ПРОЕКТ-ПРОГРАММА «Юный краевед»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая дошкольников на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство единения. Знакомство с культурой, природой, бытом, трудом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать свой город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Североуральского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3
СООБЩЕНИЕ
Презентация программы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Составитель:
Бартули Эльнура Нотфуллавна
Должность:
Воспитатель высшей категории
г. Североуральск
2017 г.
Слайд 1.
Здравствуйте! Разрешите представить программу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством краеведения «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Слайд 2.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию, а в содержании отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольника.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» говорится о том, что «…Воспитательно-образовательная работа должна быть направлена на привитие у детей любви к Отечеству и родному городу, воспитания чувств гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование у детей образа героя, защитника своего государства…»
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считается, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
Слайд 3.
Выбор темы ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЕНИЯ обусловлен пониманием значимости этой проблемы.
Слайд 4. Объект изучения и предмет изучения вы видите на слайде, а я хочу остановиться на гипотезе: если мы будем заниматься патриотическим воспитанием, то вырастим детей любящих свою Родину, свою природу, свой народ, а также свои традиции и обычаи.
Слайд 5. Для реализации направления «Патриотическое воспитание детей» был проведён анализ:
сформированности патриотических и коммуникативных качеств детей, который показал низкий уровень мотивации и познавательного интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края: (зачитать).
Слайд 6. Анализ заинтересованности родителей показал, что интерес их к материалам патриотического воспитания недостаточен: (зачитать).
Слайд 7. анализ степени оснащённости развивающей предметно-пространственной среды в группе показал: недостаточное оснащение дидактическим, наглядно-демонстрационным материалом с краеведо-патриотическим содержанием.
Результаты анализа имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, но краеведческой направленности в ней мало.
Слайд 8. Таким образом, выявились проблемы:
Вывод: Проанализировав их, я пришла к выводу, что в моей группе необходимо было заниматься патриотическим воспитанием детей средствами краеведения, и считала необходимым привлечь к этой деятельности родителей.
Слайд 10. Прежде чем начать работу по патриотическому воспитанию у детей я изучила нормативно-правовые документы. Вы их сейчас видите на слайде.
Слайд 11. А также поинтересовалась, что думают на этот счёт известные педагоги, такие как Алёшина, Ковалёва, Маханёва и т.д.
Вывод: Все эти педагоги работали над проблемой патриотического воспитания. У них у всех были разные подходы, методы работы с детьми по этой проблеме.
Слайд 12. Основываясь на нормативно-правовые документы, на труды педагогов, на историографию о родном крае, разработала образовательную программу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством краеведения «Юный краевед», реализация которой шла 4 года.
Слайд 13. Целью которой стало: воспитание интереса и любви к Родине, на основе ознакомления с родным краем.
Результатом деятельности стало:
1). Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе.
Слайд 14. и 2). Сформированность личностных качеств дошкольника – краеведа таких, как интеллектуально-развитый, любознательный, инициативный, креативный и эмоционально-отзывчивый.
Слайд 15. В основу программы положены Принципы:
Слайд 16. Свою работу рассчитала на четыре года, с 4-х до 7 лет и распределила, соответственно возрасту, на блоки: (Зачитать)
Слайд 17. Для каждого блока были поставлены цели, вы видите их на слайде.
Слайд 18. На этом слайде прописана реализация задач патриотического воспитания посредством краеведения по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
Слайд 19. На этом слайде вы видите те виды деятельности, которые я использовала в своей работе и хочу немного рассказать о каждой из них.
Слайд 20. В течение 4 лет я использовала проектную деятельность. На этом слайде вы видите перспективный план этой деятельности.
Слайд 21. В результате участия в этом виде деятельности дети чувствовали себя исследователями, у детей расширился кругозор, повысилась творческая активность и любознательность, самостоятельность в суждениях, умение взаимодействовать в коллективе, обогатились знания о природе, семье и семейных традициях, городе, стране и русских традициях.
Продуктом деятельности являлись выставки рисунков, поделок детей и родителей, показы сказок, праздники и т.п.
Слайд 22. В течение 2 лет я использовала в своей работе клубную деятельность. 1 клуб – это литературный клуб «Книголюб».
Цель, задачи и прогнозируемый результат сейчас вы видите на слайде, а я хочу сказать, что в результате деятельности этого клуба у детей появился интерес к творчеству авторов, а также было сформировано у детей осознанное отношение к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.
Так, во время какой-либо поисковой деятельности дети искали ответы в библиотеке, в книгах, журналах. Посещая детский сад 4 ребят вместе с родителями стали посещать детские библиотеки города.
А о 2 клубе я скажу чуть позже.
Слайды 23 Ещё мы совместно с логопедом и родителями использовали словотворческую деятельность – это индивидуальная, коллективная или семейная сочинительская деятельность.
Слайд 24. Продуктом этой деятельности стали альбомы, созданные детьми совместно с родителями.
Слайд 25. Поисково-исследовательская деятельность
Вывод: В результате этой деятельности у детей формировались знания о родном крае, его достопримечательностях, профессиях, природе и семейных традициях.
