дошкольников с нарушениями зрения» для педагогов и родителей дошкольников, который будет полезен и востребован в общеобразовательных дошкольных учреждениях.
Список литературы:
1.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998.
2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ- Петербург, 2012.
3. Вайнер М.Э. Игра и эмоциональное развитие. 2001.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо, 2005.
5. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. 352 с.
6. Тимофеева С.А. Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения и речи // Дошкольная педагогика. 2007. №6.
7. Уразаева Л.Ю. Развитие невербальных средств общения у детей с нарушением зрения Электронный ресурс. Волжск, 2008. URL: http://pages.marsu.ru/iac.html
8. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985.
9. Сергиенко Е., Хлевная Е., Кисилева Т. Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей.М.:Издательство АСТ, 2021.
10. Шиманская В. Где живут эмоции? М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями зрения
Дети с нарушением развития зрения отличаются недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы, что проявляется в повышенной эмоциональной ранимости, обидчивости, конфликтности, напряженности, неспос...
Статья "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников дидактическими средствами элементарного музицирования по моделям Орф-Шульверк"
Инновационный подход к музыкальному образованию дошкольников...
"Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной социализации в современном обществе"
quot;Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной социализации в современном обществе"Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социал...
Статья: Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
В статье подобраны материалы по работе с детьми для формирования социального и эмоционального интеллекта дошкольников от 4 лет и старше....
СТАТЬЯ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИТЦИОННЫХ ФОРМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР НА ФАРТУКЕ «СКАЗКА О НЕПОСЛУШНОМ МЫШОНКЕ» (по мотивам «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака)
Театр на фартуке – уникальный вид театра, позволяющий творить педагогу вместе с детьми, взаимно обогащаясь и развиваясь. Фартук можно использовать в разных формах работы....
Современные психолого-педагогические технологии развития эмоционального интеллекта у дошкольников.
Целевая аудиторияВебинар рассчитан на педагогов, психологов, родителей дошкольников и других слушателей, желающих расширить свои знания о методах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраст...
Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»
Одной из важнейших задач ФГОС ДО на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...