Это созданные альбомы: «Генеалогия», «Что означает моё имя», «Герб моей семьи», создана фотогалерея «Отцов наших мы помним имена»; создана видеоколлекция: «Родники нашего города» и т.п.
Слайд 26 Краеведо-туристская деятельность: экологические акции, эколого-оздоровительные походы, краеведческие экскурсии, семейные туристические маршруты, маршруты выходного дня.
Созданы плакаты: «Береги природу», «Береги воду», «Дарим растению жизнь»; созданы фотогазеты: «Маршруты выходного дня», «Экскурсия на родник «Иван-да-Марья» и т.п.
Слайд 27. Модульная деятельность
Продуктом этой деятельности являлась: разработка совместно с детьми планов; разработка семейных безопасных маршрутов, маршрутов выходного дня; создание макетов и природных ландшафтов.
ВЫВОД: Использование разных видов деятельности гарантирует достижения дошкольника и в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе.
Слайд 28. Результаты деятельности за 4 года
Слайд 29. С целью отслеживания результатов работы проводила систему мониторинга, который разработала по двум направлениям:
- степень освоения программы по патриотическому воспитанию;
- степень развития личностных качеств дошкольника.
На этом слайде вы видите сравнение результатов мониторинга освоения программы «Юный краевед» за 4 года и видите её положительную динамику.
Слайд 30. В результате освоения программы дети стали интеллектуально-развитыми, любознательными, креативными, инициативными и эмоционально-отзывчивыми.
Слайды 32-33. Результатом этой деятельности стало участие детей в праздниках, конкурсах, фестивалях различного уровня.
Копилка достижений детей.
Слайд 35. Одним из основных условий было создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для воспитания у детей начал патриотизма (зачитать названия центров)
Вывод: Таким образом, создание развивающей предметно-пространственной среды способствует осознанию ребенком своих корней, преемственности поколений, дарит ощущение сопричастности к судьбе своей семьи, своего народа и его культуры.
Слайд 36. Взаимодействие с родителями.
Обязательным условием успешности патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
В настоящее время эта работа актуальна. После анкетирования родителей сделала вывод, что во многих семьях вопросы воспитания патриотизма не считались важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Целью взаимодействия стало: Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Слайд 37 - 38. В связи с этим был разработан перспективный план работы с родителями, включивший разные виды взаимодействия.
Слайд 39. Для привлечения семьи к патриотическому воспитанию детей использовала разные приёмы формирования у родителей позитивного отношения к патриотическому воспитанию детей и краеведческой деятельности, например:
В программу социального взаимодействия с родителями включила организацию детско-родительского клуба «Радуга интересов», целью которого стало: «Привлечение родителей к воспитанию в детях познавательного интереса к истории, профессиям города, к интересным увлечениям».
Этот клуб дал дополнительный импульс для обогащения личности ребенка, для его духовного и творческого развития, совершенствуя взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Слайд 40.
В результате этой деятельности 4 мальчика стали посещать военно-патриотический клуб «Морской пехотинец», 1 – спортивную секцию «Бокс», 5 ребят – «Юный художник», 2 девочки – театр - студию «Наш день», 2 - детскую музыкальную студию «Капель».
Слайд 41. На конец подготовительной группы провела снова анкетирование родителей, которое показало:
- рост высокой степени заинтересованности родителей на 34,7% (с 10 родителей до 18 родителей);
- уменьшение показателей средней степени заинтересованности родителей на 21,7% (с 7 родителей до 3 родителей);
- отсутствие равнодушных родителей (с 3 родителей до 0) .
Слайд 42. Вывод: Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С помощью семьи и семейных традиций ребёнок с малых лет может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя не только сыном своих родителей, но и всего Отчества.
Слайд 43. Взаимодействие с социальными партнёрами
В контексте данной проблематики, в нашей группе ещё одним подходом является взаимодействие с социальными партнёрами.
Слайд 44.
Перспективный план взаимодействия с социальными партнёрами вы видите на слайде.
Слайд 45. Вывод: Таким образом, взаимодействуя с разными социальными партнёрами, позволит воспитать в дошкольнике патриота своей Родины с высокими нравственными, морально-психическим и этическими качествами.
Слайд 47. Методическая копилка.
На этом слайде вы можете увидеть моё участие в жизни детского сада, города и области.
Слайд 48.
Результаты моей работы с детьми по патриотическому воспитанию позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького Патриота, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их; у них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявлялся в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении.
Вывод: Сегодня я с уверенностью могу сказать, что мы смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!
Слайд 49. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный краевед»
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...
Конкурс-викторина "Юные краеведы"
Закрепление знаний детей о родном городе...
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...
Конспект занятия кружковой работы по программе «Юные краеведы» в старшей группе Тема: «Народная игрушка кукла-самоделка»
Задачи:Художественное творчество:· Вызвать желание изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;·...
Проект "Юный краевед"
Задачи проекта:1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о родном крае, его особенностях, истории и культуре.2. Закрепление нравственных представлений, навыко...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомления детей с национальной культурой исусства народов Крайнего Севера используется дополнительная образовательная программа "Юный кр...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомление детей с национальной культурой искусства народов Крайнего Севера используюется дополнительная образовательня программа "Юный к...